Король-крыса. Как жил и побеждал гонщик Ники Лауда
Обменять обеспеченное будущее и высокий социальный статус на острые ощущения, негарантированную славу, поставив при этом на кон жизнь, — таков Ники Лауда, по праву занявший место в пантеоне героев автоспорта
Кто такой Ники Лауда
Андреас Николаус (Ники) Лауда (22.02.1949–20.05.2019) — трехкратный чемпион мира «Формулы-1», самый успешный австрийский автогонщик. Два своих высших титула в королевских гонках завоевал после страшной аварии во время Гран-при Германии 1976 года, последствия которой ощущал всю жизнь. Кроме того, Лауда — единственный из пилотов «Формулы-1», ставший чемпионом в составе команд Ferrari и McLaren, первая из которых — лидер по числу побед в Кубке конструкторов, а вторая — бронзовый призер. За выступающие верхние резцы Ники получил прозвища Крыса, Суперкрыса и Король-крыса. Лауду также называли компьютером за очень расчетливую манеру пилотирования и умелое выстраивание стратегии на протяжении всего чемпионата. В 1993 году австриец стал членом Международного зала автоспорта в США. После завершения карьеры гонщика и до последних дней жизни Лауда, хотя и занимался бизнесом в сфере авиаперевозок, оставался тесно связан с миром «Формулы-1».
Биография Ники Лауды
Если ты принадлежишь к семье видных банкиров и промышленников Австрии, то твоя судьба в 99% процентах случаев предопределена, но Ники умудрился стать отщепенцем. А все начиналось с того, что 12-летнему подростку родственники доверяли парковать свои автомобили. Знали бы они, к чему это приведет!
Карьера Ники Лауды
Угоны злобного маленького Austin Cooper S1300 из отцовского гаража не в счет. Дальше — больше. Ники свернул на кривую дорожку автоспорта, начав с различных младших формул. Ярким дарованием австриец не выглядел, но страсть к скорости уже овладела им. Разорвать эту связь не смогли ни угрозы степенных старших представителей рода, ни даже отлучение от семейного кошелька. Ники нашел выход. Используя громкую фамилию, он набрал банковских кредитов для продолжения своей гоночной карьеры. Именно на заемные деньги Ники в 1970 году приобрел спорт-прототип Porsche 908, а годом позже купил себе место в March, гоночной команде, которая выступала и в «Формуле-2», и в «Формуле-1». Дебют Лауды в королевских гонках в 1972 году оказался настолько разочаровывающим из-за неконкурентоспособных машин March 721 и особенно 721X, что австриец задумался не только о завершении карьеры пилота, но даже о самоубийстве, к чему подталкивал неподъемный долг в 200 тыс. «еще тех» долларов.
Однако вместо того, чтобы свести счеты с жизнью, Ники… удвоил свой долг ради получения места в команде BRM на сезон 1973 года. В итоге всего два набранных очка, 18-е место в личном зачете и… место пилота в легендарной скудерии Ferrari. Помогли упорство Ники и счастливый случай. Во время Гран-при Монако Лауда, квалифицировавшийся шестым, выжимал все из своего BRM P160, вырвался на третье место и удерживал его до поломки коробки передач на 24-м круге. Наблюдавший за гонкой по телевизору Энцо Феррари обратил внимание на австрийца, а позже оценил и его бесстрашный пилотаж во время дождевой тренировки на трассе Зандворт в Нидерландах. Так совпало, что Scuderia Ferrari, переживавшей очередной кризис, требовалась молодая кровь, а тут еще приглашенный в Ferrari швейцарец Клэй Регаццони, напарник Лауды по BRM, отрекламировал австрийца Коммендаторе как умного и безошибочного пилота.
Лауда оправдал кредит доверия, принеся Scuderia Ferrari первую с 1972 года победу в «Формуле-1» уже в четвертой гонке сезона-1974. Австриец завершит его, имея в своем активе девять поулов, две победы в Гран-при и четвертое место в личном зачете, что позволит выбить у Энцо Феррари рекордный контракт на $300 тыс. Коммендаторе уступил еще и потому, что Лауда оказался не только быстр в гонках, но и великолепным тест-пилотом. Много позже Лука ди Монтедземоло, руководивший гоночной командой Ferrari в момент прихода туда Лауды, скажет, что австриец с его врожденным чутьем внес в развитие Scuderia Ferrari даже больший вклад, чем Михаэль Шумахер, чья карьера пришлась уже на компьютерную эпоху.
А все последующие поколения пилотов «Формулы-1» должны быть благодарны Ники за то, что тот, подняв планку своей зарплаты на новый уровень, вызвал тем самым цепную реакцию. Ей не позволил заглохнуть Лауда, который, одержав пять побед в Гран-при на исключительно удачной Ferrari 312T, стал чемпионом мира 1975 года и принес скудерии первый за 11 лет Кубок конструкторов. Только после этого, да и то с помощью Клэя Регаццони, австриец наконец скинул с плеч груз задолженности перед банками.