Как платное и недешевое искусство менялось вслед за запросами аудитории

Правила жизниКультура

Искусство и заказ

Кому принадлежит искусство — народу или заказчику? Филолог и искусствовед Арсений Дежуров выясняет, как живопись, архитектура и литература трансформировались вслед за запросами платежеспособной аудитории, а вместе с ними менялось и телосложение муз.

На глаз простодушного ценителя искусства, заказчиками бывают музы и Аполлон. Эти древние божества, все еще актуальные в вопросах культуры, насылают вдохновение, купить которое невозможно, а продавать предосудительно. Люди, мыслящие в духовном аспекте, бывают огорчены, когда соловей, вдоволь наевшись баснями, издает алчный клекот: «А деньги?» В общественном сознании художнику идет быть нищим и умереть молодым.

Добродетельные материалисты полагают, что «искусство принадлежит народу». Эти слова, сказанные Лениным Кларе Цеткин (1920), выражают идею не только вождя пролетариата – это общий посыл XIX столетия. Примерно в этом направлении мыслил Марсель Пруст и с ним еще многие эстеты разного калибра. Неважно, святы ли поныне Пруст и Ленин, но эта идея живет в нас. Как часто мы наивно вскидываем глаза и руки к небесам со словами: «Ну кому это нужно? Как это можно смотреть, слушать, обонять, осязать, пробовать на вкус? Короче, публиковать?» Мы, простаки, думаем, что конечные потребители изящного – мы, что искусство – вещь сугубо возвышенная и принадлежит всякому, кто на него взглянет.

В то время как искусство – штука платная и (в желанном для художника случае) дорогая.

В коммунистическом «прежде», какой бы учебник истории чего бы то ни было мы ни открыли (искусства, литературы, кулинарии, кройки и шитья), мы читали предварительную сводку о производительных силах и производственных отношениях, которые определили эволюцию и прогресс исследуемой темы. Социологическая школа исторических исследований, единственная уцелевшая в Союзе, полагала, что культура зависима от политэкономического развития общества. Широко мыслящий ученый современности скучливо скажет, что этот фактор никак отрицать нельзя, но не интереснее ли мыслить в категориях спонтанных изменений мировой культуры, чьи последствия мы видим на всех срезах коллективной мысли и пр.

Ну а если вернуться к архаической модели и в порядке гимнастики для ума проследить, как менялось содержание искусства в зависимости от требований платящей стороны, заказчика?

Власть в Европе передавалась не только из рук в руки. Она переходила от одной формации к другой. В смутное время искусство рабовладельческого строя подверглось строгой ревизии и утилизации. Бронзовые статуи императоров переплавлялись на нужды новой культуры, мраморные боги перекаливались на известь, колонны языческих храмов стали поддерживать своды христианских церквей. Изобразительное искусство поначалу получило величественный пинок, но затем снисходительно было допущено в обиход христианства как «библия для безграмотных»: поспешно крещенная языковая мозаика Европы не успела уразуметь смысл Святого Писания, и плоские выразительные картинки икон помогали неуверенным христианам в общих чертах понять св. Историю.

Это было даже не вполне искусство, ибо по-настоящему «святое» искусство, главная ценность которого – это сокровенный религиозный смысл, больше похоже на магию, во всяком случае, неотделимо от культа. Искусство в чистом виде бесполезно. Оно бесполезно, как бесполезна роскошь, и, подобно роскоши, не должно стоить дешево.

Да, конечно, случались религиозные центры, которые стяжали шедевры, преимущественно ювелирного мастерства. Но и эти клады были насыщены христианским (не поручусь, что всегда искренним) содержанием. Один дьякон храма Св. Софии в Константинополе, кажется, всерьез рассуждал, зачем наполнять самую большую церковь православного мира самоцветным камением и самоскатным жемчугом, а также златом, серебром, аксамитами и проч. Дьякон рассуждал о впечатлении, которое на язычников произведет презренный блеск дольних сокровищ. «А-а, – подумает жадный язычник, – коли у этого бога так много ценностей, значит, он и правда крут. Выучу-ка я греческий, прочитаю, что ему нужно». Выучит, прочитает и убедится в том, что не войти верблюду в игольные уши, а вот честная бедность… ну и т. д.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Городская среда Городская среда

Дубай полностью соответствует канонам арабской сказки

Правила жизни
Молодые, безработные и грамотные: как возник сектор Газа и кто там живет Молодые, безработные и грамотные: как возник сектор Газа и кто там живет

Какое отношение сектор Газа имеет к Палестине и какие там живут люди?

Forbes
Видеоигры — круче Видеоигры — круче

Как видеоигры не просто доросли до искусства, но стали его высшей формой

Правила жизни
Сотвори себе Idol Сотвори себе Idol

В мире ретейла и глянца обсуждают новый бренд доступного премиум-сегмента — Idol

Эксперт
Воспитание стиля Воспитание стиля

Фэшн-эксперты о преимуществах профильных блогеров перед селебрити

Правила жизни
«Машины душевных мук»: нужно ли читать соцсети бывшего «Машины душевных мук»: нужно ли читать соцсети бывшего

Как пережить разрыв, если соцсети держат нас в курсе событий в жизни бывшего?

Psychologies
Великая пустота Великая пустота

Монголия – наименее населенная страна мира

Вокруг света
Что такое упражнения Кегеля и как их правильно выполнять Что такое упражнения Кегеля и как их правильно выполнять

Кому стоит выполнять упражнения Кегеля и как делать это правильно

РБК
Точка роста Точка роста

Регина Тодоренко: лучшее лекарство от хейта — безразличие

VOICE
Записки зрелого врача: каким получился спектакль «Комната Адлера» с Олегом Меньшиковым Записки зрелого врача: каким получился спектакль «Комната Адлера» с Олегом Меньшиковым

Почему пропускать спектакль «Комната Адлера» не рекомендуется

Правила жизни
«Рептилии»: как нас разочаровал детектив с Джастином Тимберлейком и Бенисио Дель Торо «Рептилии»: как нас разочаровал детектив с Джастином Тимберлейком и Бенисио Дель Торо

Несмотря на звездный состав, этот детектив получился очень унылым и заурядным

Forbes
В бордовых тонах В бордовых тонах

За что стоит полюбить свеклу?

Лиза
«Я слышу то, что пишу» и другие цитаты писателя Юна Фоссе «Я слышу то, что пишу» и другие цитаты писателя Юна Фоссе

Разбираемся в своеобразии творчества норвежского писателя Юна Фоссе

РБК
История девушки, которая сбежала из секты «Дети Бога» История девушки, которая сбежала из секты «Дети Бога»

История внучки основателя секты «Дети Бога» Дэвида Брандта Берга

СНОБ
10 музыкальных групп из 90-х, повлиявших на несколько поколений 10 музыкальных групп из 90-х, повлиявших на несколько поколений

Без этой десятки коллективов невозможно представить современных исполнителей

Maxim
Энергия на длинную дистанцию Энергия на длинную дистанцию

Сможет ли управляемый термоядерный синтез заменить углеводородное топливо

Наука и жизнь
Как устроена адаптивная подвеска в автомобилях и зачем она нужна Как устроена адаптивная подвеска в автомобилях и зачем она нужна

Адаптивная подвеска: как она устроена и как работает

ТехИнсайдер
Девушек здесь не ждут: почему женщины в IT поддерживают мизогинию, а не друг друга Девушек здесь не ждут: почему женщины в IT поддерживают мизогинию, а не друг друга

Почему у женщин в IT искаженное восприятие себя в профессии

Forbes
Натуфийцы изготовили растительную краску 15 тысяч лет назад Натуфийцы изготовили растительную краску 15 тысяч лет назад

Ученые исследовали 15-тысячелетние украшения натуфийской культуры

N+1
История Театра на Таганке История Театра на Таганке

В1946 году в Москве был создан Театр драмы и комедии...

СНОБ
Никаких аистов: как выглядело половое воспитание в СССР Никаких аистов: как выглядело половое воспитание в СССР

Кое о чем в стране, где секса не было, все-таки рассказывали

Maxim
Эксперимент редакции: «Я месяц смотрю только феминистское порно» Эксперимент редакции: «Я месяц смотрю только феминистское порно»

Журналистка «Горящей избы» и автор Maximonline.ru — о фемоптике в порно

Psychologies
Самарская Лука. «Вот такое в свете чудо»… Самарская Лука. «Вот такое в свете чудо»…

Самарская Лука, полная тайн и загадок, точно достойна того, чтобы здесь побывать

Зеркало Мира
Шизотипический взгляд на мир: посмотрите на картины художников-аутсайдеров Шизотипический взгляд на мир: посмотрите на картины художников-аутсайдеров

Что такое аутсайдерское искусство?

Psychologies
На скульптурах Парфенона нашли следы инструментальной обработки и сложного цветного орнамента На скульптурах Парфенона нашли следы инструментальной обработки и сложного цветного орнамента

При росписи статуй Парфенона художники широко использовали египетский синий

N+1
«Игры в бисер»: глава из книги Александра Гениса «Игры в бисер»: глава из книги Александра Гениса

Отрывок из сборника эссе, который по-новому откроет любимых авторов

СНОБ
Как правильно париться в бане — три условия Как правильно париться в бане — три условия

Как париться в бане, чтобы максимально оздоровиться

Maxim
6 мужских домыслов о том, что доставляет женщине сексуальное удовольствие 6 мужских домыслов о том, что доставляет женщине сексуальное удовольствие

Какими мифами руководствуются мужчины, желая доставить удовольствие женщинам

Psychologies
5 книг о сектах, про которые страшно читать 5 книг о сектах, про которые страшно читать

Захватывающие и жуткие романы, которые объясняют психологию всех участников сект

Maxim
Текст по принуждению Текст по принуждению

«Кошки-мышки»: неудачная экранизация популярного феминистского рассказа

Weekend
Открыть в приложении