Как платное и недешевое искусство менялось вслед за запросами аудитории

Правила жизниКультура

Искусство и заказ

Кому принадлежит искусство — народу или заказчику? Филолог и искусствовед Арсений Дежуров выясняет, как живопись, архитектура и литература трансформировались вслед за запросами платежеспособной аудитории, а вместе с ними менялось и телосложение муз.

На глаз простодушного ценителя искусства, заказчиками бывают музы и Аполлон. Эти древние божества, все еще актуальные в вопросах культуры, насылают вдохновение, купить которое невозможно, а продавать предосудительно. Люди, мыслящие в духовном аспекте, бывают огорчены, когда соловей, вдоволь наевшись баснями, издает алчный клекот: «А деньги?» В общественном сознании художнику идет быть нищим и умереть молодым.

Добродетельные материалисты полагают, что «искусство принадлежит народу». Эти слова, сказанные Лениным Кларе Цеткин (1920), выражают идею не только вождя пролетариата – это общий посыл XIX столетия. Примерно в этом направлении мыслил Марсель Пруст и с ним еще многие эстеты разного калибра. Неважно, святы ли поныне Пруст и Ленин, но эта идея живет в нас. Как часто мы наивно вскидываем глаза и руки к небесам со словами: «Ну кому это нужно? Как это можно смотреть, слушать, обонять, осязать, пробовать на вкус? Короче, публиковать?» Мы, простаки, думаем, что конечные потребители изящного – мы, что искусство – вещь сугубо возвышенная и принадлежит всякому, кто на него взглянет.

В то время как искусство – штука платная и (в желанном для художника случае) дорогая.

В коммунистическом «прежде», какой бы учебник истории чего бы то ни было мы ни открыли (искусства, литературы, кулинарии, кройки и шитья), мы читали предварительную сводку о производительных силах и производственных отношениях, которые определили эволюцию и прогресс исследуемой темы. Социологическая школа исторических исследований, единственная уцелевшая в Союзе, полагала, что культура зависима от политэкономического развития общества. Широко мыслящий ученый современности скучливо скажет, что этот фактор никак отрицать нельзя, но не интереснее ли мыслить в категориях спонтанных изменений мировой культуры, чьи последствия мы видим на всех срезах коллективной мысли и пр.

Ну а если вернуться к архаической модели и в порядке гимнастики для ума проследить, как менялось содержание искусства в зависимости от требований платящей стороны, заказчика?

Власть в Европе передавалась не только из рук в руки. Она переходила от одной формации к другой. В смутное время искусство рабовладельческого строя подверглось строгой ревизии и утилизации. Бронзовые статуи императоров переплавлялись на нужды новой культуры, мраморные боги перекаливались на известь, колонны языческих храмов стали поддерживать своды христианских церквей. Изобразительное искусство поначалу получило величественный пинок, но затем снисходительно было допущено в обиход христианства как «библия для безграмотных»: поспешно крещенная языковая мозаика Европы не успела уразуметь смысл Святого Писания, и плоские выразительные картинки икон помогали неуверенным христианам в общих чертах понять св. Историю.

Это было даже не вполне искусство, ибо по-настоящему «святое» искусство, главная ценность которого – это сокровенный религиозный смысл, больше похоже на магию, во всяком случае, неотделимо от культа. Искусство в чистом виде бесполезно. Оно бесполезно, как бесполезна роскошь, и, подобно роскоши, не должно стоить дешево.

Да, конечно, случались религиозные центры, которые стяжали шедевры, преимущественно ювелирного мастерства. Но и эти клады были насыщены христианским (не поручусь, что всегда искренним) содержанием. Один дьякон храма Св. Софии в Константинополе, кажется, всерьез рассуждал, зачем наполнять самую большую церковь православного мира самоцветным камением и самоскатным жемчугом, а также златом, серебром, аксамитами и проч. Дьякон рассуждал о впечатлении, которое на язычников произведет презренный блеск дольних сокровищ. «А-а, – подумает жадный язычник, – коли у этого бога так много ценностей, значит, он и правда крут. Выучу-ка я греческий, прочитаю, что ему нужно». Выучит, прочитает и убедится в том, что не войти верблюду в игольные уши, а вот честная бедность… ну и т. д.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Время измениться в размерах» «Время измениться в размерах»

Корифеи медиабизнеса обсуждают будущее аналоговых и цифровых медиа

Правила жизни
«Человечество вечно не останется на Земле». Кто придумал искусственный спутник «Человечество вечно не останется на Земле». Кто придумал искусственный спутник

4 октября 1957 года СССР запустил в космос первый искусственный спутник Земли

СНОБ
Vicootes Vicootes

Рагим Джафаров сочетает интеллектуальность с сюжетностью

Правила жизни
Стандартные ситуации. Как уменьшить вероятность аварии Стандартные ситуации. Как уменьшить вероятность аварии

Частые ошибки водителей на дорогах, которые приводят к авариям

4x4 Club
Видеоигры — круче Видеоигры — круче

Как видеоигры не просто доросли до искусства, но стали его высшей формой

Правила жизни
7 советов, которые помогут восстановить сексуальную жизнь, даже когда кажется, что всё пропало 7 советов, которые помогут восстановить сексуальную жизнь, даже когда кажется, что всё пропало

Вот несколько советов сексопатолога — они помогут вернуть огонь в ваши отношения

VOICE
Мифотворец Мифотворец

120 лет со дня рождения танцовщика и балетмейстера Сержа Лифаря

Weekend
Ракетные атомные подводные лодки стран НАТО Ракетные атомные подводные лодки стран НАТО

В 1976 году в США на воду сходит ракетная лодка нового поколения «Огайо»

Наука и техника
Страстно интересно Страстно интересно

В каких фильмах искать чужие и свои страсти, рассказывают кинокритики

СНОБ
Когда выбор становится невозможен: что такое FOBO — страх лучшего варианта Когда выбор становится невозможен: что такое FOBO — страх лучшего варианта

Что такое FOBO и как с ним жить?

VOICE
«Вернуть жену Ивану Лапикову помог Олег Ефремов» «Вернуть жену Ивану Лапикову помог Олег Ефремов»

Образы, созданные Иваном Лапиковым в кино стали народными, любимыми

Караван историй
Кто украл кефир? История появления кефира в России Кто украл кефир? История появления кефира в России

Как же в России узнали секрет любимого всеми напитка — кефира?

ТехИнсайдер
Сны наяву, раздвоение личности и истерики: случай из практики врача Брейера, положивший начало психоанализу Сны наяву, раздвоение личности и истерики: случай из практики врача Брейера, положивший начало психоанализу

Как случай из практики Йозефа Брейера вдохновил Фрейда

Psychologies
Совместный поиск ответов на общественный запрос | Responding to Public Demand Together Совместный поиск ответов на общественный запрос | Responding to Public Demand Together

Практики участия грантодающих фондов в реализации «третьей миссии» университетов

Позитивные изменения
Просто «неприятность»: как нельзя говорить о насилии и какие слова лучше использовать Просто «неприятность»: как нельзя говорить о насилии и какие слова лучше использовать

Что такое язык ненасилия и почему он важен

Forbes
Как москвич трижды запускал обучающий сервис для детей и продал его «Яндексу» Как москвич трижды запускал обучающий сервис для детей и продал его «Яндексу»

Как создавалась «Сказбука» и зачем «Яндекс» её выкупил?

Forbes
Как включить голову Как включить голову

Почему важно учить ребёнка критически оценивать информацию

Здоровье
«Humariff случился по любви, поэтому он успешен» «Humariff случился по любви, поэтому он успешен»

Тамам Хумарифф — о своей новой коллекции и планах на будущее

OK!
Мария Лотта Мария Лотта

Модель-сенсация Мария Лотта смотрит на вас отовсюду

Собака.ru
Мужчина, отойдите! Мужчина, отойдите!

Безобидные привычки мужчины, которые выдают в нем психопата

Лиза
Колесо судьбы Харрисона Форда Колесо судьбы Харрисона Форда

Легендарный актер Харрисон Форд, чьи герои не сходят с экранов более полувека

Караван историй
Цельный образ Цельный образ

Загородный дом с предметами коллекционного дизайна

SALON-Interior
И худые станут толстыми И худые станут толстыми

Мемуары крестьянина Ивана Юрова и история фэтшейминга в России

Weekend
Mitsubishi D: X — внедорожный минивэн будущего Mitsubishi D: X — внедорожный минивэн будущего

Mitsubishi D: X — захватывающий и инновационный автомобиль

4x4 Club
Русский музей в Звенигородском Манеже. Гид по выставке «Вокруг Левитана» Русский музей в Звенигородском Манеже. Гид по выставке «Вокруг Левитана»

Картины, по истории которых можно проследить развитие русской пейзажной живописи

СНОБ
Стесняюсь спросить: когда пора обращаться к нутрициологу и зачем? Стесняюсь спросить: когда пора обращаться к нутрициологу и зачем?

Кто такой нутрициолог и как он помогает скорректировать питание?

Правила жизни
Никаких аистов: как выглядело половое воспитание в СССР Никаких аистов: как выглядело половое воспитание в СССР

Кое о чем в стране, где секса не было, все-таки рассказывали

Maxim
Безумный ученый против Гитлера: жизнь и борьба Джеффри Пайка Безумный ученый против Гитлера: жизнь и борьба Джеффри Пайка

У англичан абсолютное оружие было. И звали его Джеффри Пайк

Правила жизни
5 экранизаций, чтобы пережить дождливую осень 5 экранизаций, чтобы пережить дождливую осень

Книжные экранизации для семейных вечеров

СНОБ
Английский джентльмен и главный хулиган: фильмы Гая Ричи от худшего к лучшему Английский джентльмен и главный хулиган: фильмы Гая Ричи от худшего к лучшему

Непредвзятая оценка фильмографии британца Гая Ричи

Правила жизни
Открыть в приложении