Солдат на троне
«У меня уже не осталось времени на усталость», — сказал 8 марта 1888 года, за день до смерти, германский император Вильгельм I. Именно при нём империя достигла своего могущества и славы.
Младший брат
Более половины своей жизни Вильгельм провёл в качестве кадрового военного. И хотя к государственному управлению Вильгельма Фридриха Людвига Гогенцоллерна, второго сына прусского короля, не готовили, образование он получил вполне приличное: иностранные языки, математика, история и география. Обучал Вильгельма известный педагог и теолог Фридрих Дельбрюк, нанятый воспитателем к его старшему брату, Фридриху Вильгельму. Братья оказались явными противоположностями: если старший был невероятно энергичным и неусидчивым, чем огорчал воспитателя, то младшего характеризовали как спокойного и рассудительного (некоторые историки, впрочем, видели в этом признаки недальновидного ума и отсутствие интереса к учёбе).
Родившийся на излёте XVIII века Вильгельм застал бурные, судьбоносные события: наполеоновские войны, в которых Пруссия показала себя не лучшим образом, революции, взлёт и падение монархий. Восстание декабристов в Санкт-Петербурге он видел собственными глазами, когда находился в столице Российской империи с дипломатической миссией. Говорили, что случившееся на Сенатской площади сильно впечатлило будущего императора, навсегда заразив его боязнью революций и заговоров. Вильгельм вообще был человеком консервативных взглядов, сторонником николаевского типа монархии, практически абсолютизма. От этого даже в семье у него возникали конфликты и непонимание.
Но дела семейные, кажется, единственное, в чём его ждала неудача. Отец не разрешил брак с польской княжной Элизой Радзивилл, а с выбранной в супруги племянницей российского императора Николая I Вильгельм не чувствовал «душевного тепла», жалуясь сестре, что по-настоящему в этой жизни «можно любить лишь один раз». Августа Мария Луиза Катерина Саксен-Веймар-Эйзенахская мужа своего, однако, любила, а вот войны и муштру — нет, и считалась «либералкой». Но на политику императора серьёзного влияния Августа оказать не могла, хотя Бисмарк впоследствии и обвинял её в этом.
«Картечный принц»
Возможность проявить характер предоставилась Вильгельму в 1848 году. Когда весной революционные события захлестнули берлинские улицы, будущий император был одним из тех, кто поддерживал, в отличие от занявшего к тому времени престол Фридриха Вильгельма IV, использование армии против революционеров. За это впоследствии был прозван «картечным принцем». Общественное мнение да и давление венценосного брата вынудили Вильгельма на время покинуть Пруссию. Фактически это было изгнание, несколько месяцев он провёл в Лондоне. К тому времени Вильгельм уже официально считался наследником престола при бездетном брате, и такая демонстративная высылка из столицы, да ещё и по настоянию монарха, — событие беспрецедентное.
Вернувшись, Вильгельм ещё раз подтвердил прозвище «картечного принца», приняв участие в подавлении восстания в Великом герцогстве Баден.