Ирония судьбы на французском: как Вуди Аллен переизобретает себя в Европе
В начале осени на Венецианском кинофестивале вне конкурса показали пятидесятую картину Вуди Аллена «Великая ирония», которая 28 сентября вышла в прокат в России. Это первый фильм режиссера, обвиненного в сексуализированном насилии приемной дочерью, снятый на французском языке, однако в остальном перед зрителями все тот же Вуди Аллен. Кинокритик Тамара Ходова рассуждает, почему именитые режиссеры все больше заняты самоповтором.
На девятом десятке живой классик Вуди Аллен столкнулся не только с проблемами, свойственными позднему творчеству режиссеров (отсутствие идей и бесконечные самоповторы), но и с культурой отмены. Приемная дочь режиссера Дилан Фэрроу обвинила его в сексуализированном насилии, и, хоть его вина так и не была доказана, американские дистрибьюторы решили ради пущей безопасности держаться от его фильмов подальше. Последней работой Аллена, худо-бедно показанной на родине, стала «Дождливый день в Нью-Йорке» в 2020 году.
Отвергнутых Америкой артистов традиционно привечают в Европе, более терпимо относящейся к их проблематичному прошлому. Джонни Депп снялся во Франции, открыл Каннский фестиваль и сейчас готовит проект в Италии, Шайя ЛаБаф с не менее проблематичной личной жизнью снялся у Абеля Феррары, Роман Полански нашел приют и финансирование во Франции. Предпоследнюю работу Аллена «Фестиваль Рифкина» показали в престижном Сан-Себастьяне, а его пятидесятую по счету картину «Великая ирония» — вне конкурса на недавно прошедшей Венецианской биеннале.
По сюжету Фанни (Лу де Лааж) работает в художественной галерее и живет в счастливом, комфортном браке с Жаном (Мельвиль Пупо) — загадочным бизнесменом гораздо старше ее. Фанни хорошо с Жаном, но его опека и богатство заменили ей друзей и самостоятельную жизнь. Героиня не без причин боится, что местное светское общество считает ее трофейной женой, и с большой неохотой носит открытые платья и дорогие украшения, которыми щедро одаривает ее Жан, желая пробудить зависть и ревность окружающих.