«Копирование — это не кража, а трансформация»: Уиллем Дефо — о своем провальном старте и новом фильме «Сибирь»
12 ноября в онлайн-кинотеатре Wink выходит фильм «Сибирь» с Уиллемом Дефо. Почему картина не имеет отношения к России, чем прокатное кино отличается от сериалов и почему увольнение может быть радостным событием — актер рассказал в интервью Forbes Life
«Сибирь» — фильм культового режиссера Абеля Феррары, участник основного конкурса Берлинского кинофестиваля 2020 года, философское роуд-муви о путешествии по заснеженным просторам (важно, что место действия — вовсе не Россия) внутрь подсознания загадочного главного героя. Его сыграл Уиллем Дефо, четырежды номинант на «Оскар», обладатель Кубка Вольпи за лучшую мужскую роль. Звезда супергероики («Аквамен», «Человек-паук») и других зрительских фильмов («Джон Уик») продолжает регулярно сниматься и у самых независимых постановщиков в мире от Уэса Андерсона и до Ларса фон Триера. С Феррарой актер давно дружит и снялся уже в семи его разных картинах.
Что для вас символизирует Сибирь?
Сибирь — это место в твоем воображении, изолированное, созерцательное, очень стихийное, немного проклятое. Это не значит, что я так думаю о самой Сибири как о регионе. Но это слово для меня ассоциируется с чем-то подобным.
А как этот фильм репрезентирует Россию и Сибирь в вашем с Абелем сознании? У вас в голове есть это место, которое вы описываете?
Это просто название, не так важно. О чем рассказывает этот фильм? О внутреннем путешествии человека по некоему фантастическому ландшафту. Мужчина попадает в сновидение и при этом бодрствует, входит в эту драму, чтобы узнать что-то новое о себе и побороться со своими сожалениями по поводу собственного прошлого. Внутри оказывается много как хорошего, так и плохого, и герой пытается смириться с этим.
Мне показалось, что ваш персонаж в «Сибири» чем-то похож на героя из фильма «Маяк». Они оба чем-то обеспокоены, оба совсем не молодые мужчины с огромным эмоциональным багажом, и они не открываются для каждого встречного. Что вы думаете об этой параллели? Может, этот персонаж стал для вас постоянным типажом?
Для меня эти герои очень разные, но кое в чем вы правы. Они оба мужчины, которые выбрали для себя одиночество. Но они различаются вот в чем. Томас Уэйк из «Маяка» очень методичен во всем, что он делает, он отождествляет себя с определенной традицией, а вот герой «Сибири» действительно отказался от всех устоев. Он пытается очиститься от всякого социального взаимодействия, изолироваться от мира. Но затем герой обнаруживает, что и это не привело его к внутреннему балансу. Тогда он решает найти, что же его умиротворяет и куда он придет в результате этого буквального и метафорического путешествия.
Герой «Маяка» готов умереть за свои привычки, это то, что составляет его личность. Он о чем-то сожалеет, прячется от мира, но ему комфортно, когда все идет своим чередом. А персонаж «Сибири» хочет атаковать свой внутренний мир, чтобы понять, кто же он такой.
Действительно, важно же понять, кто ты есть на самом деле. Но если честно, мне больше нравится другой фильм режиссера Абеля Феррары, в котором вы снялись, «Томмазо», где вы сыграли альтер-эго постановщика. Возможно, потому что «Томмазо» — это кино о жизни как она есть, а «Сибирь» — всего лишь длинная метафора о жизни. Вы давно работаете с Феррарой, дружите с ним, но если бы вы выбирали какой-то ваш фильм как зритель, а не как актер, то какой бы вы выбрали?
Я не так уж много смотрю фильмов. Я вижу их один раз — когда они закончены. Снимаюсь и иду дальше, к следующему проекту. Что касается Феррары, мы с ним действительно близки. Он вовлекает меня в съемочный процесс на самых ранних этапах, и даже на площадке он многое мне делегирует — потому что знает меня, а я его. В «Томмазо» я почти весь фильм импровизирую. А в «Сибири» почти нет реплик, и там было много сложностей в производстве, поэтому нам пришлось планировать заранее. Но и там и там мы не знали, что будет происходить в конкретной сцене, пока не начинали ее снимать.