Конец передела: как зять миллиардера Тимченко создал морского монстра с выручкой 22 млрд рублей
Русская рыбопромышленная компания Глеба Франка растолкала конкурентов по промыслу краба и с выручкой 22 млрд рублей стала одной из крупнейших в отрасли. Важная составляющая успеха — искусный GR.
Очередной, IV съезд работников рыбохозяйственного комплекса в феврале 2018 года больше походил на собрание заговорщиков, нежели на отраслевую конференцию. Среди участников распространяли тревожные листовки о том, что Русская рыбопромышленная компания (РРПК) при поддержке Владимира Путина готовит «революцию в отрасли». Атмосфера в забитом до отказа зале московского Центра международной торговли была нервозной. Ради доступа к рынку краба РРПК собирается «перекроить закон», возмущался с трибуны президент дальневосточной отраслевой ассоциации Александр Дупляков: «Такого в истории российского рыболовства еще не было!» Выступавший следом вице-премьер Аркадий Дворкович пообещал разобраться.
Спустя полтора года передел крабовой отрасли состоялся, и именно по сценарию РРПК. К этому времени Дворкович ушел из правительства, и на публичную критику РРПК сейчас отваживаются единицы. Почти все участники рыбного рынка, с которыми общался Forbes, просили об анонимности. Хотя еще недавно конкуренты отзывались о компании Глеба Франка, зятя миллиардера Геннадия Тимченко, с мало скрываемым пренебрежением. Почему морские волки предпочитают отмалчиваться, когда речь заходит о компании Франка, и кто помог ему вырастить настоящего морского монстра с выручкой 22 млрд рублей?
Амбициозные юноши
Свежесваренная уха, конкурс «Собери мужа на рыбалку» и традиционное «яблочко» в исполнении моряков. День рыбака в июле 2016-го начинался заурядно и, скорее всего, запомнился бы жителям Владивостока лишь аномальной жарой. Если бы не событие, из-за которого к вечеру на центральной площади было не протолкнуться. Ровно в 20:20 толпа взревела — на сцене появился обожаемый в Приморье «Мумий Тролль». Артистов привезла РРПК, приурочив к празднику свое пятилетие. После получасового концерта группа отдельно выступила для топ-менеджеров рыбодобывающей компании.
РРПК была зарегистрирована в 2011 году и сначала называлась «Русское море — Добыча». Группу «Русское море» в 1990-х основал Андрей Воробьев, нынешний губернатор Подмосковья. В 2002-м Воробьев ушел в политику, а бизнес по импорту свежемороженой рыбы оставил на младшего брата Максима. При нем «Русское море» стала крупнейшим дистрибьютором морепродуктов, начала сама выращивать рыбу и в 2010 году провела IPO. Инвесторы оценили «Русское море» почти в $500 млн. Правда, уже через год капитализация снизилась в три раза, менее чем до $150 млн. Из-за долгов, падения спроса и роста конкуренции компания несла убытки, в 2010 году они составили 900 млн рублей против прибыли в 400 млн рублей годом ранее. Воробьеву срочно требовался партнер.
На выручку пришел миллиардер Геннадий Тимченко, который купил 30% «Русского моря» летом 2011 года. По словам двух его бывших подчиненных, сделку инициировал зять миллиардера Глеб Франк, 37-летний инвестбанкир и сын бывшего министра транспорта Сергея Франка заинтересовался рыбой после знакомства с Максимом Воробьевым. Есть и другая версия появления Тимченко среди акционеров «Русского моря». По словам его знакомого, рыбной темой он заинтересовался в раздевалке закрытого спортивного клуба МЧС после одного из хоккейных матчей, где играл с Сергеем Шойгу и его давним соратником Юрием Воробьевым, отцом Андрея и Максима.
Тимченко остался доволен покупкой и считал, что ему недорого достался крупный бренд, вспоминает его знакомый. Настроение миллиардеру, по словам собеседника Forbes, испортил тогдашний глава Росрыболовства Андрей Крайний, рассказав ему, что рыбный бренд — это фикция, а квот на вылов у «Русского моря» нет. Якобы после этого и возникла идея добычи рыбы. Есть еще одна версия. После того как Тимченко купил долю в «Русском море», Франк начал обсуждать дальнейшее развитие бизнеса с Воробьевым, говорит их бывший партнер: «Они неминуемо стали смотреть на добычу. Там самая большая [в отрасли] маржа». Постепенно они поняли, что «это закрытый клуб бизнесменов и попасть туда будет не так просто».
Нынешние игроки получили свои квоты на аукционах в начале 2000-х, а затем государство практически пожизненно закрепило их по историческому принципу. Пробиться на рынок можно было только через покупку компаний вместе с квотами. Франк с Воробьевым решили, что развивать рыбодобычу будут отдельно от «Русского моря». С первых дней Франк активно вникал в новый для себя бизнес, регулярно летал с Воробьевым во Владивосток и Пусан, морскую столицу Южной Кореи, рассказывает их бывший подчиненный. «Ребята скорее дополняли друг друга. Профили и опыт были разными», — рассказывает их знакомый. По его словам, с самого начала партнеры принимали решения вместе и влияние Тимченко было минимальным. Еще до регистрации компании партнеры провели детальный анализ игроков и наметили 10 целей для покупки, рассказывает бывший топ-менеджер РРПК. За входной билет партнеры готовы были переплачивать и предлагали за компании по 8–10 EBITDA при общепринятом мультипликаторе 6.
Щедрое предложение не сделало потенциальных продавцов сговорчивее. Продавать ориентированный на экспорт бизнес с 30%-ной маржой и валютной выручкой никто не хотел. К перспективам молодых инвесторов с престижными дипломами, но без опыта работы в море бывалые рыбаки отнеслись снисходительно, даже пренебрежительно: «Вот на судне есть механик, штурман, боцман, капитан. А бывают юноши. Это не обидное название, это сложившийся термин. Приходит курсант, тарелки убирает на камбузе или матросам первого класса помогает концы таскать по палубе». А над планами основателей РРПК создать игрока мирового уровня («российскую Coca-Cola в рыбной отрасли») и вовсе смеялись. Вскоре скептикам было уже не до смеха.
Искусство GR
В 2012 году в российской рыбной отрасли разгорелся скандал международного масштаба. ФАС заявила, что китайский холдинг Pacific Andes незаконно контролирует вылов более 320 000 т российской рыбы (около $500 млн в тогдашних ценах) и 30% дальневосточного добывающего флота (более 40 судов). Глава ФАС Игорь Артемьев потребовал, чтобы китайцы продали свои активы российским компаниям.
Поводом стал меморандум для инвесторов: Pacific Andes сам отчитался о контроле над 60% квот на вылов минтая в российских дальневосточных морях. К тому времени проблема иностранного контроля в российской рыбодобыче давно назрела, и первой на документ обратила внимание РРПК, рассказывает ее бывший менеджер: «Отчет лег в копилку [ФАС], и создалась критическая масса [свидетельств]».
РРПК безуспешно пыталась пробиться на рынок, и скандал оказался для компании очень кстати, признает собеседник Forbes: «Появился фон для переговоров». В июне 2012 года состоялись первые встречи с китайцами. В них участвовали оба акционера, рассказывает их знакомый. Помогало и Росрыболовство, говорит бывший сотрудник ведомства: «Давали [китайцам] сигналы, что надо отдать компании». Андрей Крайний это подтверждает: «По моему глубокому убеждению, это стратегическая отрасль и возобновляемый ресурс, который должен принадлежать российским компаниям».
В январе 2013 года РРПК закрыла свою первую сделку, купив примерно за $350 млн две компании из пула Pacific Andes. По этому случаю Франк и Воробьев устроили для руководителей торжественный ужин в одном из московских ресторанов. Угощение было скромным, рассказывает один из приглашенных: «Никто икру ложками не ел, выпили шампанского, обсудили планы».