Русская компания Глеба Франка растолкала конкурентов по промыслу краба

ForbesБизнес

Конец передела: как зять миллиардера Тимченко создал морского монстра с выручкой 22 млрд рублей

Русская рыбопромышленная компания Глеба Франка растолкала конкурентов по промыслу краба и с выручкой 22 млрд рублей стала одной из крупнейших в отрасли. Важная составляющая успеха — искусный GR.

Сергей Титов, Дмитрий Яковенко

img-b1fed040516f1d38536d4b096fa101bb-v.jpg__1576491388__27519.jpg
Оставшись один на один с государственной машиной, краболовы не смогли отстоять свои интересы

Очередной, IV съезд работников рыбохозяйственного комплекса в феврале 2018 года больше походил на собрание заговорщиков, нежели на отраслевую конференцию. Среди участников распространяли тревожные листовки о том, что Русская рыбопромышленная компания (РРПК) при поддержке Владимира Путина готовит «революцию в отрасли». Атмосфера в забитом до отказа зале московского Центра международной торговли была нервозной. Ради доступа к рынку краба РРПК собирается «перекроить закон», возмущался с трибуны президент дальневосточной отраслевой ассоциации Александр Дупляков: «Такого в истории российского рыболовства еще не было!» Выступавший следом вице-премьер Аркадий Дворкович пообещал разобраться.

Спустя полтора года передел крабовой отрасли состоялся, и именно по сценарию РРПК. К этому времени Дворкович ушел из правительства, и на публичную критику РРПК сейчас отваживаются единицы. Почти все участники рыбного рынка, с которыми общался Forbes, просили об анонимности. Хотя еще недавно конкуренты отзывались о компании Глеба Франка, зятя миллиардера Геннадия Тимченко, с мало скрываемым пренебрежением. Почему морские волки предпочитают отмалчиваться, когда речь заходит о компании Франка, и кто помог ему вырастить настоящего морского монстра с выручкой 22 млрд рублей?

Амбициозные юноши

Свежесваренная уха, конкурс «Собери мужа на рыбалку» и традиционное «яблочко» в исполнении моряков. День рыбака в июле 2016-го начинался заурядно и, скорее всего, запомнился бы жителям Владивостока лишь аномальной жарой. Если бы не событие, из-за которого к вечеру на центральной площади было не протолкнуться. Ровно в 20:20 толпа взревела — на сцене появился обожаемый в Приморье «Мумий Тролль». Артистов привезла РРПК, приурочив к празднику свое пятилетие. После получасового концерта группа отдельно выступила для топ-менеджеров рыбодобывающей компании.

РРПК была зарегистрирована в 2011 году и сначала называлась «Русское море — Добыча». Группу «Русское море» в 1990-х основал Андрей Воробьев, нынешний губернатор Подмосковья. В 2002-м Воробьев ушел в политику, а бизнес по импорту свежемороженой рыбы оставил на младшего брата Максима. При нем «Русское море» стала крупнейшим дистрибьютором морепродуктов, начала сама выращивать рыбу и в 2010 году провела IPO. Инвесторы оценили «Русское море» почти в $500 млн. Правда, уже через год капитализация снизилась в три раза, менее чем до $150 млн. Из-за долгов, падения спроса и роста конкуренции компания несла убытки, в 2010 году они составили 900 млн рублей против прибыли в 400 млн рублей годом ранее. Воробьеву срочно требовался партнер.

На выручку пришел миллиардер Геннадий Тимченко, который купил 30% «Русского моря» летом 2011 года. По словам двух его бывших подчиненных, сделку инициировал зять миллиардера Глеб Франк, 37-летний инвестбанкир и сын бывшего министра транспорта Сергея Франка заинтересовался рыбой после знакомства с Максимом Воробьевым. Есть и другая версия появления Тимченко среди акционеров «Русского моря». По словам его знакомого, рыбной темой он заинтересовался в раздевалке закрытого спортивного клуба МЧС после одного из хоккейных матчей, где играл с Сергеем Шойгу и его давним соратником Юрием Воробьевым, отцом Андрея и Максима.

Тимченко остался доволен покупкой и считал, что ему недорого достался крупный бренд, вспоминает его знакомый. Настроение миллиардеру, по словам собеседника Forbes, испортил тогдашний глава Росрыболовства Андрей Крайний, рассказав ему, что рыбный бренд — это фикция, а квот на вылов у «Русского моря» нет. Якобы после этого и возникла идея добычи рыбы. Есть еще одна версия. После того как Тимченко купил долю в «Русском море», Франк начал обсуждать дальнейшее развитие бизнеса с Воробьевым, говорит их бывший партнер: «Они неминуемо стали смотреть на добычу. Там самая большая [в отрасли] маржа». Постепенно они поняли, что «это закрытый клуб бизнесменов и попасть туда будет не так просто».

Нынешние игроки получили свои квоты на аукционах в начале 2000-х, а затем государство практически пожизненно закрепило их по историческому принципу. Пробиться на рынок можно было только через покупку компаний вместе с квотами. Франк с Воробьевым решили, что развивать рыбодобычу будут отдельно от «Русского моря». С первых дней Франк активно вникал в новый для себя бизнес, регулярно летал с Воробьевым во Владивосток и Пусан, морскую столицу Южной Кореи, рассказывает их бывший подчиненный. «Ребята скорее дополняли друг друга. Профили и опыт были разными», — рассказывает их знакомый. По его словам, с самого начала партнеры принимали решения вместе и влияние Тимченко было минимальным. Еще до регистрации компании партнеры провели детальный анализ игроков и наметили 10 целей для покупки, рассказывает бывший топ-менеджер РРПК. За входной билет партнеры готовы были переплачивать и предлагали за компании по 8–10 EBITDA при общепринятом мультипликаторе 6.

Щедрое предложение не сделало потенциальных продавцов сговорчивее. Продавать ориентированный на экспорт бизнес с 30%-ной маржой и валютной выручкой никто не хотел. К перспективам молодых инвесторов с престижными дипломами, но без опыта работы в море бывалые рыбаки отнеслись снисходительно, даже пренебрежительно: «Вот на судне есть механик, штурман, боцман, капитан. А бывают юноши. Это не обидное название, это сложившийся термин. Приходит курсант, тарелки убирает на камбузе или матросам первого класса помогает концы таскать по палубе». А над планами основателей РРПК создать игрока мирового уровня («российскую Coca-Cola в рыбной отрасли») и вовсе смеялись. Вскоре скептикам было уже не до смеха.

Раздача инвестиционных квот должна была дать рыбакам стимул обновлять свой флот и строить заводы
Раздача инвестиционных квот должна была дать рыбакам стимул обновлять свой флот и строить заводы

Искусство GR

В 2012 году в российской рыбной отрасли разгорелся скандал международного масштаба. ФАС заявила, что китайский холдинг Pacific Andes незаконно контролирует вылов более 320 000 т российской рыбы (около $500 млн в тогдашних ценах) и 30% дальневосточного добывающего флота (более 40 судов). Глава ФАС Игорь Артемьев потребовал, чтобы китайцы продали свои активы российским компаниям.

Поводом стал меморандум для инвесторов: Pacific Andes сам отчитался о контроле над 60% квот на вылов минтая в российских дальневосточных морях. К тому времени проблема иностранного контроля в российской рыбодобыче давно назрела, и первой на документ обратила внимание РРПК, рассказывает ее бывший менеджер: «Отчет лег в копилку [ФАС], и создалась критическая масса [свидетельств]».

РРПК безуспешно пыталась пробиться на рынок, и скандал оказался для компании очень кстати, признает собеседник Forbes: «Появился фон для переговоров». В июне 2012 года состоялись первые встречи с китайцами. В них участвовали оба акционера, рассказывает их знакомый. Помогало и Росрыболовство, говорит бывший сотрудник ведомства: «Давали [китайцам] сигналы, что надо отдать компании». Андрей Крайний это подтверждает: «По моему глубокому убеждению, это стратегическая отрасль и возобновляемый ресурс, который должен принадлежать российским компаниям».

В январе 2013 года РРПК закрыла свою первую сделку, купив примерно за $350 млн две компании из пула Pacific Andes. По этому случаю Франк и Воробьев устроили для руководителей торжественный ужин в одном из московских ресторанов. Угощение было скромным, рассказывает один из приглашенных: «Никто икру ложками не ел, выпили шампанского, обсудили планы».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

5 ошибок Романа Кумара Виаса, сооснователя Qmarketing Academy и агентства Qmarketing 5 ошибок Романа Кумара Виаса, сооснователя Qmarketing Academy и агентства Qmarketing

Выгореть, потерять десятки миллионов и наделать много ошибок

Inc.
15 мыслей Сергея Мазаева 15 мыслей Сергея Мазаева

Основатель группы «Моральный кодекс» подвел пару итогов

GQ
Секстинг вместо секса Секстинг вместо секса

Не секстинг виноват в том, что исследователи называют кризисом секса

Playboy
Все, что вам нужно знать о начинающем исполнителе – Кате Panterrra Все, что вам нужно знать о начинающем исполнителе – Кате Panterrra

Что общего у музыки и бочки и как можно убить свои чувства?

GQ
Гибрид смартфона и пиявки. Как РОСНАНО популяризирует науку через искусство Гибрид смартфона и пиявки. Как РОСНАНО популяризирует науку через искусство

Какое именно искусство будет повышать престиж естественных наук среди молодежи

СНОБ
Голливудский тон: топ-5 вещей, которые нужно знать об отбеливании зубов Голливудский тон: топ-5 вещей, которые нужно знать об отбеливании зубов

Может ли навредить отбеливание, какие бывают виды и кому вообще можно его делать

Cosmopolitan
Мое золотце! Мое золотце!

Гадаем с помощью любимых украшений

Лиза
Почему стоит посмотреть сериал «Чернобыль» Почему стоит посмотреть сериал «Чернобыль»

Публикуем главу об одном из самых нашумевших сериалов этого года — «Чернобыле»

СНОБ
Как устроен туалет на глубине, в воздухе и в космосе: деликатный вопрос Как устроен туалет на глубине, в воздухе и в космосе: деликатный вопрос

Чем туалеты на специальном транспорте отличаются от современных уборных

Популярная механика
Do you speak English? Лучшие приложения для изучения английского Do you speak English? Лучшие приложения для изучения английского

Ваш смартфон будет лучшим помощником в изучении английского

Популярная механика
Тайные мысли: почему негативные эмоции и поступки невозможно скрыть Тайные мысли: почему негативные эмоции и поступки невозможно скрыть

Зависть, злость и другие тайные мысли всегда оставляют свой след

Psychologies
Мы почти что собственными руками строили новый ресторан Матильды Шнуровой Мы почти что собственными руками строили новый ресторан Матильды Шнуровой

Матильда Шнурова открывает новый ресторан

GQ
Джуд Лоу — о «Новом папе», кайфе 40-летних и любимой газировке Соррентино Джуд Лоу — о «Новом папе», кайфе 40-летних и любимой газировке Соррентино

За ответами на волнующие нас вопросы о «Новом папе» мы обратились к Джуду Лоу

РБК
Игра света! Игра света!

Глава компании «ИЛЛЮМИНАРИЙ3000» о том, почему световой дизайн так востребован

Cosmopolitan
Гормоны в продуктах: как минимизировать вред? Гормоны в продуктах: как минимизировать вред?

Гормоны, содержащиеся в продуктах, могут оказать негативное влияние на организм

9 месяцев
Древний каменный монумент в Шотландии притягивал молнии: загадки прошлого Древний каменный монумент в Шотландии притягивал молнии: загадки прошлого

Что скрывает в себе древний памятник Калланиш?

Популярная механика
Звёзды, которые скрывали смертельный диагноз — от Мирославы Думы до Эмилии Кларк Звёзды, которые скрывали смертельный диагноз — от Мирославы Думы до Эмилии Кларк

В мире, где балом правит успех, мало кто хочет выглядеть жалким и несчастным

Cosmopolitan
У леса на опушке У леса на опушке

Белорусская Ванга, случайные попутчики и огуречный бизнес

StarHit
С миру – по диете С миру – по диете

Изучи особенности национальных диет и выбери свою

Лиза
Линор Горалик — о «Лолите» как книге про любовь, русской классике и поэтах, навсегда изменивших ее жизнь Линор Горалик — о «Лолите» как книге про любовь, русской классике и поэтах, навсегда изменивших ее жизнь

Книжная полка: Любимые книги поэтессы и писательницы Линор Горалик

Esquire
Без пробуксовки Без пробуксовки

Немецкие автоконцерны намерены продолжить инвестировать в российский рынок

РБК
О, спорт, ты — война? Как телепропаганда реагировала на новый допинговый скандал О, спорт, ты — война? Как телепропаганда реагировала на новый допинговый скандал

Опять эта ВАДА мутит воду, чтобы не сказать прямее: мочу российских спортсменов

СНОБ
Интервью: глава Isaia Джанлука Исайя — о чувстве стиля, ненависти к белым носкам и любви русских к красоте Интервью: глава Isaia Джанлука Исайя — о чувстве стиля, ненависти к белым носкам и любви русских к красоте

Джанлука Исайя: в чем проявляется элегантность и почему мужчины любят костюмы

Esquire
Понятная таблица размеров китайской одежды Понятная таблица размеров китайской одежды

Изучаем таблицу размеров китайской одежды для легких покупок

Cosmopolitan
Как менялась игровая индустрия России: фрагмент книги Андрея Подшибякина Как менялась игровая индустрия России: фрагмент книги Андрея Подшибякина

Российская игровая индустрия не отстает по многим параметрам от общемировой

Esquire
Что такое семейный миф и как он на нас влияет Что такое семейный миф и как он на нас влияет

Передающиеся из поколения в поколение паттерны поведения есть в каждой семье

Psychologies
Почему мы клонируем наших бывших? Почему мы клонируем наших бывших?

Мы склонны завязывать отношения с мужчинами и женщинами одного и того же типа

Psychologies
Как нелегальный мигрант стал рэпером, который зарабатывает $100 000 за выступление Как нелегальный мигрант стал рэпером, который зарабатывает $100 000 за выступление

Рэпер 21 Savage — один из тех, кто попал в США ребенком и рос без документов

Forbes
Карьерные страшилки. Какие мифы о работе будущего пора развенчать Карьерные страшилки. Какие мифы о работе будущего пора развенчать

Заменят ли нас роботы, опустеют ли миллионы офисов?

Forbes
Однажды в России Однажды в России

Борис Акопов: как детство в плохом районе помогает снимать хорошие фильмы

Esquire
Открыть в приложении