Высокая певческая форманта в голосах мальчиков понравилась женской аудитории
Слушатели мужского пола тоже ее заметили, но предпочтения не выразили
![21c40d9897698e14d0124385246a8d1f.gif](https://cs.kiozk.ru/content/article/ovn/m0a/dam/dzhlropzo1ag9amcpdgaxlo/spvycz.gif?v=2&temp_url_sig=I7P_E5ptJm0aPQx8aw1T6g&temp_url_expires=1722123029)
Исследователи из Австралии, Германии и Италии обнаружили, что и мужчины, и женщины распознают высокую певческую форманту в голосах солистов хора, а женщины еще и предпочитают ее. Уже было известно, что певческая форманта в голосах старших солистов хора становится выше, когда в зале присутствуют девушки. Тот факт, что слушатели обоих полов чувствительны к этому, может говорить о том, что совместное пение — или занятие музыкой вообще — может поддерживать одновременно и сотрудничество, и конкуренцию. Результаты опубликованы в Biology Letters.
Одни эволюционные теории предполагают, что музыка помогает нам устанавливать и поддерживать социальные связи. Другие, наоборот, говорят о том, что музыка может поддерживать конкуренцию. Но не исключено, что музыка выполняет обе эти функции одновременно.
Несколько лет назад ученые из Лейпцига исследовали Томанерхор (хор Святого Фомы), в котором поют мальчики разного возраста. Они обнаружили, что, когда в аудитории присутствовали девочки и женщины, самые старшие мальчики (басы) во время исполнения хорала и фуги повышали свою певческую форманту до 2500–3500 герц (это придает голосу певца приятную звонкость). Вероятно, мальчики таким образом пытались конкурировать за женское внимание, при этом совместное музыкальное исполнение не пострадало.