Пианист Константин Купервейс вспоминает о работе с легендами

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Константин Купервейс: «Если б я так умел играть, я бы горы свернул!» — сказал мне Булат Окуджава»

Беседовала Анжелика Пахомова

Фото: Г. Маркосян/из архива К. Купервейса

Пианист Константин Купервейс за свою долгую творческую жизнь работал со множеством легенд. Аккомпанировал Кристалинской и Утесову. Общался с Ширвиндтом, Мироновым и Державиным. Был свидетелем знаменитых квартирников с Высоцким и Окуджавой. Кроме того, Константин 20 лет был мужем Людмилы Гурченко и все эти годы работал с актрисой, ездил с ней на гастроли и съемки. В интервью «Коллекции Каравана историй» Купервейс вспоминает о легендах.

— Константин, эту беседу хочется начать с тех давних лет — начала 70-х годов, — когда ты стал работать в Москонцерте. И работал с такими людьми, которых многие современники не то что не видели живыми, а даже уже не представляют, как они выглядели. Например, Леонид Утесов...

— Это история короткая, но интересная. У нас был ансамбль, такое полуджазовое трио контрабас, ударник и я, пианист. Мы не играли настоящий, профессиональный джаз, но в целом могли сыграть все что угодно. И таким трио мы работали со многими солистами-вокалистами — Майей Кристалинской, Геннадием Беловым и другими, иногда сопровождали артистов разных жанров: иллюзионистов, танцоров или просто играли фоновую музыку. И конечно же, в свободное от работы в Москонцерте время аккомпанировали Людмиле Гурченко. Правда, позже она захотела выступать немного в другом стиле, более камерном, и я был единственным ее аккомпаниатором все 20 лет. Но мне бы хотелось начать разговор о Майе Кристалинской. В Москонцерте к Майе Владимировне относились очень хорошо. У нее было много выступлений и в концертных залах, и на предприятиях, и прямо в цехах на заводах. Но чаще всего Майю Владимировну приглашали в Колонный зал Дома Союзов. И почти во всех концертах, которые там проходили, она участвовала. Вот на одном из таких сборных концертов я увидел Леонида Осиповича Утесова.

Булат Окуджава, 70-е годы. Фото: архив Фотобанка/Fotodom

— Это какой год примерно?

— Думаю, это год 1980-й. Утесов сидел за кулисами, немножко растерянный и напряженный. И тут к нам подошел конферансье, по-моему, Гарик Гриневич, и говорит: «Ребята, не приехала пианистка, которая должна была аккомпанировать Леониду Осиповичу. Вы можете ему сыграть?» А я говорю: «Конечно, сможем, о чем разговор! Какую — «Легко на сердце от песни...»? Он говорит: «Ан нет, песня такая-то...» Называет, а я первый раз слышу эту песню. Утесов подошел к нам, поздоровался, сказал тональность, три куплета и так далее. Все. Ни одной репетиции, даже за кулисами. Когда артист вышел на сцену, сразу же начались овации, зал встал. Мы отработали на пять баллов и были очень довольны. Ни одного заусенчика не было у нас. Я не хвалюсь, я горжусь. После этого, что было нам очень приятно, Утесов подошел к музыкантам и каждому пожал руку, поблагодарил: «Ребята, вы молодцы». Вот такая была история.

Леонид Утесов, 70-е годы. Фото: «Советский экран»/Fotodom

— Он уже был в возрасте...

— Да, в возрасте. Но он очень ясно говорил, в полном здравии, хорошо одетый, настоящий мужчина. И таких историй, когда нужно было быстро вникать, у нас было много. Приходил певец, и по каким-то причинам или отсутствовал аккомпаниатор, или ансамбль опаздывал — мы тут как тут. И опять три куплета, тональность — и мы на сцене. Конечно, не все проходило гладко, особенно с вокалистками, но это бывало реже. Мы всегда выполняли любые предложения солистов, и это всегда нравилось им. Не спорили, не выпендривались. Солист— это святое.

— А никто тогда под фонограмму не пел?

— Какая фонограмма, да еще в Колонном зале?! Тогда все работали вживую. И солисты, и тем более музыканты. Сейчас другое время, другие голоса или совсем нет голоса, но есть потрясающая аппаратура, сейчас другие требования, очень высокие, и качество в сотни раз лучше. Но иногда без фонограммы невозможно работать. И на это есть масса причин. Поэтому к фонограмме надо относиться спокойно. Иногда вокалисты, да и музыканты так профессионально «играют» и «поют», что никому и в голову не придет, что это не живая музыка. А в те далекие 70—80-е годы мы даже не представляли, что можно будет играть под «минус». Сегодня почти все так работают. «Минус» — это когда певец поет, а аккомпанемент — фонограмма. А если на сцене стоят музыканты, то, например, ударник играет вживую, а остальные делают вид. И это очень сложная задача. А если попасть на живой концерт, которых очень мало сейчас, сразу, как лакмусовая бумажка, проявляется, умеет человек петь вживую или нет. Вот я недавно услышал концерт одной певицы, она пела вживую, и ее всем знакомый голос невозможно было узнать. Поэтому сейчас фонограмма для многих — привычное дело.

Константин Купервейс, 70-е годы. Фото: из архива К. Купервейса

— А Кристалинская считалась современной эстрадной певицей? Как ее воспринимали люди?

— Люди ее прекрасно воспринимали! От нее шла доброта в зал. Майя Владимировна выходила на сцену с улыбкой, общалась со зрителями, рассказывала о песнях, которые исполняла. Принимали ее прекрасно, всегда вызывали на бис. Конечно, не обходилось без сплетен. Говорили, что у нее какая-то болезнь, а на самом деле от рождения просто на шее было пигментное пятно. Поэтому она все время изящно повязывала платочки. Я проработал с Майей Владимировной Кристалинской около пяти лет. В 1985 году она ушла из жизни не только от болезней, а скорее от одиночества. Со своим мужем, известным архитектором Барклаем, прожила много лет. Красивый мужчина, очень Майю Владимировну любил. И у него был инсульт, но не спасли, хотя он дружил со всеми медицинскими звездами, профессорами... И она стала угасать, прожила совсем недолго и ушла вслед за ним.

Майя Кристалинская, 1964 год. Фото: Давид Шоломович/РИА Новости

— Главным хитом Кристалинской была песня «Опустела без тебя земля...» («Нежность») Александры Пахмутовой.

— Да, народ очень любил эту песню. Но не только «Нежность». Были популярны песни Аркадия Островского «А у нас во дворе...», «Я тебя подожду» и другие. От нее самой к зрителям шли нежность и уважение. Мы очень много с ней ездили по нашим войскам в страны Варшавского договора. Она страшно любила эти поездки. Не уезжала, прежде чем не накупит всяких сувениров, подарков, пока все деньги не истратит в этих магазинах венгерских и немецких, «Военторгах»!.. Покупала очень много, а в последний день многое сдавала, потому что становилось ясно, что это трудно везти с собой.

Вообще она была простая женщина, очень приятная в общении. Никогда в жизни за пять лет, пока я с ней работал, не сказала ни одного грубого слова никому, никого не обидела, никогда не вставала в позу. И мне некоторые музыканты говорили: «Костя, она такая стала, только когда начала работать с твоим коллективом». Мы тогда жили с Людмилой Гурченко в Безбожном переулке на проспекте Мира. А Кристалинская жила на «Щербаковской», и я ее всегда довозил до дома, и каждый раз она говорила: «Извините, пожалуйста, что вы потеряли время». Со всеми музыкантами разговаривала на «вы». Единственная женщина, к которой меня не ревновала Люся. Хотя Майя была всего на два года старше Гурченко.

Людмила Гурченко, 70-е годы. Фото: из архива К. Купервейса

— Я помню, ты рассказывал, что Кристалинская никогда не летала самолетом. Но ты уговорил ее лететь в Лондон.

— Она панически боялась летать. И обходилась без этого. Но когда нам предложили в 1980 году поехать в Англию, в Лондон, то она стала думать, что делать, как быть. Я объяснял ей в шутку: «Майя Владимировна, ни на чем не доедешь туда, Ла-Манш мы не пересечем, корабли туда не ходят». Представляете, в 1980 году в Лондон?! Да такое и во сне не приснится! Нас вызывали и в ЦК, и в горком партии, и в райком партии, на партком Москонцерта, учили, как себя вести: ни у кого не брать подарков, никому не дарить и еще много-много «советов». И все, она согласилась. И весь полет крепко держала меня за руку. Хотя туда летели на Ил-62, это был очень хороший самолет. Обратно на Ту-154, тоже хорошем, но менее комфортабельном. И опять так же она меня держала — лицо бледное, в глазах ужас... Но все прошло хорошо. Это был единственный случай, когда Майя Владимировна села в самолет. А так мы ездили на гастроли, она это любила, и мне было приятно, что есть своя работа, не связанная с Гурченко. Тут уже Людмила Марковна ничего не могла сказать... «Идем в гости!» Я говорю: «Извини, у меня в Колонном зале концерт». Когда я с Роксаной Бабаян сотрудничал, она просто не давала мне работать, волновалась, придумывала какие-то причины, чтобы отменить концерт или гастроли, но я стоял на своем. «Это моя работа», — говорил я. Это была ревность. Почему? Потому что Роксана другая женщина совсем и у нас с ней был очень хороший контакт. Люся видела, с каким удовольствием я еду на работу. И когда нам с Бабаян предложили очень интересные гастроли в Швеции, Люся не дала мне поехать. Роксана отправилась туда с другим аккомпаниатором. И несколько раз бывало, что где-то нужно выступать, а меня Гурченко не отпускает, придумывая какие-то причины, мне приходилось выкручиваться, но не всегда удавалось. И Роксана мне сказала: «Кость, ты тогда определись, с кем ты работаешь, со мной или со своей женой». И конечно, к сожалению, нам пришлось расстаться.

Свадьба дочери Гурченко Марии, начало 80-х годов. Фото: из архива К. Купервейса

— Расскажи, пожалуйста, как ты познакомился с Ширвиндтом?

— Майя Владимировна умерла. Я еще с кем-то временно сотрудничал, а потом мне предложила наша дирекция: «Хотите работать с Бабаян?» — «Очень хотим!» Мы начали работать. Репетировали с удовольствием. Выступали с удовольствием. Это была моя музыка. Мой стиль. Совершенно другие аранжировки, песни. И вдруг в один прекрасный день Роксана говорит: «Поехали в Биробиджан на гастроли». Мы едем — Ширвиндт, Мишаня Державин, как она его звала ласково, наш ансамбль и я. Раньше-то Ширвиндт в гостях у нас бывал, но это были их с Люсей творческие отношения, съемки, совместные концерты, поездки за границу. Они вместе снимались в нескольких фильмах — «Небесных ласточках», в «Вокзале для двоих» и других. И мы полетели в Биробиджан. Надо было добираться до Хабаровска. А из Хабаровска на «кукушке» — небольшом узкоколейном паровозе. Тогда ведь не было электричек. Это единственное место в Советском Союзе, где Ленин стоял спиной к городу. И все говорили: «Это самая интересная наша достопримечательность». Мы приехали в этот Биробиджан, нас поселили в гостиницу. А там американцы в Биробиджане построили евреям шикарный Дворец культуры, уровня — какие там наши ДК! Все в стекле, аппаратура — по последнему слову техники! Гостиница, конечно, была скромной, но Роксану с Мишей поселили в единственном люксе. И их номер в течение двух часов, пока они ходили смотреть зал, сразу же воришки обчистили: взяли все, включая нижнее белье, косметику, водку, которую нигде нельзя было достать из-за сухого закона. Мы привезли ее из Москвы. Ничего нет. Ни концертных платьев, ничего, пустой номер. Ну Ширвиндт там что-то сказал сладкое по поводу этого, как всегда, у него же такой язык жесткий очень. Пришел министр внутренних дел из Биробиджана, их повезли на какую-то базу, они там купили какие-то платья, туфли, расческу...

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Наталия Кустинская: Почему Гайдай снял ее с роли в «Кавказской пленнице» Наталия Кустинская: Почему Гайдай снял ее с роли в «Кавказской пленнице»

Наталия Кустинская очень старалась быть образцовой женой

Караван историй
«Под рекой»: история женщины, столкнувшейся со своим прошлым и детскими страхами «Под рекой»: история женщины, столкнувшейся со своим прошлым и детскими страхами

Глава из романа Аси Демишкевич «Под рекой»

Forbes
Алла Довлатова: «Жена Нагиева мстила соперницам» Алла Довлатова: «Жена Нагиева мстила соперницам»

По дороге Нагиев наплел мне, семнадцатилетней дуре, что совершенно свободен

Коллекция. Караван историй
Отставка Отставка

От заседания Президиума ЦК 13 и 14 октября 1964 г. осталась протокольная запись

Дилетант
Михаил Зыгарь: «Я мечтаю о том, что зависит от меня» Михаил Зыгарь: «Я мечтаю о том, что зависит от меня»

Михаил Зыгарь – o друзьях, популярности и приключениях

Cosmopolitan
За пригоршню сухого корма. Премьера «Черного пса» — вестерна с азиатским акцентом За пригоршню сухого корма. Премьера «Черного пса» — вестерна с азиатским акцентом

Апокалиптичный вестерн, маскирующийся под историю о дружбе человека и собаки

СНОБ
Анна Банщикова. Время женщин Анна Банщикова. Время женщин

Женщинам вообще тяжелее по многим параметрам

Коллекция. Караван историй
Правильный холодец Правильный холодец

Холодец: как выбрать продукты и приготовить легендарное русское блюдо

Добрые советы
Анна Ардова: Анна Ардова:

Эмоциональный разговор с Анной Ардовой

Караван историй
Как военные корабли СССР ходили по Лох-Нессу: необычный эпизод Второй мировой Как военные корабли СССР ходили по Лох-Нессу: необычный эпизод Второй мировой

Как советские моряки неожиданно для себя оказались на озере Лох-Несс в 1944 году

ТехИнсайдер
«Каждый кризис открывает нам новые возможности» «Каждый кризис открывает нам новые возможности»

Людмила Михайлова о плюсах вертикальной интеграции бизнеса и миссии «Черкизово»

Агроинвестор
Близкие отношения — наша базовая потребность: как их выстраивать и поддерживать? Близкие отношения — наша базовая потребность: как их выстраивать и поддерживать?

Почему же нам не хватает таких поверхностных, хоть и частых контактов с другими?

Psychologies
«Папа, давай заморозим твой мозг». Как с помощью крионики хотят победить смерть «Папа, давай заморозим твой мозг». Как с помощью крионики хотят победить смерть

Сможет ли крионика подарить людям вечную жизнь?

СНОБ
Скелеты в шкафу: почему так тяжело долго жить с тайной, о которой нельзя говорить Скелеты в шкафу: почему так тяжело долго жить с тайной, о которой нельзя говорить

Как секреты влияют на нашу жизнь и почему их так трудно хранить?

Forbes
«Жалость губительна»: как помогают людям с таким диагнозом, как у Стивена Хокинга «Жалость губительна»: как помогают людям с таким диагнозом, как у Стивена Хокинга

Как выстроить эффективную систему помощи людям с болезнью БАС

Forbes
Как ретейлеры поддерживают индустрию электрокаров в России Как ретейлеры поддерживают индустрию электрокаров в России

Как ретейлеры развивают сети электрозаправок и заботятся об электрокарах

СНОБ
Спички, веревки и контрабандная проволока: как Гарри Бардин изменил наше представление о мультфильмах Спички, веревки и контрабандная проволока: как Гарри Бардин изменил наше представление о мультфильмах

О работе Гарри Бардина и о пяти самых необычных его мультфильмах

Правила жизни
Ученые анализируют «инопланетную песню», доносящуюся из Марианской впадины Ученые анализируют «инопланетную песню», доносящуюся из Марианской впадины

Неудивительно, что Марианская впадина до сих пор таит свои секреты

ТехИнсайдер
Терпеть нельзя поужинать Терпеть нельзя поужинать

Сакраментальное «ужин отдай врагу» многими воспринимается как прямое указание

Лиза
Во славу победы Во славу победы

Почему Храм Воскресения Христова и музей «Дорога памяти» стали знаковым местом

Отдых в России
Портрет неизвестного Портрет неизвестного

Кто решает, какое произведение искусства называть шедевром?

СНОБ
Яна Крайнова: «Даже после успеха «Дневника доктора Зайцевой» я чувствовала себя самозванкой» Яна Крайнова: «Даже после успеха «Дневника доктора Зайцевой» я чувствовала себя самозванкой»

На любых актерских курсах учат: актриса не должна много думать головой

Коллекция. Караван историй
Оптическая или цифровая: какая стабилизация лучше, и зачем она вообще нужна Оптическая или цифровая: какая стабилизация лучше, и зачем она вообще нужна

Зачем вообще нужна стабилизация изображения в смартфонах и камерах?

CHIP
Синдром главного героя в психологии: признаки и как от него избавиться Синдром главного героя в психологии: признаки и как от него избавиться

Почему иногда люди ведут себя так, будто они главные герои фильма или сериала?

Psychologies
АЗС, ТРК, СУГ, КПГ: что все это значит и для чего нужно АЗС, ТРК, СУГ, КПГ: что все это значит и для чего нужно

Как устроена автозаправка и что значат аббревиатуры на вывесках

РБК
Не фантазия, а реальность: как фиджитал становится инструментом бизнеса Не фантазия, а реальность: как фиджитал становится инструментом бизнеса

Фиджитал становится для компаний важным инструментом для продвижения

Forbes
В геноме кроманьонского ребенка из итальянской пещеры нашли признаки инбридинга В геноме кроманьонского ребенка из итальянской пещеры нашли признаки инбридинга

Ученые изучили останки ребенка из погребения в итальянской пещере Мура

N+1
Какой здоровый орган! Какой здоровый орган!

Советы от врачей разных специализаций, чтобы не стать их пациентами

Men Today
Вечный ЗОЖ Вечный ЗОЖ

Почему любительский спорт переживает ренессанс

Men Today
Подменная машина Подменная машина

BAIC BJ40 выглядит так, будто приехал к нам из прошлого тысячелетия

Автопилот
Открыть в приложении