Пианист Константин Купервейс вспоминает о работе с легендами

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Константин Купервейс: «Если б я так умел играть, я бы горы свернул!» — сказал мне Булат Окуджава»

Беседовала Анжелика Пахомова

Фото: Г. Маркосян/из архива К. Купервейса

Пианист Константин Купервейс за свою долгую творческую жизнь работал со множеством легенд. Аккомпанировал Кристалинской и Утесову. Общался с Ширвиндтом, Мироновым и Державиным. Был свидетелем знаменитых квартирников с Высоцким и Окуджавой. Кроме того, Константин 20 лет был мужем Людмилы Гурченко и все эти годы работал с актрисой, ездил с ней на гастроли и съемки. В интервью «Коллекции Каравана историй» Купервейс вспоминает о легендах.

— Константин, эту беседу хочется начать с тех давних лет — начала 70-х годов, — когда ты стал работать в Москонцерте. И работал с такими людьми, которых многие современники не то что не видели живыми, а даже уже не представляют, как они выглядели. Например, Леонид Утесов...

— Это история короткая, но интересная. У нас был ансамбль, такое полуджазовое трио контрабас, ударник и я, пианист. Мы не играли настоящий, профессиональный джаз, но в целом могли сыграть все что угодно. И таким трио мы работали со многими солистами-вокалистами — Майей Кристалинской, Геннадием Беловым и другими, иногда сопровождали артистов разных жанров: иллюзионистов, танцоров или просто играли фоновую музыку. И конечно же, в свободное от работы в Москонцерте время аккомпанировали Людмиле Гурченко. Правда, позже она захотела выступать немного в другом стиле, более камерном, и я был единственным ее аккомпаниатором все 20 лет. Но мне бы хотелось начать разговор о Майе Кристалинской. В Москонцерте к Майе Владимировне относились очень хорошо. У нее было много выступлений и в концертных залах, и на предприятиях, и прямо в цехах на заводах. Но чаще всего Майю Владимировну приглашали в Колонный зал Дома Союзов. И почти во всех концертах, которые там проходили, она участвовала. Вот на одном из таких сборных концертов я увидел Леонида Осиповича Утесова.

Булат Окуджава, 70-е годы. Фото: архив Фотобанка/Fotodom

— Это какой год примерно?

— Думаю, это год 1980-й. Утесов сидел за кулисами, немножко растерянный и напряженный. И тут к нам подошел конферансье, по-моему, Гарик Гриневич, и говорит: «Ребята, не приехала пианистка, которая должна была аккомпанировать Леониду Осиповичу. Вы можете ему сыграть?» А я говорю: «Конечно, сможем, о чем разговор! Какую — «Легко на сердце от песни...»? Он говорит: «Ан нет, песня такая-то...» Называет, а я первый раз слышу эту песню. Утесов подошел к нам, поздоровался, сказал тональность, три куплета и так далее. Все. Ни одной репетиции, даже за кулисами. Когда артист вышел на сцену, сразу же начались овации, зал встал. Мы отработали на пять баллов и были очень довольны. Ни одного заусенчика не было у нас. Я не хвалюсь, я горжусь. После этого, что было нам очень приятно, Утесов подошел к музыкантам и каждому пожал руку, поблагодарил: «Ребята, вы молодцы». Вот такая была история.

Леонид Утесов, 70-е годы. Фото: «Советский экран»/Fotodom

— Он уже был в возрасте...

— Да, в возрасте. Но он очень ясно говорил, в полном здравии, хорошо одетый, настоящий мужчина. И таких историй, когда нужно было быстро вникать, у нас было много. Приходил певец, и по каким-то причинам или отсутствовал аккомпаниатор, или ансамбль опаздывал — мы тут как тут. И опять три куплета, тональность — и мы на сцене. Конечно, не все проходило гладко, особенно с вокалистками, но это бывало реже. Мы всегда выполняли любые предложения солистов, и это всегда нравилось им. Не спорили, не выпендривались. Солист— это святое.

— А никто тогда под фонограмму не пел?

— Какая фонограмма, да еще в Колонном зале?! Тогда все работали вживую. И солисты, и тем более музыканты. Сейчас другое время, другие голоса или совсем нет голоса, но есть потрясающая аппаратура, сейчас другие требования, очень высокие, и качество в сотни раз лучше. Но иногда без фонограммы невозможно работать. И на это есть масса причин. Поэтому к фонограмме надо относиться спокойно. Иногда вокалисты, да и музыканты так профессионально «играют» и «поют», что никому и в голову не придет, что это не живая музыка. А в те далекие 70—80-е годы мы даже не представляли, что можно будет играть под «минус». Сегодня почти все так работают. «Минус» — это когда певец поет, а аккомпанемент — фонограмма. А если на сцене стоят музыканты, то, например, ударник играет вживую, а остальные делают вид. И это очень сложная задача. А если попасть на живой концерт, которых очень мало сейчас, сразу, как лакмусовая бумажка, проявляется, умеет человек петь вживую или нет. Вот я недавно услышал концерт одной певицы, она пела вживую, и ее всем знакомый голос невозможно было узнать. Поэтому сейчас фонограмма для многих — привычное дело.

Константин Купервейс, 70-е годы. Фото: из архива К. Купервейса

— А Кристалинская считалась современной эстрадной певицей? Как ее воспринимали люди?

— Люди ее прекрасно воспринимали! От нее шла доброта в зал. Майя Владимировна выходила на сцену с улыбкой, общалась со зрителями, рассказывала о песнях, которые исполняла. Принимали ее прекрасно, всегда вызывали на бис. Конечно, не обходилось без сплетен. Говорили, что у нее какая-то болезнь, а на самом деле от рождения просто на шее было пигментное пятно. Поэтому она все время изящно повязывала платочки. Я проработал с Майей Владимировной Кристалинской около пяти лет. В 1985 году она ушла из жизни не только от болезней, а скорее от одиночества. Со своим мужем, известным архитектором Барклаем, прожила много лет. Красивый мужчина, очень Майю Владимировну любил. И у него был инсульт, но не спасли, хотя он дружил со всеми медицинскими звездами, профессорами... И она стала угасать, прожила совсем недолго и ушла вслед за ним.

Майя Кристалинская, 1964 год. Фото: Давид Шоломович/РИА Новости

— Главным хитом Кристалинской была песня «Опустела без тебя земля...» («Нежность») Александры Пахмутовой.

— Да, народ очень любил эту песню. Но не только «Нежность». Были популярны песни Аркадия Островского «А у нас во дворе...», «Я тебя подожду» и другие. От нее самой к зрителям шли нежность и уважение. Мы очень много с ней ездили по нашим войскам в страны Варшавского договора. Она страшно любила эти поездки. Не уезжала, прежде чем не накупит всяких сувениров, подарков, пока все деньги не истратит в этих магазинах венгерских и немецких, «Военторгах»!.. Покупала очень много, а в последний день многое сдавала, потому что становилось ясно, что это трудно везти с собой.

Вообще она была простая женщина, очень приятная в общении. Никогда в жизни за пять лет, пока я с ней работал, не сказала ни одного грубого слова никому, никого не обидела, никогда не вставала в позу. И мне некоторые музыканты говорили: «Костя, она такая стала, только когда начала работать с твоим коллективом». Мы тогда жили с Людмилой Гурченко в Безбожном переулке на проспекте Мира. А Кристалинская жила на «Щербаковской», и я ее всегда довозил до дома, и каждый раз она говорила: «Извините, пожалуйста, что вы потеряли время». Со всеми музыкантами разговаривала на «вы». Единственная женщина, к которой меня не ревновала Люся. Хотя Майя была всего на два года старше Гурченко.

Людмила Гурченко, 70-е годы. Фото: из архива К. Купервейса

— Я помню, ты рассказывал, что Кристалинская никогда не летала самолетом. Но ты уговорил ее лететь в Лондон.

— Она панически боялась летать. И обходилась без этого. Но когда нам предложили в 1980 году поехать в Англию, в Лондон, то она стала думать, что делать, как быть. Я объяснял ей в шутку: «Майя Владимировна, ни на чем не доедешь туда, Ла-Манш мы не пересечем, корабли туда не ходят». Представляете, в 1980 году в Лондон?! Да такое и во сне не приснится! Нас вызывали и в ЦК, и в горком партии, и в райком партии, на партком Москонцерта, учили, как себя вести: ни у кого не брать подарков, никому не дарить и еще много-много «советов». И все, она согласилась. И весь полет крепко держала меня за руку. Хотя туда летели на Ил-62, это был очень хороший самолет. Обратно на Ту-154, тоже хорошем, но менее комфортабельном. И опять так же она меня держала — лицо бледное, в глазах ужас... Но все прошло хорошо. Это был единственный случай, когда Майя Владимировна села в самолет. А так мы ездили на гастроли, она это любила, и мне было приятно, что есть своя работа, не связанная с Гурченко. Тут уже Людмила Марковна ничего не могла сказать... «Идем в гости!» Я говорю: «Извини, у меня в Колонном зале концерт». Когда я с Роксаной Бабаян сотрудничал, она просто не давала мне работать, волновалась, придумывала какие-то причины, чтобы отменить концерт или гастроли, но я стоял на своем. «Это моя работа», — говорил я. Это была ревность. Почему? Потому что Роксана другая женщина совсем и у нас с ней был очень хороший контакт. Люся видела, с каким удовольствием я еду на работу. И когда нам с Бабаян предложили очень интересные гастроли в Швеции, Люся не дала мне поехать. Роксана отправилась туда с другим аккомпаниатором. И несколько раз бывало, что где-то нужно выступать, а меня Гурченко не отпускает, придумывая какие-то причины, мне приходилось выкручиваться, но не всегда удавалось. И Роксана мне сказала: «Кость, ты тогда определись, с кем ты работаешь, со мной или со своей женой». И конечно, к сожалению, нам пришлось расстаться.

Свадьба дочери Гурченко Марии, начало 80-х годов. Фото: из архива К. Купервейса

— Расскажи, пожалуйста, как ты познакомился с Ширвиндтом?

— Майя Владимировна умерла. Я еще с кем-то временно сотрудничал, а потом мне предложила наша дирекция: «Хотите работать с Бабаян?» — « Очень хотим!» Мы начали работать. Репетировали с удовольствием. Выступали с удовольствием. Это была моя музыка. Мой стиль. Совершенно другие аранжировки, песни. И вдруг в один прекрасный день Роксана говорит: «Поехали в Биробиджан на гастроли». Мы едем — Ширвиндт, Мишаня Державин, как она его звала ласково, наш ансамбль и я. Раньше-то Ширвиндт в гостях у нас бывал, но это были их с Люсей творческие отношения, съемки, совместные концерты, поездки за границу. Они вместе снимались в нескольких фильмах — «Небесных ласточках», в «Вокзале для двоих» и других. И мы полетели в Биробиджан. Надо было добираться до Хабаровска. А из Хабаровска на «кукушке» — небольшом узкоколейном паровозе. Тогда ведь не было электричек. Это единственное место в Советском Союзе, где Ленин стоял спиной к городу. И все говорили: «Это самая интересная наша достопримечательность». Мы приехали в этот Биробиджан, нас поселили в гостиницу. А там американцы в Биробиджане построили евреям шикарный Дворец культуры, уровня — какие там наши ДК! Все в стекле, аппаратура — по последнему слову техники! Гостиница, конечно, была скромной, но Роксану с Мишей поселили в единственном люксе. И их номер в течение двух часов, пока они ходили смотреть зал, сразу же воришки обчистили: взяли все, включая нижнее белье, косметику, водку, которую нигде нельзя было достать из-за сухого закона. Мы привезли ее из Москвы. Ничего нет. Ни концертных платьев, ничего, пустой номер. Ну Ширвиндт там что-то сказал сладкое по поводу этого, как всегда, у него же такой язык жесткий очень. Пришел министр внутренних дел из Биробиджана, их повезли на какую-то базу, они там купили какие-то платья, туфли, расческу...

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Каким получился «Слово пацана» — сериал о казанских ОПГ 1980-х, поражающий масштабом? Каким получился «Слово пацана» — сериал о казанских ОПГ 1980-х, поражающий масштабом?

«Слово пацана»: почему этот сериал выходит за рамки обычной криминальной драмы

Правила жизни
От угрюмого бати до заботливого родителя: как за последние годы трансформировался образ отца в российском кино От угрюмого бати до заботливого родителя: как за последние годы трансформировался образ отца в российском кино

На примере самых заметных проектов: трансформация образа экранного родителя.

Правила жизни
Увидеть сон про выпавшие зубы: толкование сонников и мнение психолога Увидеть сон про выпавшие зубы: толкование сонников и мнение психолога

К чему вам могло присниться, что выпали зубы? Разбираемся с помощью психолога

Psychologies
Как поменять жизнь, познав себя: 12 архетипов, которые тебе помогут Как поменять жизнь, познав себя: 12 архетипов, которые тебе помогут

Как архетипы помогают познать свою природу и научиться взаимодействовать с миром

VOICE
Эффекта ноль Эффекта ноль

4 самые бесполезные косметологические процедуры — мнение врача

Лиза
«Реалити-шоу срывает все маски» «Реалити-шоу срывает все маски»

Женя Кривцова о Колумбии, жизни под прицелом телекамеры и дворовом детстве

OK!
Астрономы разрешили Земле пережить превращение Солнца в красного гиганта Астрономы разрешили Земле пережить превращение Солнца в красного гиганта

Земля может пережить расширение Солнца во время фазы красного гиганта

N+1
Каждому по наклонностям Каждому по наклонностям

Режиссеры и их фирменные напитки

Weekend
Эксперт по продажам — о RFM-сегментации и бизнес-конкурсах Эксперт по продажам — о RFM-сегментации и бизнес-конкурсах

Как выправить ситуацию в «проседающей» компании

РБК
5 бытовых приборов, которые потребляют больше всего энергии (и разоряют ваш кошелек) 5 бытовых приборов, которые потребляют больше всего энергии (и разоряют ваш кошелек)

Какая техника ежемесячно покушается на ваши сбережения

ТехИнсайдер
Ученые доказали эффективность наночастиц золота при лечении рака Ученые доказали эффективность наночастиц золота при лечении рака

Как ученые доказали результативность наночастиц золота для борьбы с раком

ТехИнсайдер
В геноме кроманьонского ребенка из итальянской пещеры нашли признаки инбридинга В геноме кроманьонского ребенка из итальянской пещеры нашли признаки инбридинга

Ученые изучили останки ребенка из погребения в итальянской пещере Мура

N+1
«Субстанция»: безумный боди-хоррор с Деми Мур о страхах стареющей кинозвезды «Субстанция»: безумный боди-хоррор с Деми Мур о страхах стареющей кинозвезды

«Субстанция»: яростная просьба отстать от женщин и их внешности

Forbes
Главный помощник рыбаков: как эхолот помогает выследить добычу Главный помощник рыбаков: как эхолот помогает выследить добычу

Как чудо техники, эхолот, помогает выследить рыбу и не сесть на мель

ТехИнсайдер
Еще раз про синий свет смартфонов. Мешает ли он засыпать Еще раз про синий свет смартфонов. Мешает ли он засыпать

Как синий свет влияет на качество засыпания?

ТехИнсайдер
Иконография детства Иконография детства

Таня Рауш: по ту сторону фотографии

Weekend
Трезвость особая Трезвость особая

«Москва — Петушки» как путь праведника

Weekend
8 потрясающих фактов о фильме «Битлджус» 8 потрясающих фактов о фильме «Битлджус»

«Битлджус» — фильм, который открыл для нас невиданный мир черных комедий

Maxim
Может ли взорваться аккумулятор в телефоне Может ли взорваться аккумулятор в телефоне

Новая фобия: аккумулятор вашего мобильного гаджета может взорваться

CHIP
«Не знаю, что делать — пойду поработаю»: 3 вида зависимых отношений в офисе «Не знаю, что делать — пойду поработаю»: 3 вида зависимых отношений в офисе

Где же именно возникает зависимость от работы?

Psychologies
Как военные корабли СССР ходили по Лох-Нессу: необычный эпизод Второй мировой Как военные корабли СССР ходили по Лох-Нессу: необычный эпизод Второй мировой

Как советские моряки неожиданно для себя оказались на озере Лох-Несс в 1944 году

ТехИнсайдер
Писатель Андрей Арьев: Довлатов был человеком, готовым сорваться в любую минуту Писатель Андрей Арьев: Довлатов был человеком, готовым сорваться в любую минуту

Писатель Андрей Арьев — про своего друга Довлатова

СНОБ
В Англии узнали секрет самого сильного человека Земли! Вот что нужно тренировать В Англии узнали секрет самого сильного человека Земли! Вот что нужно тренировать

Почему так важно развивать мышцы ног?

ТехИнсайдер
Место для ребенка: что делает город удобными для детей и как это влияет на экономику Место для ребенка: что делает город удобными для детей и как это влияет на экономику

Как понять, подходит ли для ребенка то, что для него построили взрослые?

Forbes
Уроки смыло наводнением: как климатический кризис мешает школьникам хорошо учиться Уроки смыло наводнением: как климатический кризис мешает школьникам хорошо учиться

Наиболее яркие примеры влияния погоды на образовательный процесс

Forbes
Суверенные аккумуляторы: для чего «Норникель» вложил $30 млн в батарейный центр Суверенные аккумуляторы: для чего «Норникель» вложил $30 млн в батарейный центр

Насколько перспективны новые разработки «Норникеля» по аккумуляторам?

Forbes
Что такое склонность к подтверждению своей точки зрения: примеры и причины появления Что такое склонность к подтверждению своей точки зрения: примеры и причины появления

Что такое предвзятость подтверждения и как она влияет на нас

Psychologies
Бренд или не бренд: при поиске работы треть соискателей не доверяют франшизам Бренд или не бренд: при поиске работы треть соискателей не доверяют франшизам

Почему соискатели не готовы рассматривать вакансии в компаниях-франчайзи?

Forbes
«Ложись!»: что делать, если вздулась банка с солеными огурцами «Ложись!»: что делать, если вздулась банка с солеными огурцами

Как устранить проблему вздутой крышки, пока банка еще не взорвалась

ТехИнсайдер
Инженеры строят новую Атлантиду: как мы незаметно оказались на пороге эры подводных городов Инженеры строят новую Атлантиду: как мы незаметно оказались на пороге эры подводных городов

Похоже, в текущем десятилетии человечество все же сделает шаг в воду

ТехИнсайдер
Открыть в приложении