«Жизнь превращается в ад»: 6 фильмов и сериалов об эмоциональном насилии
В мире кино часто отражаются сложные и порой болезненные аспекты человеческих отношений. Одна из таких темных сторон — абьюз. И если физическое насилие можно распознать по следам на теле, то эмоциональное не так очевидно: оно может принимать различные формы — от унижения и газлайтинга до шантажа и изоляции. Рассмотрим шесть манипулятивных приемов из фильмов и сериалов, которые могут послужить «красными флагами» для определения абьюзивного поведения на ранних этапах отношений.
1«Дальше-ближе» — «Жить жизнь»
Анна Богинская — успешный маркетолог, у нее собственное агентство, квартира в центре столицы, а вечера она проводит с подругами в элитных ресторанах. Окончательно не оправившись после недавней потери мужа, Анна еще не готова к новым отношениям, однако знакомство с обаятельным хирургом Матвеем пробуждает в ней интерес, и между ними завязывается роман. Странное поведение нового возлюбленного вызывает у нее сомнения в его искренности, и вскоре она выясняет, что стала пешкой в игре мужского клуба пикапа.
Сериал «Жить жизнь» — это наглядное пособие по психологическим манипуляциям. В отношениях Анны и Матвея можно увидеть примеры таких техник, как:
- «двойное послание» (комплимент, одновременно восхваляющий и унижающий),
- «уход от ответа» (замена прямого ответа риторическим вопросом, абстрактным рассуждением или смена темы разговора),
- «тестирование границ» (постепенное нарушение личных границ жертвы, которое с каждым разом заходит все дальше).
В сериале главную героиню больше всего провоцирует прием «дальше-ближе», при котором манипулятор чередует периоды эмоционального сближения и дистанцирования от жертвы. Ее уязвимое состояние в связи с недавней потерей близкого человека только усугубляет ситуацию, и манипуляции порождают неуверенность в себе, чувство нестабильности отношений и потребность в одобрении и внимании. В продолжении сериала, которое выходит этой осенью на Start, раскроются манипулятивные техники в отношениях не только между влюбленными, но и между родителями и детьми.
2Провокация — «Претенденты»
На второстепенном турнире по теннису в финале встречаются двое бывших друзей — Арт Доналдсон и Патрик Цвейг. Их матч становится кульминацией многолетнего противостояния, в центре которого стоит Таша — бывшая девушка Патрика и жена Арта. Исход этого поединка не только решит спортивную судьбу обоих спортсменов, но и определит, с кем из них останется Таша.