Федор Лавров — о том, каково быть ребенком известных родителей

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Федор Лавров: «Я охочусь за историями людей, историями становления или разрушения их характеров»

Требовалось постоянно доказывать, что и без папы что-то из себя представляю. Наверное, это проблема всех детей известных родителей. Кто твой папа, знают все, а кто ты — нет. Слышал на площадке или в театре «Колькин сын», и становилось грустно. Сейчас, наоборот, когда кто-то сравнивает меня с отцом, говорит, как мы похожи, сердце переполняется гордостью.

Марина Порк

Фото: Сергей Новожилов

едор Николаевич, вы вернулись в театр. Что сегодня репетируете?

— Осенью в Театре сатиры мы выпускаем спектакль по пьесе Михаила Булгакова «Иван Васильевич». Поставил его художественный руководитель Сергей Ишханович Газаров. Репетиционный процесс вовсю идет, я там то появляюсь, то исчезаю, так как параллельно снимаюсь в кино. Мне досталась роль Жоржа Милославского. В Театре сатиры мне вообще везет на Жоржей. В прошлом году мы выпустили спектакль «Дядя Жорж», где я играю заглавную роль. А теперь вот Жорж Милославский, есть в этом имени какое-то колдовство.

«Дядя Жорж» основан на двух произведениях Чехова — «Леший» и «Дядя Ваня». В обоих фамилия моего героя Войницкий. Нам удалось рассказать эту историю с точки зрения современного человека, хотя со сцены звучат исключительно чеховские тексты, написанные сотню лет назад. Многое в мире изменилось, но люди по сути своей остались прежними, их волнуют те же проблемы. А зрители, приходящие в театр, легко могут узнать в героях себя, ситуации, с которыми они тоже сталкивались в жизни. И если кто-то, посмотрев спектакль, задумается о том, правильно ли живет, наша цель достигнута.

— Как Газаров работает?

— Мы давно знакомы с Сергеем Ишхановичем, знаем друг друга, я снимался у него в качестве актера, мы на равных партнерствовали на площадке и подружились. Наши взгляды на природу творчества во многом совпадают, поэтому мне легко, интересно и радостно с ним работать, мы всегда слышим друг друга и понимаем, чего друг от друга хотим. Конечно, работа над «Иваном Васильевичем» идет непросто, она требует времени, погружения в репетиционный процесс, роль. Надо сказать, и комедия — жанр достаточно сложный, все в ней должно быть точно выверено, поэтому, конечно, мы сталкиваемся с разными сложностями, но потихоньку, помаленьку движемся вперед.

«Работа в труппе подразумевает то, что театр — это приоритет. Нередко обстоятельства складывались так, что мне приходилось отказываться от съемок». Федор Лавров и Наталья Швец в спектакле «Скамейка», Театр Олега Табакова, 2017 год. Фото: пресс-служба Театра Олега Табакова

— Вы в Театре сатиры, что называется, на разовых?

— Нет, я в труппе. Мы договорились, что я буду участвовать в работе как штатный артист театра.

— Поскольку вы служили и в знаменитых БДТ, и МХТ имени Чехова, — театрах, которые язык не повернется назвать неуспешными, мне интересно, чем эта труппа отличается от предыдущих, из которых вы все-таки в свое время решили уйти?

— О да, это мой третий академический театр. А что касается предыдущих... Со временем там наступали определенные обстоятельства, из-за которых мне нужно было расставаться с этими местами работы. В труппу Театра сатиры меня привлекли личность, обаяние и талант Сергея Ишхановича. Мы с ним поговорили, я высказал ему свои опасения по поводу прихода в театр. Понятно, что за годы работы в БДТ и МХТ у меня накопился какой-то опыт со знаками плюс и минус. Но мы договорились об условиях, которые нас обоих устраивают, и я погрузился в рабочий процесс.

— Можете рассказать чуть поподробнее о плюсах и минусах работы в репертуарных театрах, с которыми вы сталкивались?

— Работа в труппе подразумевает то, что театр — это приоритет. Нередко обстоятельства складывались так, что мне приходилось отказываться от съемок. Потому что в театре главное — репертуар, какой-то жесткий график, который нельзя менять, поскольку зрители заранее приобретают билеты на спектакль, ходят на того или иного актера. И далеко не всегда и не со всеми можно договориться о том, чтобы тебя подменили. Нередко так случалось, что терял интересные киноработы. В Театре сатиры мы, на мой взгляд, как-то очень правильно договорились о том, что заранее предупреждаем друг друга, идем друг другу навстречу, договариваемся и приходим к консенсусу по поводу моих киносъемок, стараемся минимально доставлять друг другу проблемы. Для меня это была одна из самых важных договоренностей, которая помогает продолжать наше сотрудничество.

— Этого не было в театрах, где вы работали прежде?

— Моя театральная история вообще складывалась непросто. Я выпустился из театральной академии в 1996-м, когда театры бедствовали, публика туда не ходила, да и кино практически не снималось. Показывался везде, и везде не подходил. Молодой, 21 год, не слишком высокого роста. На очередном прослушивании кто-то посоветовал: «Идите в ТЮЗ». В ленинградском ТЮЗе всю жизнь прослужила моя мама Наталья Леонидовна Боровкова, ее пригласил туда руководитель ее актерской мастерской ЛГИТМиКа Зиновий Яковлевич Корогодский. Но мне этот театр не подходил. Кого я там буду играть — детишек? Был на грани отчаяния.

Выручил Вениамин Михайлович Фильштинский, он посмотрел мой дипломный спектакль «Волки и овцы», где я играл Мурзавецкого, и пригласил в свой «Этюд-театр» — маленький, студийный коллектив. Но уже тогда в нем работали и Костя Хабенский, и Миша Пореченков, и Миша Трухин. Они были ребятами с курса, который окончил академию двумя годами раньше. Мы дружили еще во время учебы, так что приняли меня хорошо, ввели в спектакли, поскольку кто-то постоянно отлучался, уезжал на съемки. С успехом играл в «Чеховских рассказах», целый год стажировался в прекрасном театре.

Федор Лавров в спектакле «Матросская Тишина», Театр Олега Табакова, 2016 год. Фото: пресс-служба Театра Олега Табакова

Ребятам удалось реализоваться в профессии, прославиться раньше, что вызывает огромное уважение. Я, начинающий артист, никогда не видел от них высокомерного отношения. Они были старшими товарищами. Мне было приятно всегда ощущать рядом надежное плечо. Притом что актерская профессия — лютая, про нее говорят: падающего подтолкни. Но ребята этим не занимались, то ли принимали меня за своего и что-то во мне видели, то ли по каким-то своим причинам, но они меня всегда поддерживали. Год у Фильштинского дал мне больше, чем четыре года у моего мастера Владимира Викторовича Петрова. На втором курсе от Петрова ушел мой любимейший педагог Александр Иванович Романцов, который зародил во мне любовь к профессии, прямо зажег, это была трагедия.

Виктор Моисеевич Крамер позвал в театр «Фарсы», соблазнил ролью в спектакле «Село Степанчиково и его обитатели» по Достоевскому. Это был такой кайф! Купался в работе! Его спектакль «Фарсы, или Средневековые французские анекдоты», давший название театру, гремел на весь Питер.

В тот момент я уже снимался в кино, однажды позвонил один знакомый по съемкам: «Федь, Геннадий Рафаилович Тростянецкий собирается ставить спектакль в БДТ, хотел бы с тобой повидаться». А когда я учился в институте, его студенты-режиссеры постоянно приглашали меня играть в отрывках. Тростянецкий позвал на главную роль в «Веселого солдата» по Астафьеву. Это было счастье!

Первым, кого встретил, оказался Кирилл Юрьевич Лавров, увидел меня: «Ну здравствуй, однофамилец!» Когда мой папа, заслуженный артист Николай Григорьевич Лавров, служил в БДТ, они дружили, домой друг к другу не ходили, но в театре оставались в хороших отношениях. Ко мне вообще по-доброму отнеслись коллеги. Наверное, потому, что любили моего папу. Хотя мне было тяжело, особенно вначале, слышать: «А, это же Колькин сын!» Требовалось постоянно доказывать, что и без папы что-то из себя представляю. Наверное, это проблема всех детей известных родителей. Кто твой папа, знают все, а кто ты — нет. Слышал на площадке или в театре «Колькин сын», и становилось грустно. Сейчас, наоборот, когда кто-то сравнивает меня с отцом, говорит, как мы похожи, сердце переполняется гордостью.

В БДТ все видели, как самоотверженно я работаю, пашу, как ночую в театре. И постановка удалась. За роль меня хвалили. Вместе со мной набрали молодых ребят, общими усилиями мы все преодолели. Я сыграл еще в одном спектакле как приглашенный актер, и Светлана Николаевна Крючкова позвала в «Вассу Железнову». К тому моменту меня уже несколько раз приглашали в труппу, обещали: будем отпускать на съемки. Андрей Юрьевич Толубеев, видя, что колеблюсь, однажды, как сейчас помню, взял за руку и сказал: «Все, пошли в кадры! Давай, пиши заявление, мы тебе сразу премию выпишем!» А у меня как раз с деньгами было туговато. И в тот же день мне выдали какую-то приличную сумму. Об Андрее Юрьевиче вспоминаю с особой теплотой. Каким же доброжелательным он был человеком, как трогательно заботился о молодых актерах. Так же много мне помогала в театре Светлана Николаевна, можно сказать, стала крестной мамой, хотя она человек требовательный, но имеет на это право, поскольку сама большой мастер. Крючкова давала ценные советы, могла защитить, могла и пожурить. В театре побаивались ее темперамента, она могла гаркнуть на кого угодно, а ко мне относилась лояльно. Она могла и отругать, и даже отвесить подзатыльник, но все равно это было не по злобе.

А какая радость играть «Лето одного года» с Олегом Басилашвили и Алисой Фрейндлих! Это пьеса о пожилой паре, у которой сложные отношения с дочерью. Мне досталась роль почтальона, он приносит от нее письма. Малюсенькая ролюшка, но дорогого стоит! Я приходил в театр за два часа до начала спектакля, сидел в гримерной с Олегом Валериановичем (там можно курить) и наслаждался общением, заслушивался его рассказами. И вдруг входит Алиса Бруновна: «Федечка, дорогой!» Обнимает меня. Как после этого сыграть плохо?!

Со временем сложилось ощущение, что главные события разворачиваются в столичном театральном мире. Друг нашей семьи Павел Каплевич предложил познакомить меня с Кириллом Серебренниковым, я пробовался в картину «Изображая жертву», но роль не получил. Тем не менее Кирилл Семенович позвал преподавать своим студентам в Школе-студии МХАТ. Короткое время я там работал, поставил с ребятами лермонтовскую «Тамань». А когда сыграл в спектакле «Околоноля», Олег Павлович Табаков позвал в кабинет и сделал предложение прийти в труппу МХТ, от которого я не смог отказаться. Сразу получил роль в «Мастере и Маргарите». Честно делал свое дело, пока мог. А потом перестал успевать, не захотел отказываться от интересных кино- и телепроектов и предпочел свободу. Пришло такое время. Олегу Павловичу буду всегда благодарен.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Слово редактора Слово редактора

С героем нашего номера Андреем Соколовым мы знакомы полтора года

Коллекция. Караван историй
Режиссер Алексей Золотовицкий — о черном юморе и (не)возможности доброты Режиссер Алексей Золотовицкий — о черном юморе и (не)возможности доброты

Режиссер Алексей Золотовицкий о жанре мюзикла, его приметах и чувстве юмора

РБК
Действующие лица Действующие лица

6 молодых актеров и актрис, заявивших о себе в сезоне

Weekend
Самые страшные хоррор-книги последних лет Самые страшные хоррор-книги последних лет

Книги, от которых у вас будут мурашки

Maxim
2026: от рекомендаций до ИИ-агентов 2026: от рекомендаций до ИИ-агентов

За привычным интерфейсом Авито работают сложные алгоритмы машинного обучения

ТехИнсайдер
Василий Розанов: возле русской идеи Василий Розанов: возле русской идеи

«Покажите мне Ленина. Ужасно интересуюсь. Я – монархист Розанов»

Знание – сила
Изменение климата снизило успех гнездования птиц на сельхозугодьях почти вдвое Изменение климата снизило успех гнездования птиц на сельхозугодьях почти вдвое

Периоды экстремально высоких и низких температур сказались на гнездовании птиц

N+1
Самая откровенная рецензия на фильм «Гардемарины 1787. Мир» Самая откровенная рецензия на фильм «Гардемарины 1787. Мир»

«Гардемарины 1787. Мир» — отнюдь не контрабанда, хотя выглядит именно так

Maxim
Илон Маск: «С помощью Cybertruck мы вырыли себе могилу» Илон Маск: «С помощью Cybertruck мы вырыли себе могилу»

Илон Маск — создавать такой автомобиль как Cybertruck крайне сложно

4x4 Club
Как криминалистка Софья Файнштейн ловила первого серийного убийцу СССР Как криминалистка Софья Файнштейн ловила первого серийного убийцу СССР

Как криминалистка Софья Файнштейн ловила Мосгаза

Forbes
«Я хуже других»: как синдром самозванца мешает работе «Я хуже других»: как синдром самозванца мешает работе

Откуда берётся внутренний «самозванец» и что помогает с ним справляться

VC.RU
Вагинокапитализм: что отличает инцелов от фемцелов и как ими становятся Вагинокапитализм: что отличает инцелов от фемцелов и как ими становятся

Как люди становятся инцелами и фемцелами?

Psychologies
Посмотрите на аллигатора из США — мужчина использует его для эмоциональной поддержки! Посмотрите на аллигатора из США — мужчина использует его для эмоциональной поддержки!

Может ли домашний аллигатор оказывать психологическую помощь?

ТехИнсайдер
Подключаем жесткий диск к компьютеру: SATA, внешний HDD и даже IDE Подключаем жесткий диск к компьютеру: SATA, внешний HDD и даже IDE

Как правильно подключить жесткий диск к компьютеру

CHIP
Что современники Шолохова думали о его романе «Тихий Дон» Что современники Шолохова думали о его романе «Тихий Дон»

Отрывок из книги Дмитрия Цыганова «Сталинская премия по литературе»

СНОБ
Аллергия начинается с микробиома Аллергия начинается с микробиома

С каждым годом растёт число людей, страдающих аллергиями. В чём причина?

Здоровье
Гвинейская тиляпия — живой памятник временам климатического оптимума голоцена в сахаре Гвинейская тиляпия — живой памятник временам климатического оптимума голоцена в сахаре

Почему один и тот же вид рыб обитает в разных условиях?

Наука и жизнь
Социальная инженерия: как мошенники «разводили» наших прадедов Социальная инженерия: как мошенники «разводили» наших прадедов

Сталкивались ли вы когда-нибудь с социальной инженерией? Впервые слышите?

CHIP
Исследование: 67% работодателей проверяют личные аккаунты соискателей в соцсетях Исследование: 67% работодателей проверяют личные аккаунты соискателей в соцсетях

Как активность в соцсетях влияет на процесс трудоустройства

Inc.
Больше пены Больше пены

Что такое пена с точки зрения химии?

Наука и жизнь
Энергичный танец Энергичный танец

Митохондрии, прозванные электростанциями организма, играют ключевую роль в жизни

Men Today
Королева дедлайна Королева дедлайна

Олеся Серегина — о том, как переплыть Босфор через два месяца после родов

OK!
Как наладить режим сна: 10 важных рекомендаций, которые работают Как наладить режим сна: 10 важных рекомендаций, которые работают

Шортлист рекомендаций, которые помогут отладить сон

Правила жизни
Колесо судьбы Харрисона Форда Колесо судьбы Харрисона Форда

Легендарный актер Харрисон Форд, чьи герои не сходят с экранов более полувека

Караван историй
Наталья Логинова: «Главным драйвером зеленых инициатив пока остаются лишь репутационные факторы» Наталья Логинова: «Главным драйвером зеленых инициатив пока остаются лишь репутационные факторы»

В каких условиях развивается сегодня зеленый финансовый рынок?

РБК
Польза и вред фиников: 8 научных фактов Польза и вред фиников: 8 научных фактов

В чем польза и вред фиников для организма

РБК
Изобретая заговоры, или История главного злодея XVII века Изобретая заговоры, или История главного злодея XVII века

Титус Оутс входит в пятерку самых страшных английских злодеев тысячелетия

Знание – сила
Соевый соус: со вкусом умами и кокуми Соевый соус: со вкусом умами и кокуми

История соевого соуса и его множественных вариаций

Наука и жизнь
Чем закончились латиноамериканские сериалы, которые все смотрели в девяностых и нулевых? Чем закончились латиноамериканские сериалы, которые все смотрели в девяностых и нулевых?

Многие смотрели их по телевизору, но не у многих хватало терпения до конца

Maxim
«Богоматерь цветов». Как Жан Жене открыл мировой литературе французскую подворотню «Богоматерь цветов». Как Жан Жене открыл мировой литературе французскую подворотню

«Богоматерь цветов» Жана Жене — главная книга о перверсии и криминальном мире

СНОБ
Открыть в приложении