Социальная инженерия: как мошенники «разводили» наших прадедов
Сталкивались ли вы когда-нибудь с социальной инженерией? Впервые слышите? А вот и не правда — сейчас расскажем, почему.
Социальная инженерия — это учебная дисциплина, которую признали таковой еще в 70-х годах прошлого века. Она изучает методы манипулирования человеческим сознанием и поведением — например, с помощью психологических приемов, а в отдельных случаях даже с помощью гипноза. По идее, этот инструмент должен использоваться хотя бы в нейтральных целях, но реальность такова, что чаще с помощью социальной инженерии в мире творятся темные делишки. Наверное, потому что так выгоднее и проще.
Это уже не совсем гипноз и даже не чистая психология — мы назовем это смесью из таких качеств, как «подвешенный язык» и «отсутствие совести». Так вот, с проявлениями такой социальной инженерии мы и сталкиваемся практически каждый день. Где и когда? Вот, смотрите.
«Вас беспокоит сотрудник службы безопасности»
К сожалению, недавно завирусившаяся в сети шуточная фраза «Мы спросили не мошенники ли они, а они ответили, что не мошенники» все чаще становится реальностью. Например, в случае с банковскими «разводами», которые работают пошагово.
Шаг первый. С незнакомого номера звонит «специалист» и уверенным голосом сообщает, что вашу банковскую карту хотят взломать. Якобы кто-то начал переводить со счета крупную сумму, но «неравнодушный» специалист в последний момент остановил транзакцию и хочет помочь вам.
Это завязка мошеннической схемы или первый «хак» социальной инженерии. Таким образом мошенники щелкают вас по тонкой душевной струне — боязнь потерять деньги. С 99 % вероятностью у вас имеется банковская карта, а также некоторые сбережения в цифровом виде, и вы, очевидно, не хотите расставаться с ними, поэтому выслушаете собеседника и даже в глубине души поверите в эту «легенду».
Шаг второй. Мошенники обязательно назовут вас по имени и отчеству, а также будут говорить четко и по делу, используя «банковский жаргон». Для начала, они уточнят, делали вы перевод или нет, а также спросят какие-нибудь несущественные подробности. Например, дату совершения последней операции и сумму — покупки, перевода или любого другого чека.
Это основная часть схемы, когда агент понимает, стоит работать с жертвой или это пустая трата времени. Прощупав почву, «специалист» попытается войти в доверительные отношения. Особенно эффективно в этом случае действуют различные «успокоительные» фразы, а также обещания решить проблему и обезопасить кругленькую сумму от лап негодяев.