Ключ к прочной связи: как «особое время» поможет укрепить отношения с ребенком
С разрешения издательства «Бомбора» Forbes Life публикует главу из бестселлера семейного психолога Лоры Маркхэм «Правила спокойных родителей», в котором она предлагает простые и эффективные стратегии общения с детьми, позволяющие выстроить с ними эмоционально здоровые отношения
Что такого особенного в «особом времени»?
Родители, применяющие в воспитании «особое время», всегда говорят, что видят существенные перемены в поведении детей. Почему? Потому что «особое время»:
- Дает ребенку важный — но, увы, так часто недоступный — опыт абсолютного, внимательного, полного любви родительского внимания, без которого невозможно его процветание.
- Воссоединяет нас с ребенком после разлук и конфликтов повседневной жизни, и он становится более счастливым и послушным.
- Дает ребенку регулярную безопасную возможность «распаковать» все печали и страхи, которые он запихивал (фигурально выражаясь) в свой эмоциональный рюкзак и которые в противном случае будут выплескиваться в виде противодействия.
- Углубляет нашу эмпатию к ребенку, чтобы быть более сострадательными и видеть вещи с его точки зрения.
- Выстраивает фундамент доверия и партнерства между нами и ребенком, являющийся предварительным условием, чтобы ребенок в расстроенных чувствах поверял нам сильные чувства (а не срывал их на нас).
- На базовом уровне убеждает ребенка, что он действительно важен для родителя. (Вы-то, разумеется, знаете это, но у него иногда возникают сомнения.)
Каждому ребенку полезно проводить «особое время» с каждым из родителей почаще, желательно каждый день. Считайте это профилактической работой ради того, чтобы в семье все шло гладко. И если есть проблемы с ребенком, первое, что следует изменить в своем подходе — добавить в распорядок «особое время». Как это сделать?
1. Объявите, что хотите проводить с каждым ребенком по 15 минут «особого времени» столько дней в неделю, сколько сможете. Дайте этому времени самое что ни на есть «особое» название — имя ребенка (например, «время Лорен»).
2. Выбирайте для этого моменты, когда обо всех остальных детях может позаботиться кто-то другой (за исключением тех случаев, когда они достаточно большие, чтобы их можно было безопасно чем-то занять, даже когда чувствуют, что брат или сестра сейчас получает что-то такое, что они хотели бы получить для себя).
3. Вместе с ребенком заведите таймер на 15 минут. Выключите все телефоны, чтобы не отвлекаться.
4. Скажите: «Сегодня тебе решать, что мы будем делать во «время Джона». А завтра мне. Будем чередоваться. Так что сейчас я полностью в твоем распоряжении на пятнадцать минут. Чем бы ты хотел заняться?»
5. Сосредоточьте на ребенке 100 % внимания, не пытаясь реализовать собственную программу и не отвлекаясь. Просто подхватывайте его инициативу. Если хочет играть с кубиками, не спешите учить его строить башню. Вместо этого наслаждайтесь, наблюдая, как он исследует, играет, творит. Время от времени вслух проговаривайте, что видите: «Ты сделал башню еще выше... Ты встаешь на цыпочки, чтобы положить наверх еще один кубик». Если ребенок хочет, чтобы вы возили его по кругу на коньках, пока он не упадет, и повторяли это снова и снова, считайте это тренировкой для себя и превратите в удовольствие. Сопротивляйтесь искушению осуждать или оценивать. Не высказывайте идеи, если он не попросит. Не заглядывайте в телефон. Просто будьте рядом и вручите ребенку потрясающий дар — ощущение, что его видят и признают.
6. Если ребенок хочет делать то, что ему обычно не разрешается, подумайте, есть ли способ делать это безопасно, поскольку вы с ним, чтобы помочь. Может, вы всегда говорили, что прыгать с тумбочки на кровать слишком опасно, но в «особое время» можете придвинуть кровать вплотную к тумбочке и постоять рядом, пока он прыгает, обеспечивая безопасность. Может, он всегда хотел поиграть с папиной пеной для бритья, однако вас не было рядом, чтобы не дать ему извести целую тубу пены или потом смыть ее с него. В «особое время» можно вручить ребенку его собственную тубу с дешевой пеной и позволить играть с ней в ванне, а затем вы вдвоем сможете ликвидировать беспорядок. Если не можете удовлетворить его желание (например, полететь на Гавайи), найдите способ организовать нечто похожее (соорудить юбочки из травы и вместе потанцевать хулу). К чему столько хлопот? Ребенок поймет, что вы действительно неравнодушны к его желаниям, даже если не всегда даете ему то, чего он хочет. (Так у него не будет ощущения, будто желания не удовлетворяются вообще никогда, и в целом ребенок начинает охотнее сотрудничать.) И поскольку желания перестанут быть запретным плодом, после того как ребенку представится возможность удовлетворить любопытство и осуществить их, он вряд ли попытается провернуть все за вашей спиной.