О ситуации с бесконтрольной миграцией: «Им выгодно учить своих детей в России»
Тема мигрантов, особенно тех, кто въезжает в Россию из Узбекистана, Таджикистана и других стран, с которыми не установлен визовый режим, снова стала острой. Россияне требуют усилить контроль за иностранцами, которые приезжают сюда на заработки, однако пока готового решения, которое помогло бы не обрушить экономику и урегулировать ситуацию, нет. Масла в огонь подливают новости о конфликтах иностранцев с россиянами, в том числе между детьми, а также то, что большая часть мигрантов не могут или не хотят становиться полноценными членами российского общества. Почему сложилась такая ситуация и зачем России учить детей трудовых мигрантов, рассказал председатель правления ПРОО «Миграция» Сергей Пушкарев.
Как вы относитесь к ужесточению условий пребывания на территории России трудовых мигрантов?
Я отношусь к этому как к следствию неорганизованной трудовой миграции из стран с безвизовым порядком въезда. Почему все это появилось? Мы ведь говорим не о вьетнамцах, индийцах, корейцах. Нам на Дальнем Востоке предпочтительны специалисты из стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Юго-Восточной Азии. По трудовой миграции из визовых стран нет никаких проблем. Есть, конечно, вопросы, связанные с длительными сроками получения квот работодателями на привлечение и использование требуемых работников из этих стран, но в основном весь процесс отлажен в законодательном и правоприменительном плане, четко связан с работодателем: по приглашению, приему, миграционному учету, работе, выезду по окончании контракта.
Получается, что именно работодатели несут ответственность за мигрантов, которые приезжают к нам на работу, — в случае с визовым режимом?
Совершенно верно! При том что иностранный работник не может самовольно покинуть работу у данного работодателя и уйти к другому. Все регламентировано.
А какая ситуация с иностранцами, которые въезжают в Россию без виз?
Они въезжают свободно, без всяких приглашений, оформляют безадресные патенты, после чего начинают искать работодателей. В итоге находят работодателей, заключают с ними договоры найма — это чуть больше 36% трудовых мигрантов, получивших патент. Получается, что остальные 64% работают в «серой» зоне, без уплаты налогов, обесценивая рабочие места, вызывая недовольство коренного населения.
Ежегодно в режиме неформальной занятости на территории Приморского края находятся от 15 до 20 тысяч трудовых мигрантов из безвизовых стран СНГ, работающих по «серым» схемам привлечения трудовых мигрантов, создавая социальную напряженность в обществе, недовольство местного населения, предпосылки для экстремистских и террористических угроз.
Кто эти люди, какая истинная цель их въезда в нашу страну, их намерения? Ведь после развала СССР прошло уже почти 33 года, и за это время выросло второе поколение, не знающее о его существовании, а мы все считаем их соотечественниками.