Климат-контроль: стоит ли российским экспортерам бояться углеродного налога ЕС
От предложенных ЕС мер по сокращению выбросов парниковых газов российские компании, при определенных условиях, могут даже выиграть — у них еще есть три года, чтобы адаптироваться к новым правилам. Но для этого у России должен быть собственный план декарбонизации, которого пока не видно, считает эксперт Международного центра устойчивого энергетического развития Михаил Юлкин.
14 июля Европейская комиссия представила пакет законопроектов по реализации так называемой «Зеленой сделки» — европейской стратегии, предусматривающей сокращение выбросов в атмосферу парниковых газов (ПГ) к 2030 году на 55% от уровня 1990 года. 15 инициатив затрагивают все аспекты деятельности и сектора экономики ЕС, связанные с выбросами ПГ: энергетику, промышленность, транспорт, ЖКХ, сельское и лесное хозяйство, схему квотирования и торговли выбросами, энергетические налоги, индивидуальные вклады стран в общие усилия по сокращению выбросов и многое другое. По сути, этот пакет представляет собой целостный план трансформации экономики и общества на принципах устойчивого низкоуглеродного развития.
Углеродные издержки
Из всего европейского пакета отклик в России вызвал только один документ — о механизме пограничной углеродной корректировки (Carbon border adjustment mechanism или СВАМ), который устанавливает порядок оплаты углеродного следа продукции, ввозимой на территорию Европейской экономической зоны из стран, где выбросы регулируются недостаточно жестко или не регулируются вообще. В нем усмотрели угрозу российскому экспорту и дружно осудили, обвинив Еврокомиссию в протекционизме, нарушении правил ВТО и дискриминации зарубежных поставщиков. Подобную позицию заняли министр экономического развития Максим Решетников, президент РСПП Александр Шохин, ассоциация «Русская сталь» и другие.
Озвучен и потенциальный ущерб от этого механизма для российских компаний. Согласно оценке KPMG, до 2030 года в зависимости от сценария потери могут составить от €6 млрд до €50 млрд. При этом инициативу ЕС у нас называют механизмом трансграничного углеродного регулирования или трансграничным углеродным налогом, как бы намекая на то, что Евросоюз пытается регулировать выбросы ПГ за рамками своей юрисдикции. В РСПП прямо говорят, что «предложенный Еврокомиссией вариант пограничного углеродного сбора во многом дублирует элементы европейской системы торговли квотами, фактически навязывая другим странам регуляторные практики ЕС».
Между тем, ничего трансграничного, протекционистского или дискриминационного в этом механизме нет, а его воздействие надо оценивать в комплексе с другими климатическими мерами, предложенными Еврокомиссией. Прежде всего, вместе с мерами по ужесточению европейской схемы торговли выбросами (EU Emission Trading Scheme, или ETS), а именно: с постепенным отказом от бесплатного распределения квот (разрешений) на выбросы ПГ в отдельных секторах и планируемым быстрым сокращением (на 4,2% в год против 1,74% в 2013-2020 годах) общей распределяемой квоты на выбросы. Повышается и цена выбросов — за последний год она поднялась с €25 до €57 за тонну СО