Возвращение капитала: как передать наследникам в России сохраненные за рубежом средства
У обладателей крупных состояний должно быть право перевести свои иностранные личные фонды в специальные административные районы России, считают партнеры адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Дмитрий Афанасьев и Денис Архипов. В ближайшие пять-десять лет вопросы преемственности бизнеса в России станут основной повесткой для большинства владельцев крупного капитала.
Не за горами закат жизненного цикла тех, кто создал свой бизнес на обломках СССР. До сих пор крупный частный капитал в России, за редким исключением, находился в руках первого поколения собственников. При этом у большинства потенциальных наследников недостаточно знаний и опыта, чтобы принять на себя ответственность за весь бизнес. Причины разные: наследники либо не вовлечены в непосредственное управление активами и не хотят этим заниматься, либо не обладают харизмой основателей, достаточной для того, чтобы в нужный момент занять позицию лидера.
Как показывает практика, потребность предпринимателей в том, чтобы бизнес наследовался «на ходу» и не переставал существовать как единое целое после смерти его основателя, очень велика. Вот почему назрел вопрос о необходимости введения в российский оборот прижизненных (личных) фондов, которые стали бы достойным аналогом иностранных структур, подобных трастам, создаваемым с целью эффективного управления благосостоянием и его передачи будущим поколениям.
На решение этой проблемы и направлен подписанный президентом закон «О внесении изменений в части первую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации (о личных фондах)». Он предусматривает введение в гражданский оборот конструкции личных (прижизненных) фондов, которая позволит владельцам капитала при жизни консолидировать свои активы так, чтобы они находились под профессиональным управлением, а назначенные наследники (или члены семьи при жизни учредителя) получали бы инвестиционный («рентный») доход от управления капиталом.
Непрерывный контроль
В чем заключается практическая польза этой конструкции? Во-первых, она позволяет решить важную проблему — избежать перерыва в управлении бизнесом, неизбежного в случае смерти собственника, нередко, внезапной. Такой перерыв может быть весьма длительным — вплоть до нескольких лет — особенно, если между наследниками возникают споры по поводу раздела имущества. Управленческий вакуум, двоевластие и битва за контроль способны разрушить любое успешное предприятие. Закрепленная в Гражданском кодексе конструкция наследственного фонда, который может быть создан только после смерти наследодателя, эту проблему фактически не снимает. Между моментом открытия наследства и регистрацией наследственного фонда остается значительный период