Кинетические скульптуры Ан Су Чжина
«Главное – крылья!» – уверенно заявлял гриф из популярного советского мультфильма (впрочем, как мы помним, ошибался). Южнокорейский скульптор Ан Су Чжин наверняка бы с ним согласился, но, говоря о кинетической скульптуре, добавил бы, что не меньшую роль играет правильно спроектированный механизм. Хотя нет. Все-таки главное – крылья.
Хотя кинетические работы Ан Су Чжина отчасти навеяны природными формами, им совершенно не место в естественной среде — гораздо гармоничнее они смотрятся в стерильно-белых стенах музеев и галерей. В отличие от биоморфных работ корейского скульптора Чо У Рама, о котором «ПМ» писала в апреле 2012 года, устройства Ана выполняют четкие, простые, можно сказать, схематичные движения и внешне очень непритязательны. Это именно механика — голая, лишенная внешней оболочки, но этим и притягательная. Внешний вид и суть работ корейца контрастируют с его восприятием окружающего мира: он любит рассуждать о вещах философских, гуманитарных, далеких от холодного расчета — об одиночестве, о месте художника в мире, о творческой свободе и о политике. И каким-то образом у него получается перенести свое видение мира в скупые механистичные формы: смотришь на машину, повторяющую монотонные движения, и начинаешь при этом испытывать эмоции, заложенные автором.
Проекты Ан Су Чжина не пленяют провокационной тематикой и удивительными материалами, выдающейся эстетикой или сложностью механической составляющей. Но в ритмичном повторении простых действий заложена определенная идея, чаще всего содержащая в себе элементы иронии. Посмотрите: вот кресло-качалка, которое качает само себя, взмахивая веслами-грузами, — то ли плывет куда-то, то ли просто отдыхает в отсутствие сидящего. Остроумно? Да. Что хотел сказать автор этой работой? Не знаем, но нам нравится. Вот так и играет со зрителем Ан Су Чжин, показывая скрытый характер простых на первый взгляд предметов.
На одном крыле
Впрочем, многие идеи Ан Су Чжина лежат на поверхности — не нужно быть выдающимся философом, чтобы «поймать» их в механизмах. Вот, скажем, работа Some anarchist’s wing («Крыло анархиста»), где птичье крыло — натуральное, с перьями — закреплено на неподвижной основе, на белой стене. Механизм позволяет крылу делать самое естественное из движений — взмахи. Только вот улететь ему, увы, не суждено — в этом и ирония: Ан Су Чжин таким образом интерпретирует миф о Сизифе, утверждая, что сражение любого анархиста — это бесполезная, трудная, не приводящая ни к каким результатам работа. Позже скульптор сделал вторую версию этого проекта — более свободную в своих перемещениях, но все равно ограниченную рамками механизма.