Рецепт ее выпечки
«Вечный хлеб». Название советского романа А. Беляева подошло бы и для биографии этой машины. «Буханка» кормит завод УАЗ вот уже 60 лет.
Всемирная автомобильная история помнит 1955 год по премьере «Богини» Citroёn DS. Но в том же году был и приказ Минавтопрома СССР о создании первого оригинального УАЗа: требовались проходимые малотоннажники для армии и региональных хозяйств. Началась история семейства 450, эпохальной «Буханки».
Машину строили на основе выпускаемого заводом ГАЗ-69, но капотной компоновке предпочли функциональную вагонную. Приоритетными версиями стали фургон 450, санитарка 450А и грузовичок 450Д. Автобус 450В признали менее значимым, и такой кузов пошел в серию лишь в конце 60-х. В угоду армии заготовили и штабную версию 450Б со столиками, спальными местами, телефоном, рацией и сейфом, но военные отказались. Попадать в середину салона у первых вагонных кузовов предлагалось через задние двери, боковой средней не было. Мотор тоже взяли от ГАЗ69, это был доработанный нижнеклапанный агрегат с объемом до 2430 см3 и мощностью 62 л.с., его сопрягли с 3-ступенчатой МКП. Грузоподъемность достигала 800 кг, привод 4х4 сочетался с отличной геометрической проходимостью, клиренс составлял более 200 мм. Прямых аналогов в мире у моделей 450 не было. Последовали изнурительные испытания в естественных условиях по всему Союзу, которые позволили найти несколько слабых мест в конструкции, а в целом показали ее завидную жизнеспособность. Масштабный выпуск нарастили к 1959 году, и тем временем уже планировалась модернизация.
Вести из булочной
Следующей ступенью эволюции семейства стала разработка моноприводной гаммы 451, которую затем выпускали до 1982 года. Конструкторы предложили ряд улучшений: мотор для оптимизации развесовки сдвинули назад и вниз — заодно выиграли по простору в кабине, редуктор рулевого перенесли на внешнюю сторону лонжерона для более удобного расположения колонки. В 1961 году УАЗы модернизировали еще глубже: раму, подвеску, валы, КП, тормоза и органы управления. «Буханка» прибавила сдобы. Тем временем мелкие автопредприятия занимались и переделками кузовов: превращали фургоны в пассажирские, не дожидаясь серийных микроавтобусов.
Каноничный облик передней части появился у генерации 452, которую создали на заднеприводной платформе в 1965 году. Тогда УАЗы получили двигатель от ГАЗ-21 — верхнеклапанник объемом 2445 см3 и мощностью 70 л.с. в паре с 4-ступенчатой МКП. Прежний сложный воздухозаборник оказался не нужен, а новый упрощенный диктовал опустить переднюю облицовку так, как видим и сейчас. Тогда же УАЗы украсила знаменитая теперь эмблема-чайка. Сейчас о машине поколения 452 принято говорить как о чем-то неизменном. Она все же понемногу менялась! С появлением в 1972 году командирского УАЗ-469 ходовую «Буханки» унифицировали ему под стать. Но затем на технике словно отразился брежневский застой. Очередная крупная модернизация случилась лишь в 1985-м. Мощность подняли до 90 л.с., поставили двухконтурный привод тормозов с вакуумным усилителем и мосты с иными передаточными числами. Вдобавок фургон стал называться УАЗ-3741, грузовик — 3303, микроавтобус — 2206, а санитарка — 3962. Еще 12 лет, и появился 98-сильный мотор УМЗ-4218 2.9. И еще через десять — УМЗ-4213, отвечающий нормам Евро 3. Сегодняшние «Буханки» дополнены AБС, у них травмобезопасный руль с ГУРом, а двигатели соответствуют нормам Евро 5. Аллилуйя!
Нечерствеющая
Ассортимент ульяновской «булочной» мог быть гораздо разнообразнее. Наладив выпуск поколения 450, заводчане взялись за эксперименты. Например, опыт малыми силами: автобусик УАЗ-450И, сделанный в 1963 году по договору с совхозом «Труд» из Саратовской области, доставлял горячую пищу механизаторам и был оснащен креплениями для термосов. Позже машиностроительному заводу в Луцке помогли освоить «Буханку» под псевдонимом ЛуМЗ-946 с изотермическим кузовом и холодильной установкой.
Были опыты посерьезнее. В 1960-х УАЗы пробовали ставить на железнодорожный ход, вели испытания снегохода 451С и седельного тягача 451П. В 1970-х работали с трехосным 452К, он вышел чересчур тяжелым и прожорливым, но на его базе грузинский кооператив после собрал несколько шестиколесных реанимобилей «Медея» для горных спасателей. Наконец, создали электромобиль 451МИ, этот пошел в эксплуатацию.
Новость нынешнего года — свежеиспеченная «Буханка» в юбилейном исполнении. Двухцветный серо-зеленый кузов, белые диски, особый шильдик в виде ранней ульяновской эмблемы. У версии впервые единый ключ для ручек дверей и замка зажигания, сами ручки тоже другие, обивка сидений с водоотталкивающей пропиткой, а передние кресла с подогревом. Еще одно отличие — принудительная блокировка дифференциала заднего моста. Шикарная по меркам семейства машина стоит 757 700 руб., обычная же — от 646 590 руб. За такие деньги покупатели «Буханки» все еще готовы мириться с ее преклонным возрастом. Как говорится — и то хлеб!
Вездеходы
Испытано страной
Хроники испытаний УАЗов достойны книги. Автомобили гоняли по всей географии СССР на десятки тысяч километров от Крайнего Севера до Кавказа, полученный опыт не дали бы никакие полигоны. Один из самых тяжелых пробегов был в Каракумах. Причем вездеход тестировали не только заводчане. В 1966 году корреспонденты газеты «Известия» одолели на УАЗ-452А по кличке «Тихон» длиннющий маршрут от Ульяновска до Москвы, далее по Нечерноземью, Средней Азии и Сибири. А вот трогательная история: на испытаниях северной санитарки 452АС в Якутии машина помогла вывезти роженицу из дальнего селения, и на свет благополучно появилась девочка Ульяна.
Редкие виды
Эксперименты
Опытные образцы снегохода 451С и седельного тягача 451П (оба 1962 года) тоже на полном серьезе проходили испытания. Тягач тестировали несколько месяцев. А вот работа со снегоходом шла почти шесть лет и увенчалась пробегом по маршруту Новосибирск — Омск — Кустанай —Уральск —Ульяновск. Впрочем, серийным полугусеничный УАЗ тоже так и не стал. Электрокар 451МИ оказался удачливее и был в эксплуатации. Аккумуляторы размещались под рамой, а зарядник стоял на самой машине — подпитаться можно было от городской электросети. За час батареи пополнялись на 70%. Грузоподъемность 451МИ составляла 500 кг.
Размечтались
Минувшее будущее
В начале 2000-х заводчане сконструировали концепты с прицелом на замену устаревших малотоннажников. Минивэн 3165 «Симба» и его улучшенный двойник 3165М производили самое приятное впечатление, были просторными и комфортными. Но, увы, новинка оказалась неподъемной для завода, который переживал тяжелые времена. Вдобавок 3165 выходил очень дорогим и для рынка, перспективы рисовались сомнительные. С тех пор идея новой «Буханки» так и витает в воздухе. Посмотрите, как эффектно развил ее в своей дипломной работе выпускник МАМИ Алексей Браверман (фото внизу).