«Буханка» кормит завод УАЗ вот уже 60 лет

QuattroruoteАвто

Рецепт ее выпечки

«Вечный хлеб». Название советского романа А. Беляева подошло бы и для биографии этой машины. «Буханка» кормит завод УАЗ вот уже 60 лет.

Текст Александр Катаев
Фото УАЗ

Всемирная автомобильная история помнит 1955 год по премьере «Богини» Citroёn DS. Но в том же году был и приказ Минавтопрома СССР о создании первого оригинального УАЗа: требовались проходимые малотоннажники для армии и региональных хозяйств. Началась история семейства 450, эпохальной «Буханки».

Поиск формы. «Буханками» прозвали первые прототипы с покатой крышей. Но проект В. Арямова (рис.) раскритиковали военные. Для увеличения вместимости кузова П. Куликов изменил его на привычный нам с прямым верхом.
Явные плюсы. При общей унификации с ГАЗ-69 машины с кабиной над мотором были ощутимо объемнее для грузов и могли везти на три центнера больше.
Основа основ. Рама с удлиненными лонжеронами, смещенный в базу мотор, мосты на рессорах. На рисунке улучшенная компоновка УАЗ-451 (1961 г.), с которой семейство дошло до наших дней.

Машину строили на основе выпускаемого заводом ГАЗ-69, но капотной компоновке предпочли функциональную вагонную. Приоритетными версиями стали фургон 450, санитарка 450А и грузовичок 450Д. Автобус 450В признали менее значимым, и такой кузов пошел в серию лишь в конце 60-х. В угоду армии заготовили и штабную версию 450Б со столиками, спальными местами, телефоном, рацией и сейфом, но военные отказались. Попадать в середину салона у первых вагонных кузовов предлагалось через задние двери, боковой средней не было. Мотор тоже взяли от ГАЗ69, это был доработанный нижнеклапанный агрегат с объемом до 2430 см3 и мощностью 62 л.с., его сопрягли с 3-ступенчатой МКП. Грузоподъемность достигала 800 кг, привод 4х4 сочетался с отличной геометрической проходимостью, клиренс составлял более 200 мм. Прямых аналогов в мире у моделей 450 не было. Последовали изнурительные испытания в естественных условиях по всему Союзу, которые позволили найти несколько слабых мест в конструкции, а в целом показали ее завидную жизнеспособность. Масштабный выпуск нарастили к 1959 году, и тем временем уже планировалась модернизация.

Вести из булочной

Следующей ступенью эволюции семейства стала разработка моноприводной гаммы 451, которую затем выпускали до 1982 года. Конструкторы предложили ряд улучшений: мотор для оптимизации развесовки сдвинули назад и вниз — заодно выиграли по простору в кабине, редуктор рулевого перенесли на внешнюю сторону лонжерона для более удобного расположения колонки. В 1961 году УАЗы модернизировали еще глубже: раму, подвеску, валы, КП, тормоза и органы управления. «Буханка» прибавила сдобы. Тем временем мелкие автопредприятия занимались и переделками кузовов: превращали фургоны в пассажирские, не дожидаясь серийных микроавтобусов.

Каноничный облик передней части появился у генерации 452, которую создали на заднеприводной платформе в 1965 году. Тогда УАЗы получили двигатель от ГАЗ-21 — верхнеклапанник объемом 2445 см3 и мощностью 70 л.с. в паре с 4-ступенчатой МКП. Прежний сложный воздухозаборник оказался не нужен, а новый упрощенный диктовал опустить переднюю облицовку так, как видим и сейчас. Тогда же УАЗы украсила знаменитая теперь эмблема-чайка. Сейчас о машине поколения 452 принято говорить как о чем-то неизменном. Она все же понемногу менялась! С появлением в 1972 году командирского УАЗ-469 ходовую «Буханки» унифицировали ему под стать. Но затем на технике словно отразился брежневский застой. Очередная крупная модернизация случилась лишь в 1985-м. Мощность подняли до 90 л.с., поставили двухконтурный привод тормозов с вакуумным усилителем и мосты с иными передаточными числами. Вдобавок фургон стал называться УАЗ-3741, грузовик — 3303, микроавтобус — 2206, а санитарка — 3962. Еще 12 лет, и появился 98-сильный мотор УМЗ-4218 2.9. И еще через десять — УМЗ-4213, отвечающий нормам Евро 3. Сегодняшние «Буханки» дополнены AБС, у них травмобезопасный руль с ГУРом, а двигатели соответствуют нормам Евро 5. Аллилуйя!

На том же месте. Приборы всегда были по центру панели, но у первых машин еще и горизонтально под стеклом. Вот дожили до комбинации с дисплеем. Однако в этой кабине от перемены слагаемых сумма ощущений почти не меняется.

Нечерствеющая

Ассортимент ульяновской «булочной» мог быть гораздо разнообразнее. Наладив выпуск поколения 450, заводчане взялись за эксперименты. Например, опыт малыми силами: автобусик УАЗ-450И, сделанный в 1963 году по договору с совхозом «Труд» из Саратовской области, доставлял горячую пищу механизаторам и был оснащен креплениями для термосов. Позже машиностроительному заводу в Луцке помогли освоить «Буханку» под псевдонимом ЛуМЗ-946 с изотермическим кузовом и холодильной установкой.

Были опыты посерьезнее. В 1960-х УАЗы пробовали ставить на железнодорожный ход, вели испытания снегохода 451С и седельного тягача 451П. В 1970-х работали с трехосным 452К, он вышел чересчур тяжелым и прожорливым, но на его базе грузинский кооператив после собрал несколько шестиколесных реанимобилей «Медея» для горных спасателей. Наконец, создали электромобиль 451МИ, этот пошел в эксплуатацию.

Головастик XL. Некий симбиоз-оптимум в сегодняшнем ряду малотоннажной классики — УАЗ «Фермер» 39094 с пятиместной двойной кабиной. Бензиновый двигатель ЗМЗ40911.10 объемом 2,7 л выдает 112 л.с. и 198 Нм, работает с 5-ступенчатой МКП. Версия стоит 696 690 руб., что на 62 000 руб. дороже обычного грузовичка

Новость нынешнего года — свежеиспеченная «Буханка» в юбилейном исполнении. Двухцветный серо-зеленый кузов, белые диски, особый шильдик в виде ранней ульяновской эмблемы. У версии впервые единый ключ для ручек дверей и замка зажигания, сами ручки тоже другие, обивка сидений с водоотталкивающей пропиткой, а передние кресла с подогревом. Еще одно отличие — принудительная блокировка дифференциала заднего моста. Шикарная по меркам семейства машина стоит 757 700 руб., обычная же — от 646 590 руб. За такие деньги покупатели «Буханки» все еще готовы мириться с ее преклонным возрастом. Как говорится — и то хлеб!

Вездеходы

Испытано страной

Хроники испытаний УАЗов достойны книги. Автомобили гоняли по всей географии СССР на десятки тысяч километров от Крайнего Севера до Кавказа, полученный опыт не дали бы никакие полигоны. Один из самых тяжелых пробегов был в Каракумах. Причем вездеход тестировали не только заводчане. В 1966 году корреспонденты газеты «Известия» одолели на УАЗ-452А по кличке «Тихон» длиннющий маршрут от Ульяновска до Москвы, далее по Нечерноземью, Средней Азии и Сибири. А вот трогательная история: на испытаниях северной санитарки 452АС в Якутии машина помогла вывезти роженицу из дальнего селения, и на свет благополучно появилась девочка Ульяна.

Редкие виды

Эксперименты

Опытные образцы снегохода 451С и седельного тягача 451П (оба 1962 года) тоже на полном серьезе проходили испытания. Тягач тестировали несколько месяцев. А вот работа со снегоходом шла почти шесть лет и увенчалась пробегом по маршруту Новосибирск — Омск — Кустанай —Уральск —Ульяновск. Впрочем, серийным полугусеничный УАЗ тоже так и не стал. Электрокар 451МИ оказался удачливее и был в эксплуатации. Аккумуляторы размещались под рамой, а зарядник стоял на самой машине — подпитаться можно было от городской электросети. За час батареи пополнялись на 70%. Грузоподъемность 451МИ составляла 500 кг.

Размечтались

Минувшее будущее

В начале 2000-х заводчане сконструировали концепты с прицелом на замену устаревших малотоннажников. Минивэн 3165 «Симба» и его улучшенный двойник 3165М производили самое приятное впечатление, были просторными и комфортными. Но, увы, новинка оказалась неподъемной для завода, который переживал тяжелые времена. Вдобавок 3165 выходил очень дорогим и для рынка, перспективы рисовались сомнительные. С тех пор идея новой «Буханки» так и витает в воздухе. Посмотрите, как эффектно развил ее в своей дипломной работе выпускник МАМИ Алексей Браверман (фото внизу).

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Помнить всё Помнить всё

Можно ли настроить свой мозг на работу без багов?

Psychologies
Жизнь замечательных прототипов Жизнь замечательных прототипов

Мы нашли прототипов героев нашего детства и покопались в их тайных жизнях

Maxim
Пираты XXI века Пираты XXI века

Борьба с информационными атаками на автомобили продолжается

Quattroruote
Почему модные бренды не делают обувь больших размеров Почему модные бренды не делают обувь больших размеров

Модель Джесс Коул рассказала Vogue, как она находит подходящую пару туфель

Vogue
Агрессивные девственники: появятся ли инцелы в России? Агрессивные девственники: появятся ли инцелы в России?

На Западе набирает обороты движение инцелов

Psychologies
Штирлиц остался Штирлиц остался

45 лет назад в СССР впервые показали фильм «Семнадцать мгновений весны»

Огонёк
«Космос уже обжит для туризма» «Космос уже обжит для туризма»

Интервью с Самантой Кристофоретти, первой побывавшей на орбите итальянкой

Огонёк
Ольга Бузова: «Я принцесса и нуждаюсь в том, чтобы быть счастливой» Ольга Бузова: «Я принцесса и нуждаюсь в том, чтобы быть счастливой»

26 августа на ТНТ стартует новое реалити «Замуж за Бузову»

Cosmopolitan
37 вещей, которые не должен делать настоящий мужчина 37 вещей, которые не должен делать настоящий мужчина

Настоящий мужчина никогда...

Maxim
Как сделать новый учебный год лучшим в вашей жизни Как сделать новый учебный год лучшим в вашей жизни

Как преодолеть прокрастинацию, сохранять мотивацию и не допускать авралов

Psychologies
Понять себя и простить? Понять себя и простить?

Какие ошибки мы совершаем и чем нам поможет опыт неудач

Psychologies
Как менялся стиль Фаррелла Уильямса Как менялся стиль Фаррелла Уильямса

История борьбы музыканта со своими брюками. Как менялся стиль Фаррелла Уильямса

GQ
Нокаут для экономики. Чем новые санкции угрожают банкам и их клиентам Нокаут для экономики. Чем новые санкции угрожают банкам и их клиентам

Ограничительные меры США могут вызвать рост первоначального взноса по ипотеке

Forbes
Валентина Рубцова: «Не смогу бегать голышом в кадре» Валентина Рубцова: «Не смогу бегать голышом в кадре»

Блиц-опрос со звездой сериала «СашаТаня»

StarHit
Большие данные: как и зачем компании собирают информацию о нас Большие данные: как и зачем компании собирают информацию о нас

Зачем компаниям нужна информация о нас

Psychologies
Как собирать красивые камни и минералы, а потом делать украшения из них Как собирать красивые камни и минералы, а потом делать украшения из них

Осваиваем новое модное хобби — охоту за камнями

Vogue
2010: Программа «Сегодня» 2010: Программа «Сегодня»

На момент сдачи номера 2010-е еще не закончились, но изменилось многое

Esquire
7 обычных продуктов, которые могут серьезно навредить 7 обычных продуктов, которые могут серьезно навредить

Какие из спутников обыденной жизни могут представлять серьезную опасность

Популярная механика
Как использовать скотч не по назначению: 20 хитрых способов Как использовать скотч не по назначению: 20 хитрых способов

20 способов облегчить жизнь с помощью простой липкой ленты

Maxim
Океан — диктатор климата Океан — диктатор климата

Академик Роберт Нигматулин

Эксперт
Охота на леопарда: с чем носить Охота на леопарда: с чем носить

Чтобы выбрать самые стильные вещи сезона, ориентируйся на наши советы

Cosmopolitan
Зеленая контрреволюция: как цены на продукты влияют на гены Зеленая контрреволюция: как цены на продукты влияют на гены

Человечество стоит на пороге «Зеленой революции 2.0»

Forbes
Игры-2020 в Токио станут самыми продвинутыми Игры-2020 в Токио станут самыми продвинутыми

Toyota определила концепцию мобильности для Игр Токио-2020

Популярная механика
Стандарт «золотого паспорта». Что изменится для желающих купить гражданство ЕС Стандарт «золотого паспорта». Что изменится для желающих купить гражданство ЕС

Желающих прикупить европейское гражданство ждут большие перемены

Forbes
9 рекламных роликов, запрещенных на ТВ из-за чрезмерной откровенности 9 рекламных роликов, запрещенных на ТВ из-за чрезмерной откровенности

Одно из главных правил рекламы и маркетинга гласит: «Sex sells»

Maxim
Наташина мечта Наташина мечта

Наталья Осипова — о балете, мужчинах и Айседоре Дункан

Vogue
Новое про чтение: как умение читать повлияло на физиологию людей Новое про чтение: как умение читать повлияло на физиологию людей

Что тебе дает навык чтения

Maxim
Tatler 10 Tatler 10

Самые красивые героини самых громких наших обложек

Tatler
11 советов, как провести лето с пользой для малыша 11 советов, как провести лето с пользой для малыша

Все ли летние блага будут полезны малышу

9 месяцев
Дивный новый мир. Зачем нужны большие данные о здоровье пациентов Дивный новый мир. Зачем нужны большие данные о здоровье пациентов

Возможности применения больших данных в здравоохранении огромны

Forbes
Открыть в приложении