«Буханка» кормит завод УАЗ вот уже 60 лет

QuattroruoteАвто

Рецепт ее выпечки

«Вечный хлеб». Название советского романа А. Беляева подошло бы и для биографии этой машины. «Буханка» кормит завод УАЗ вот уже 60 лет.

Текст Александр Катаев
Фото УАЗ

Всемирная автомобильная история помнит 1955 год по премьере «Богини» Citroёn DS. Но в том же году был и приказ Минавтопрома СССР о создании первого оригинального УАЗа: требовались проходимые малотоннажники для армии и региональных хозяйств. Началась история семейства 450, эпохальной «Буханки».

Поиск формы. «Буханками» прозвали первые прототипы с покатой крышей. Но проект В. Арямова (рис.) раскритиковали военные. Для увеличения вместимости кузова П. Куликов изменил его на привычный нам с прямым верхом.
Явные плюсы. При общей унификации с ГАЗ-69 машины с кабиной над мотором были ощутимо объемнее для грузов и могли везти на три центнера больше.
Основа основ. Рама с удлиненными лонжеронами, смещенный в базу мотор, мосты на рессорах. На рисунке улучшенная компоновка УАЗ-451 (1961 г.), с которой семейство дошло до наших дней.

Машину строили на основе выпускаемого заводом ГАЗ-69, но капотной компоновке предпочли функциональную вагонную. Приоритетными версиями стали фургон 450, санитарка 450А и грузовичок 450Д. Автобус 450В признали менее значимым, и такой кузов пошел в серию лишь в конце 60-х. В угоду армии заготовили и штабную версию 450Б со столиками, спальными местами, телефоном, рацией и сейфом, но военные отказались. Попадать в середину салона у первых вагонных кузовов предлагалось через задние двери, боковой средней не было. Мотор тоже взяли от ГАЗ69, это был доработанный нижнеклапанный агрегат с объемом до 2430 см3 и мощностью 62 л.с., его сопрягли с 3-ступенчатой МКП. Грузоподъемность достигала 800 кг, привод 4х4 сочетался с отличной геометрической проходимостью, клиренс составлял более 200 мм. Прямых аналогов в мире у моделей 450 не было. Последовали изнурительные испытания в естественных условиях по всему Союзу, которые позволили найти несколько слабых мест в конструкции, а в целом показали ее завидную жизнеспособность. Масштабный выпуск нарастили к 1959 году, и тем временем уже планировалась модернизация.

Вести из булочной

Следующей ступенью эволюции семейства стала разработка моноприводной гаммы 451, которую затем выпускали до 1982 года. Конструкторы предложили ряд улучшений: мотор для оптимизации развесовки сдвинули назад и вниз — заодно выиграли по простору в кабине, редуктор рулевого перенесли на внешнюю сторону лонжерона для более удобного расположения колонки. В 1961 году УАЗы модернизировали еще глубже: раму, подвеску, валы, КП, тормоза и органы управления. «Буханка» прибавила сдобы. Тем временем мелкие автопредприятия занимались и переделками кузовов: превращали фургоны в пассажирские, не дожидаясь серийных микроавтобусов.

Каноничный облик передней части появился у генерации 452, которую создали на заднеприводной платформе в 1965 году. Тогда УАЗы получили двигатель от ГАЗ-21 — верхнеклапанник объемом 2445 см3 и мощностью 70 л.с. в паре с 4-ступенчатой МКП. Прежний сложный воздухозаборник оказался не нужен, а новый упрощенный диктовал опустить переднюю облицовку так, как видим и сейчас. Тогда же УАЗы украсила знаменитая теперь эмблема-чайка. Сейчас о машине поколения 452 принято говорить как о чем-то неизменном. Она все же понемногу менялась! С появлением в 1972 году командирского УАЗ-469 ходовую «Буханки» унифицировали ему под стать. Но затем на технике словно отразился брежневский застой. Очередная крупная модернизация случилась лишь в 1985-м. Мощность подняли до 90 л.с., поставили двухконтурный привод тормозов с вакуумным усилителем и мосты с иными передаточными числами. Вдобавок фургон стал называться УАЗ-3741, грузовик — 3303, микроавтобус — 2206, а санитарка — 3962. Еще 12 лет, и появился 98-сильный мотор УМЗ-4218 2.9. И еще через десять — УМЗ-4213, отвечающий нормам Евро 3. Сегодняшние «Буханки» дополнены AБС, у них травмобезопасный руль с ГУРом, а двигатели соответствуют нормам Евро 5. Аллилуйя!

На том же месте. Приборы всегда были по центру панели, но у первых машин еще и горизонтально под стеклом. Вот дожили до комбинации с дисплеем. Однако в этой кабине от перемены слагаемых сумма ощущений почти не меняется.

Нечерствеющая

Ассортимент ульяновской «булочной» мог быть гораздо разнообразнее. Наладив выпуск поколения 450, заводчане взялись за эксперименты. Например, опыт малыми силами: автобусик УАЗ-450И, сделанный в 1963 году по договору с совхозом «Труд» из Саратовской области, доставлял горячую пищу механизаторам и был оснащен креплениями для термосов. Позже машиностроительному заводу в Луцке помогли освоить «Буханку» под псевдонимом ЛуМЗ-946 с изотермическим кузовом и холодильной установкой.

Были опыты посерьезнее. В 1960-х УАЗы пробовали ставить на железнодорожный ход, вели испытания снегохода 451С и седельного тягача 451П. В 1970-х работали с трехосным 452К, он вышел чересчур тяжелым и прожорливым, но на его базе грузинский кооператив после собрал несколько шестиколесных реанимобилей «Медея» для горных спасателей. Наконец, создали электромобиль 451МИ, этот пошел в эксплуатацию.

Головастик XL. Некий симбиоз-оптимум в сегодняшнем ряду малотоннажной классики — УАЗ «Фермер» 39094 с пятиместной двойной кабиной. Бензиновый двигатель ЗМЗ40911.10 объемом 2,7 л выдает 112 л.с. и 198 Нм, работает с 5-ступенчатой МКП. Версия стоит 696 690 руб., что на 62 000 руб. дороже обычного грузовичка

Новость нынешнего года — свежеиспеченная «Буханка» в юбилейном исполнении. Двухцветный серо-зеленый кузов, белые диски, особый шильдик в виде ранней ульяновской эмблемы. У версии впервые единый ключ для ручек дверей и замка зажигания, сами ручки тоже другие, обивка сидений с водоотталкивающей пропиткой, а передние кресла с подогревом. Еще одно отличие — принудительная блокировка дифференциала заднего моста. Шикарная по меркам семейства машина стоит 757 700 руб., обычная же — от 646 590 руб. За такие деньги покупатели «Буханки» все еще готовы мириться с ее преклонным возрастом. Как говорится — и то хлеб!

Вездеходы

Испытано страной

Хроники испытаний УАЗов достойны книги. Автомобили гоняли по всей географии СССР на десятки тысяч километров от Крайнего Севера до Кавказа, полученный опыт не дали бы никакие полигоны. Один из самых тяжелых пробегов был в Каракумах. Причем вездеход тестировали не только заводчане. В 1966 году корреспонденты газеты «Известия» одолели на УАЗ-452А по кличке «Тихон» длиннющий маршрут от Ульяновска до Москвы, далее по Нечерноземью, Средней Азии и Сибири. А вот трогательная история: на испытаниях северной санитарки 452АС в Якутии машина помогла вывезти роженицу из дальнего селения, и на свет благополучно появилась девочка Ульяна.

Редкие виды

Эксперименты

Опытные образцы снегохода 451С и седельного тягача 451П (оба 1962 года) тоже на полном серьезе проходили испытания. Тягач тестировали несколько месяцев. А вот работа со снегоходом шла почти шесть лет и увенчалась пробегом по маршруту Новосибирск — Омск — Кустанай —Уральск —Ульяновск. Впрочем, серийным полугусеничный УАЗ тоже так и не стал. Электрокар 451МИ оказался удачливее и был в эксплуатации. Аккумуляторы размещались под рамой, а зарядник стоял на самой машине — подпитаться можно было от городской электросети. За час батареи пополнялись на 70%. Грузоподъемность 451МИ составляла 500 кг.

Размечтались

Минувшее будущее

В начале 2000-х заводчане сконструировали концепты с прицелом на замену устаревших малотоннажников. Минивэн 3165 «Симба» и его улучшенный двойник 3165М производили самое приятное впечатление, были просторными и комфортными. Но, увы, новинка оказалась неподъемной для завода, который переживал тяжелые времена. Вдобавок 3165 выходил очень дорогим и для рынка, перспективы рисовались сомнительные. С тех пор идея новой «Буханки» так и витает в воздухе. Посмотрите, как эффектно развил ее в своей дипломной работе выпускник МАМИ Алексей Браверман (фото внизу).

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Черная водолазка. Отрывок из книги Черная водолазка. Отрывок из книги

«Сноб» публикует первые главы сборника рассказов журналистки Полины Санаевой

СНОБ
Самые модные роли Роберта Рэдфорда Самые модные роли Роберта Рэдфорда

Роберту Редфорду 81, и он — великий: актер, продюсер, режиссер

Esquire
Кошелек или жизнь? Кошелек или жизнь?

Кто из них лучше: марокканец Renault Dokker или турецкий «итальянец» Fiat Doblo

Quattroruote
Я поверила в себя Я поверила в себя

Блогеры, которые мотивируют на успех

Cosmopolitan
Что модного посмотреть: 3 стильных азиатских фильма для вдохновения Что модного посмотреть: 3 стильных азиатских фильма для вдохновения

Несколько фильмов, которые вдохновят на модные эксперименты

Cosmopolitan
Пираты XXI века Пираты XXI века

Борьба с информационными атаками на автомобили продолжается

Quattroruote
Страховое прикрытие. Как анонимно хранить деньги за рубежом Страховое прикрытие. Как анонимно хранить деньги за рубежом

Полис иностранного страховщика стал альтернативой налоговой гавани

Forbes
Голливуд на Волге Голливуд на Волге

В Нижнем Новгороде прошел II фестиваль нового российского кино «ГОРЬКИЙ fest»

OK!
Оксфорды, лоферы и прочие дерби: а вы знаете, как выглядит хипстерская обувь? Оксфорды, лоферы и прочие дерби: а вы знаете, как выглядит хипстерская обувь?

Оксфорды, лоферы и прочие дерби: а вы знаете, как выглядит хипстерская обувь?

Playboy
То яма, то канава То яма, то канава

Как себя вести на дороге с плохим покрытием на примере Lada Vesta Cross

АвтоМир
«Рояль в кустах», «Дело пахнет керосином» и еще 18 слов и выражений с интереснейшей историей происхождения «Рояль в кустах», «Дело пахнет керосином» и еще 18 слов и выражений с интереснейшей историей происхождения

Познакомься поближе со словами, которыми ты пользуешься всю жизнь.

Maxim
Если роды начались раньше времени… Если роды начались раньше времени…

По данным медицинской статистики, преждевременные роды возникают довольно часто

9 месяцев
10 самых амбициозных и неосуществленных проектов СССР 10 самых амбициозных и неосуществленных проектов СССР

Лунная база «Звезда», Дворец Советов и другие грандиозные и несбыточные проекты

Maxim
«Намного легче прорекламировать товар, чем событие». Павел Тарелкин — о механизмах таргетированной рекламы «Намного легче прорекламировать товар, чем событие». Павел Тарелкин — о механизмах таргетированной рекламы

Что такое таргетированная реклама и насколько она эффективна сегодня

СНОБ
Хвастуны против подхалимов: как преуспеть в работе и не устать Хвастуны против подхалимов: как преуспеть в работе и не устать

Как выстроить отношения с начальством наиболее эффективно

Forbes
Так по-английски Так по-английски

О саде, находящемся по другую сторону Ла-Манша, на севере Германии

SALON-Interior
Наташина мечта Наташина мечта

Наталья Осипова — о балете, мужчинах и Айседоре Дункан

Vogue
Большие каникулы в Сен-Тропе Большие каникулы в Сен-Тропе

Игрушечные пистолеты против карманников и незавидная судьба шиншилл

StarHit
С кем мы сводим счеты в соцсетях? С кем мы сводим счеты в соцсетях?

С кем же мы на самом деле общаемся и спорим в интернете

Psychologies
Прыгнуть выше головы: как понять свой уровень компетентности? Прыгнуть выше головы: как понять свой уровень компетентности?

Как разглядеть свой потолок и перестать мучить себя задачами не по зубам

Psychologies
Американка получила стажировку в NASA, но быстро ее лишилась. А не надо было писать нецензурные твиты! Американка получила стажировку в NASA, но быстро ее лишилась. А не надо было писать нецензурные твиты!

Она нелитературно нагрубила какому-то мужику, а зря

Maxim
Малыши на миллионы Малыши на миллионы

Почти все дети знаменитых мам и пап обречены на известность

Добрые советы
Конец истории: неизвестные факты о «Теории большого взрыва» и чему нас научили герои Конец истории: неизвестные факты о «Теории большого взрыва» и чему нас научили герои

CBS объявил, что 12 сезон «Теории большого взрыва» станет последним

Playboy
Лето, прощай! Лето, прощай!

Как подготовить сад к осеннему сезону

Домашний Очаг
Generation Z Generation Z

Ольга Карпуть, владелица «KM 20», рассказывает, почему все говорят о поколении Z

OK!
Отец Влада Соколовского публично извинился перед Ритой Дакотой Отец Влада Соколовского публично извинился перед Ритой Дакотой

Отец Влада Соколовского публично извинился перед Ритой Дакотой

Cosmopolitan
Шалость удалась! Шалость удалась!

В конце августа 2008 года на экраны вышла первая серия сериала «Универ»

StarHit
Наследники Партенопеи Наследники Партенопеи

Портные рассказали об особенностях их стиля

The Rake
С тобой не соскучишься! С тобой не соскучишься!

Даже самый замечательный мужчина может оказаться консерватором в плане свиданий

Лиза
Лучшие шутки дня и Бэтмен против Супермена! Лучшие шутки дня и Бэтмен против Супермена!

Первичный дайджест авторского юмора с авторской орфографией

Maxim
Открыть в приложении