Гёте — классик, романтик, гений эпохи романтизма

Знание – силаИстория

Иоганн Вольфганг фон Гёте: место

к 275-летию со дня рождения

Александр Марков

Гений: иметь или быть

Звезда Гёте, счастье Гёте, гений Гёте – те образы, которые будут помнить, пока помнят самого Гёте. Само слово «гений», которое долгое время означало просто «дух-покровитель», некоторое начало, положительно влияющее на творчество, именно в случае Гёте стало употребляться как звание, как звезда, непосредственно осенившая своего владельца и ставшая частью его бытия. При жизни Гёте в немецком языке происходит серьезный поворот: если в середине XVIII века все говорили только «иметь гений», то с начала XIX века, с эпохи Наполеона и Байрона, говорят только «быть гением». За этим изменением глагола – эпохальные сдвиги и вся жизнь культуры.

«Иметь гения» – это вдохновляться, находить в себе что-то существенное для работы, что ускоряет дело. Слишком короток век и слишком долго нужно учиться искусству, ars longa, vita brevis est, как говорит Мефистофель Фаусту вслед за Сенекой. Гений, которого ты «имеешь», – это как бы живая шпаргалка, помогающая быстрее учиться и быстрее стать профессионалом в деле.

Но заметим, что Фауст говорит о другом искусстве, не о медицинском, как Сенека, которому слишком долго учатся, – но об искусстве жить, об искусстве познать всю радость и все горе мира. Так Гёте не просто открывал эпоху романтизма, но обозначил ее пределы – романтический роман, вмещающий в себя всю жизнь с ее страстями, не просто не будет закончен, не просто останется с открытым финалом. Этот роман окажется несоизмерим ни с жизнью автора, ни с жизнью читателя, всегда вмещая в себя слишком болезненные желания и слишком порывистые стремления. Его ткань никогда не сойдется по всем швам.

А вот «быть гением» – это уже метафорическое выражение начала XIX века, наподобие «быть совестью нации» или «быть честью страны». С одной стороны, оно имеет в виду, что государство или нация начинает рассматриваться как произведение искусства, как некоторая гармония, которую устанавливают институты, начиная с института монархии, и одновременно как инстанция вкуса к общественному действию всех его граждан. Здесь идеи Канта об инстанции вкуса как суждения слились с общим прогрессом симфонической музыки – Йозеф Гайдн, получивший право продавать свои партитуры, стал писать вместо опер симфонии. Если опера представляла монарха как главного героя, как символический центр действия, устремленного к цели, то в симфонии, входившей в свободный оборот, целеполагание всякий раз должно было учреждаться, дирижироваться, направляться на протяжении всего исполнения.

Дирижер оказывался повелителем инструментов и исполнителей как живых инструментов, а значит, появлялось представление о гармонии не просто как о музыковедческой дисциплине, а как о создании правильной и благополучной для всех композиции здесь и сейчас. Дирижер и есть такой «гений», создающий благополучие от первой и до последней звучащей ноты, и таким же гением мыслился Наполеон в политике, Байрон в поэзии и массовой культуре новостей – бурная личность, способная своей магнетической магией дотянуться до внимания всех, как дирижер дотягивается незримо до самого дальнего оркестранта.

С другой стороны, это выражение означает появление новой романтической личности, которой Гёте не был, но эту личность ему приписывали и продолжают приписывать. В любой немецкой книге сказано: Гёте – классик. Почти в любой английской, французской, греческой или румынской сказано: Гёте – романтик, или мягче: Гёте – гений эпохи романтизма, решающая фигура для немецкого романтизма, патриарх, чьи идеи и образы были самыми значимыми для романтиков. Но Гёте не мог быть романтической личностью по простой причине: он конструировал литературные реальности, превосходящие его самого.

Как раз романтики и их незамысловатые наследники могли считать «Вильгельма Мейстера» слишком затянутым, а вторую часть «Фауста» – слишком отвлеченной, но именно потому, что романтик всегда больше своих произведений. Произведения для романтика – это документы, снимки, свидетельства великой души, но не то, что созидается долго и при этом созидает душу. Для Гёте создавать романы и стихи значит создавать что-то, что больше, грандиознее, за мечательнее его самого, что продолжает как сочетание слов и образов работать даже тогда, когда исчез прямой повод к созданию произведений.

На этом основана вся поэтическая игра Гёте – часто мимолетное впечатление, почти туристическая оптика и при этом такое сочетание словесных красок, которое не должно выцветать, просто потому, что определяет идентичность жанра. Гёте как элегик не просто создает образцовую элегию – он создает тот элегический колорит, который помогает элегии стать еще более элегичной, и печальнее, и безысходнее, но и полнее, и цельнокованнее.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Подпоручик, маршал, палач, жертва Подпоручик, маршал, палач, жертва

Как самонадеянность привела Тухачевского к гибели

Дилетант
Миры со звездами, где звезд две и больше двух Миры со звездами, где звезд две и больше двух

Двойных и тройных звезд гораздо больше, чем одиноких

Зеркало Мира
«Важнейшее из искусств» «Важнейшее из искусств»

Сталин так проникся кинематографом, что начал править историю страны и мира

Дилетант
Муж приковал ее на 40 дней к дереву! Как американка пережила домашнее насилие Муж приковал ее на 40 дней к дереву! Как американка пережила домашнее насилие

История женщины, которую бывший муж оставил в джунглях умирать

ТехИнсайдер
Зелёная подкладка, или Разгадка тайны Саши Баки Зелёная подкладка, или Разгадка тайны Саши Баки

При изучении русской иконографии важна любая, даже самая незначительная деталь

Дилетант
Как на Дальнем Востоке решают  проблемы кадрового дефицита Как на Дальнем Востоке решают  проблемы кадрового дефицита

Российская экономика активизировалась на азиатском рынке

РБК
Самые интересные фэнтези-романы, основанные на мифах и легендах Самые интересные фэнтези-романы, основанные на мифах и легендах

Семь историй, вдохновением для которых послужили мифы и легенды разных народов

Maxim
10 отличных фильмов о мотоциклах, которые должен посмотреть каждый 10 отличных фильмов о мотоциклах, которые должен посмотреть каждый

Да-да, «Криминальное чтиво» тоже вошло, детка...

Maxim
Старость – не данность Старость – не данность

Можно ли на самом деле хотя бы замедлить старение?

Вокруг света
Андрей Миронов. «Он нравился. Он влюблял в себя. В нем была магия...» Андрей Миронов. «Он нравился. Он влюблял в себя. В нем была магия...»

«Быть артистом — это абсолютно его предназначение. Сцена у него затмевала все»

Коллекция. Караван историй
«Криминальный гардероб: особенности девиантного костюма» «Криминальный гардероб: особенности девиантного костюма»

Как одеваются японские бунтарки

N+1
Любовь и деньги: на чем зарабатывают девушки самых высокооплачиваемых теннисистов Любовь и деньги: на чем зарабатывают девушки самых высокооплачиваемых теннисистов

Сколько спонсорских контрактов заключают девушки профессиональных теннисистов

Forbes
Антисоветчики, которых не преследовали, но осуждали: как жили советские стиляги Антисоветчики, которых не преследовали, но осуждали: как жили советские стиляги

Кто такие советские стиляги и как была устроена их жизнь?

ТехИнсайдер
Шестое чувство Шестое чувство

Не отвлекают ли от главного приемы мультисенсорного маркетинга?

Bones
Как пустышка становится лекарством: что общего у гомеопатии и психотерапии Как пустышка становится лекарством: что общего у гомеопатии и психотерапии

Почему плацебо помогает при болезни Паркинсона?

Forbes
«Я шопоголик»: как перестать тратить деньги впустую «Я шопоголик»: как перестать тратить деньги впустую

Как диагностировать у себя шопоголизм и победить его?

Psychologies
Мамина диета Мамина диета

Ответы на самые популярные вопросы по питанию, которые волнуют будущих мамочек

Лиза
«Пойми меня, если сможешь»: как работает эмпатия и чем может помочь искусственный интеллект «Пойми меня, если сможешь»: как работает эмпатия и чем может помочь искусственный интеллект

Насколько ограничены мы в понимании друг друга? И что это вообще значит?

Psychologies
Продолжать поток Продолжать поток

О личном, прекрасном и важном — в интервью Александры Урсуляк

OK!
Сладкая жизнь Сладкая жизнь

Белок – но сладкий. Может ли такое быть? Да!

ТехИнсайдер
Секретно, параллельно Секретно, параллельно

Открываем мир художника Андрея Ткаченко

Men Today
Дом из дерева Дом из дерева

Деревянный дом — это целый мир со своими правилами, устоями и обычаями

КАНТРИ Русская азбука
10 вредных советов, которые помогут не дожить до старости 10 вредных советов, которые помогут не дожить до старости

Халатное отношение к собственному здоровью способно сильно укоротить вашу жизнь

Psychologies
Гендиректор РЭО: «Необходимо создать современную инфраструктуру по утилизации отходов» Гендиректор РЭО: «Необходимо создать современную инфраструктуру по утилизации отходов»

В России с нуля создается отрасль обращения с твердыми коммунальными отходами

ФедералПресс
Нейроинтерфейс позволил пациенту с БАС общаться с точностью почти 98 процентов Нейроинтерфейс позволил пациенту с БАС общаться с точностью почти 98 процентов

Точность декодирования у нейроинтерфейса составляет 97,5 процента

N+1
Записки отельера: жизнь взаймы Записки отельера: жизнь взаймы

Короткое, но важное соприкосновение отельера с искусственным интеллектом

Правила жизни
Врагу не пожелаешь! Вот почему люди впадают в кому: интересные факты Врагу не пожелаешь! Вот почему люди впадают в кому: интересные факты

Кома — одно из самых загадочных и сложных состояний глубокой потери сознания

ТехИнсайдер
«Платонов всегда будет современным и никогда не будет актуальным» «Платонов всегда будет современным и никогда не будет актуальным»

Платонов — один из важнейших не только прозаиков, но и мыслителей XX века

Знание – сила
«Я встретила любовь, когда шла покупать швабру»: 14 историй о любви «Я встретила любовь, когда шла покупать швабру»: 14 историй о любви

Истории людей, которые романтично встретили по-настоящему близкого человека

Psychologies
«Карту замены ПО полезно выстраивать  как минимум на десять лет» «Карту замены ПО полезно выстраивать  как минимум на десять лет»

Александр Сафиулин о переходе российских компаний на новые цифровые решения

РБК
Открыть в приложении