Карьерный коуч Ольга Лермонтова: 5 внутренних установок, которые препятствуют карьерному росту
Основательница карьерного клуба Dream Catch Me Ольга Лермонтова рассказывает о том, какие убеждения могут помешать сделать карьеру
В XXI веке набор навыков, необходимых для продвижения по карьерной лестнице, меняется так быстро, что за ним трудно успеть, особенно если речь идет о профессиональных компетенциях (hard skills) специалистов в высокотехнологичных отраслях. На этом фоне создается впечатление, что soft skills становятся чуть ли не важнее, чем hard skills.
В формуле успешной карьеры помимо hard skills и soft skills есть третье, не менее важное слагаемое — образ мышления (mindset). Это понятие включает в себя способность анализировать свои реакции, понимать свои эмоции, отслеживать свои мысли и вести себя адекватно ситуации. Иными словами, быть осознанным и работать над своими внутренними установками.
Установки — это заезженные мысли, мыслительные и логические утверждения, которые человек принимает на веру, как аксиомы, не ставя их под сомнение. Часто они носят негативную окраску и тормозят развитие.
Препятствия на пути карьерного роста можно условно разделить на две группы: психологические, такие как, например, депрессия, низкая самооценка или неуверенность в себе, и «рациональные» — убеждения, касающиеся профессионального развития, приобретенные в процессе взросления. Рассмотрим самые распространенные:
1«Карьера — не мой приоритет»
Многие люди разделяют работу и «настоящую жизнь» — семью, заботу о себе, хобби, собственные интересы и удовольствия — все, что находится за пределами рабочего пространства. По их мнению, работать нужно лишь для того, чтобы хватало денег на удовлетворение потребностей в своей «настоящей жизни».
Это неправильный подход. Большинство из нас тратит на работу по 8–9 часов в день — значительную часть своего времени. Отрицая тот факт, что работа находится у нас в приоритете над другими занятиями, мы обманываем себя, ведь соотношение времени, которое мы тратим на нее по сравнению с другими сферами жизни, говорит об обратном.
Корни этой установки уходят в особенности российской ментальности, культуры. У нас принято отправлять детей учиться на ту специальность, на которую нужно, а не на ту, которая нравится. Из-за этого люди привыкают всю жизнь мыслить в категориях «надо», и эти «надо» даже не свои, а навязанные — родителями, друзьями, окружением. Человек просто отвыкает хотеть чего-то в профессиональном плане, для него становится естественным находиться в позиции «я выполняю долг», относиться к работе как к бремени, долгу, а не как к источнику самореализации.