Интервью с актрисой Татьяной Колгановой

Караван историйЗнаменитости

Татьяна Колганова: «Я — персонаж мультфильма «Пластилиновая ворона»

Продюсер «Черного ворона», увидев мои фотографии и узнав, что актриса Колганова живет в Праге, закричал: «Может, еще из Голливуда кого выпишем?!»

Беседовала Алла Занимонец

коро юбилей «Черного ворона», после которого вы, Татьяна, в буквальном смысле проснулись знаменитой. Сериалу двадцать лет...

— Как двадцать?! С возрастом кажется, что Новый год все чаще... Действительно, в 2001-м «Черный ворон» вышел на экраны, за год до этого начались съемки. Сериал получился мистическим и по жанру, и по сути. Во всяком случае, в моей жизни он сыграл ключевую роль. Взять хотя бы историю, как я вообще попала в картину.

В конце девяностых, через несколько лет после окончания Санкт-Петербургской академии театрального искусства, мы с мужем (актер и режиссер Вадим Сквирский. — Прим. ред.) уехали в Прагу. Меня пригласили поработать диктором на радио «Свобода». Через четыре года захотелось перемен, причем кардинальных. На тот момент я находилась в глубоком творческом кризисе. Актерских амбиций не удовлетворила, хотелось играть — много и в хорошем материале. Не сказать, что в Праге дела шли плохо, — напротив. За это время снялась в двух чешских фильмах, вела программу «Прологи» на одном из главных федеральных телеканалов. На улице узнавали, выходили журналы с моей фотографией на обложке. Целая кипа до сих пор где-то на полках хранится. Но поскольку я очень люблю театр, продолжала мечтать о сцене и о том, чтобы полностью вернуться в профессию, причем не в Европе, а дома.

Вадим легче переносил жизнь на чужбине. Писал сценарии, выпустил спектакль со студентами театрального. А я... терзалась. Нередко плакала, не понимая, что делать. Однажды во время особо бурного страдания Вадик сказал:

— Если тебе так плохо, увольняйся. Вернемся в Питер.

— А жить где?! На что? — зарыдала я еще горше. — Где работать? — и снова в слезы.

К тому времени уже привыкла к комфортному быту. Мы снимали просторную трехкомнатную квартиру в хорошем районе. Дома ожидали бы совсем другие условия: наш «Небольшой драматический театр», который мы очень любили, существовал на голом энтузиазме, а всерьез заниматься актерской профессией хотелось именно там.

Я мечтательно произнесла:

— Вот бы мне предложили главную роль в каком-нибудь длиннющем сериале. Тогда вернулись бы... Работали бы в театре, сняли бы нормальное жилье или даже купили бы свое.

— Прерву ваш рассказ. По всей вероятности, произошло разочарование в актерской профессии, раз молодая актриса Колганова, едва окончив театральный, стала радиоведущей?

— Нет, просто так сложились обстоятельства. Получив диплом, я отработала сезон в театре «Комедианты», но хотелось большего. Мы с Вадиком начали подумывать о переезде в Москву. Столица манила, давала надежду и открывала множество возможностей. Нравились и «Современник», и Театр Маяковского.

Но с бухты-барахты в Москву не рванешь, тем более в девяностые. Мы были буквально нищими... В театре я зарабатывала меньше мужа, он оканчивал СПбГАТИ и получал повышенную стипендию. Помню, иногда на остановке, пока ждала автобус, гипнотизировала витрины коммерческих палаток с шоколадными ореховыми батончиками по четыре рубля за штуку. Огромные деньги! По той же цене продавались колготки, без которых, согласитесь, никак не обойтись. Смотрела на шоколадку, сглатывая слюну, и представляла, как долго можно тянуть удовольствие, если нарезать ее на тонкие полосочки. Что мы иногда с Вадиком и делали, когда позволяли себе «кутнуть».

Одним словом, жили настолько трудно, что если бы не помощь родителей, не знаю, как справились бы. Сейчас, в рассказе, все это звучит довольно уныло, тогда же мы были молодыми, бесшабашными, жили весело.

В год, когда оканчивала театральный, оказалась в Праге, навещала любимую подругу. Ее муж сделал мне подарок — купил билет.

Оля работала на радио. Пришли в редакцию, и я оставила свой голос на кастинге дикторов. Зачем? Да просто так! Переезжать в другую страну точно не собиралась.

Через год, когда уже работала в «Комедиантах», раздался звонок: «Татьяна, предлагаем вам работу в Чехии. На радиостанции «Свобода»...» Так что вместо Москвы случилась Прага. Но пора вернуться к «Черному ворону». Там же, в Чехии, знакомый фотограф сделал мне симпатичную фотосессию, и когда у нас с Вадимом в очередной раз гостил кто-то из актерской братии, а это случалось постоянно, попросила закинуть снимки на «Ленфильм». В начале нулевых кинобизнес ожил, стали появляться сериалы.

И вот после моей уже регулярной истерики «Как жить дальше?!» и мечтательного «Вот бы главную роль в длиннющем сериале...» раздался телефонный звонок: «Татьяна, это с «Ленфильма». Вы нас заинтересовали. Ищем рыжекудрую красавицу... Когда сможете приехать на пробы?» Я тогда носила длинные волосы, а за несколько дней до звонка сделала «химию» — вот и кудри. «Судьба!» — подумала и радостно сообщила, что прилечу в любой момент. «Хорошо. Билет вам купим. Съемки практически начались, нужна главная героиня». А дальше — тишина... Ни завтра, ни послезавтра, ни через месяц никто не перезвонил. Поманили и бросили.

В расстроенных чувствах пошла к своему парикмахеру Саше и... остригла волосы. Надоело ждать у моря погоды. Он давно уговаривал сделать короткую стрижку, но я не поддавалась. Теперь же его звездный час пробил. «Режь!» — сказала решительно, чтобы чисто женским способом поставить точку. На радостях Саша оставил на голове чуть ли не ежик, а заодно перекрасил в брюнетку.

На следующее утро звонок:

— Снова мы! Таня, когда прилетите пробоваться?

— Да я кудри состригла...

— Ничего! Можно и в парике сниматься!

Так и случилось. В первых сериях я снималась в парике, потом моя героиня вроде как постриглась.

Удивительно, что умение отпускать ситуацию работает на тонких вибрациях: не переживать, не грызть себя, не ждать, а отпустить — нет так нет. При таком подходе все решается само собой. Прилетела в Питер, и первый, с кем встретилась на «Ленфильме» — автор трилогии «Черный ворон» Дмитрий Вересов, — воскликнул: «Вот моя Захаржевская!».

Однако решал не он, а руководство канала и, конечно, продюсер «Черного ворона» Александр Петрович Капица. Позже он рассказывал: мол, увидев мои фотографии и узнав, что актриса Колганова живет в Праге, закричал: «Может, еще из Голливуда кого выпишем?!» Я на его месте поступила бы так же — к чему лишние траты?

Капица — мой крестный папа в профессии, низкий ему поклон за возвращение. К слову, благодаря его титаническим усилиям в девяностые не умер «Ленфильм». Пока по павильонам бегали крысы, Капица запустил «Улицы разбитых фонарей» и «Агента национальной безопасности». Сотни актеров получили работу, конвейер снова запустили.

«Черный ворон» принес мне то, о чем мечтала. Мы перебрались обратно в Питер, начали работать в «Небольшом драматическом театре», сокращенно НеБДТ. Нашли чудесную квартирку в центре, в Большом Казачьем переулке. Со временем благодаря гонорарам за «Черного ворона» купили свое жилье.

Репетиция спектакля «Король Лир» в НеБДТ. С Вадимом Сквирским

— По моим ощущениям, «Черного ворона» смотрели все! На улице сразу стали узнавать?

— Да. Забавно, что когда подходили за автографом и я писала «Удачи! Татьяна Колганова», просили: «Ой, а напишите Захаржевская!» Подписывала и думала: «Увидят друзья, решат, что сошла с ума. Раздвоение личности». Вспоминаю те съемки как нескончаемый праздник. Первые три года работали без перерыва. Потом остановились и спустя год сняли продолжение. В общей сложности «Ворон» присутствовал в моей жизни пять лет.

Когда в финале собрались съемочной группой на «шапку», все рыдали. Мы так сплотились...

Чувствую себя доисторическим животным, вспоминая, как в Театр Ленсовета приходили пачками письма от зрителей! Интернет был развит еще не особенно, соцсети тоже. Первое время пыталась на каждое письмо отвечать. Но их было так много, а времени так мало, что бросила. Теперь, пользуясь возможностью, хочу сказать читателям «Каравана историй»: простите, кто не получил ответа. Спасибо вам за любовь!

Вспоминаю письмо одной прелестной женщины, которая сообщила, что смотрит сериал вместе с внучкой-третьеклассницей и что той очень нравится «Черный ворон». У девочки были проблемы в школе, училась без рвения. Дама попросила, чтобы Татьяна Захаржевская черкнула внучке пару строк. Объяснила бы, что хорошо учиться — это важно. Ей я ответила. Сейчас та девочка, наверное, уже сама мама.

— Татьяна, хочется вспомнить вашу коллегу — прекрасную актрису Анну Самохину, которой не стало десять лет назад. В «Черном вороне» она сыграла мать вашей героини.

— К сожалению, у нас было немного совместных сцен, но отношения сложились теплые. Мы созванивались, Аня иногда просила подменить ее в антрепризном спектакле. Когда познакомились, я поймала себя на восторженной мысли: «Какая же Анна красивая!» Помню ее — невероятную — в «Ворах в законе». Когда еще ребенком смотрела этот фильм, также поражалась невозможной красоте.

У Ани совсем не было звездных замашек. Когда заканчивался блок съемки и актеры получали гонорары, она накрывала поляну, чтобы выразить искреннюю признательность всей группе — коллегам, гримерам, художникам, водителям: «Всем спасибо!» И меня научила тому же. Традиции существуют, значит, их следует соблюдать.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Агата Муцениеце: «Я не утрачу веру в любовь несмотря ни на что» Агата Муцениеце: «Я не утрачу веру в любовь несмотря ни на что»

Было бы нечестно скрыть от поклонников факт расставания Агаты Муцениеце и Павла

Караван историй
Кофе по-новому: 4 неожиданных рецепта Кофе по-новому: 4 неожиданных рецепта

Перед тобой рецепты, якобы превращающих кофе в эликсир силы и здоровья

Maxim
Анна Дубровская: «Справедливости в театре не существует» Анна Дубровская: «Справедливости в театре не существует»

После схода ледника и пропажи съемочной группы мне приснился Бодров...

Караван историй
Истребитель танков: боевой путь Владимира Вострова Истребитель танков: боевой путь Владимира Вострова

Владимир Востров был бойцом вспомогательного отряда, помогающего РККА

Популярная механика
Жанна Бадоева: Жанна Бадоева:

Жанна Бадоева: Раздражаться или расстраиваться нет смысла

Караван историй
Бурозубки со сжатым на зиму мозгом пошли против известных правил метаболизма Бурозубки со сжатым на зиму мозгом пошли против известных правил метаболизма

Скорость метаболизма бурозубок, вопреки экологическим правилам, не растет

N+1
Сиреневые сады Леонида Колесникова Сиреневые сады Леонида Колесникова

Человек, который больше собственной жизни любил сирень

Караван историй
Как итальянцы сделали кабриолет из прототипа «вазовской» копейки Как итальянцы сделали кабриолет из прототипа «вазовской» копейки

Думаешь, перед тобой «Жигули»? Давай подумаем еще…

Maxim
Евгения Добровольская. От комедии до трагедии и обратно Евгения Добровольская. От комедии до трагедии и обратно

Евгения Добровольская о большой семье

Коллекция. Караван историй
С мыслями о красоте С мыслями о красоте

Интерьер в духе аутентичной английской классики

SALON-Interior
Марина Коняшкина: «Иногда на завтрак, обед и ужин у нас был только батон с красной икрой» Марина Коняшкина: «Иногда на завтрак, обед и ужин у нас был только батон с красной икрой»

Захлебываясь слезами, позвонила маме: «Все кончено, я проиграла»

Коллекция. Караван историй
Слава блогу! Слава блогу!

Grazia выбрала самые интересные тревел-блоги

Grazia
Ольга Антонова: «Я леплю из пластилина...» Ольга Антонова: «Я леплю из пластилина...»

Вот уже много лет рождение кукол стало моим, пожалуй, самым любимым делом...

Караван историй
Идея: Читать живопись Идея: Читать живопись

Инсталляция «Апология иммерсивной пустоты» – искусство не для всех

Maxim
Евгений Гришковец: Водка как нечто большее Евгений Гришковец: Водка как нечто большее

Новая книга режиссера и писателя Евгения Гришковца «Водка как нечто большее»

СНОБ
Психология онлайна: как правильно учиться удаленно на карантине? Психология онлайна: как правильно учиться удаленно на карантине?

Какие подводные камни кроются в онлайн-обучении?

Psychologies
Lada Gorbi — история самой сумасшедшей «Нивы» Lada Gorbi — история самой сумасшедшей «Нивы»

200 лошадей плюс четыре поворотных колеса

Maxim
Читмил – главное зло изоляции Читмил – главное зло изоляции

Как прекратить заедать стресс в это непростое время? Объясняют фитнес-эксперты

GQ
Как ты там, Марио? Как ты там, Марио?

Плохое может вдруг обернуться хорошим и – наоборот

Лиза
Набег вкладчиков: что россияне сделали с деньгами, вынесенными с депозитов крупнейших банков в марте Набег вкладчиков: что россияне сделали с деньгами, вынесенными с депозитов крупнейших банков в марте

Из мартовского оттока в $5 млрд почти $4 млрд пришлось на пять крупных банков

Forbes
«Ненавижу машины, которые напоминают мне Брежнева», и другие незабвенные цитаты Джереми Кларксона «Ненавижу машины, которые напоминают мне Брежнева», и другие незабвенные цитаты Джереми Кларксона

Джереми Кларксон о любви и ненависти к автомобилям и людям

Maxim
Домашняя работа Домашняя работа

Алексей Воробьёв рассказал, как он переживает пандемию в Америке

OK!
Ураганы заставили ящериц отрастить подушечки пальцев покрупнее Ураганы заставили ящериц отрастить подушечки пальцев покрупнее

Особенность, которая помогает ящерицам крепче держаться за растения

N+1
Можно ли перемешать жидкости с помощью света Можно ли перемешать жидкости с помощью света

Как перемешивают жидкости в микрореакторах?

Популярная механика
За что мы любим бренд Lanvin За что мы любим бренд Lanvin

Почему Lanvin и его новый креативный директор заслуживают внимания

РБК
По горячим следам По горячим следам

Почему остаются следы от акне или появляется пигментация

Лиза
Как выглядят штрафы за езду без пропуска. Фото постановлений Как выглядят штрафы за езду без пропуска. Фото постановлений

Автомобилисты о первых штрафах в 5000 рублей за нарушение режима самоизоляции

РБК
Дрон над сайгаками. Как в России пытаются подсчитать степных антилоп беспилотниками Дрон над сайгаками. Как в России пытаются подсчитать степных антилоп беспилотниками

Экологи пытаются решить старые задачи с помощью беспилотных аппаратов

СНОБ
По стаканчику По стаканчику

Выводим распространенные мифы о воде на чистую воду

Лиза
От Райкина до Хованского: история российского юмора в лицах От Райкина до Хованского: история российского юмора в лицах

История развития российского юмора за последние 80 лет

Esquire
Открыть в приложении