Татьяна Колганова: «Я — персонаж мультфильма «Пластилиновая ворона»
Продюсер «Черного ворона», увидев мои фотографии и узнав, что актриса Колганова живет в Праге, закричал: «Может, еще из Голливуда кого выпишем?!»
-Скоро юбилей «Черного ворона», после которого вы, Татьяна, в буквальном смысле проснулись знаменитой. Сериалу двадцать лет...
— Как двадцать?! С возрастом кажется, что Новый год все чаще... Действительно, в 2001-м «Черный ворон» вышел на экраны, за год до этого начались съемки. Сериал получился мистическим и по жанру, и по сути. Во всяком случае, в моей жизни он сыграл ключевую роль. Взять хотя бы историю, как я вообще попала в картину.
В конце девяностых, через несколько лет после окончания Санкт-Петербургской академии театрального искусства, мы с мужем (актер и режиссер Вадим Сквирский. — Прим. ред.) уехали в Прагу. Меня пригласили поработать диктором на радио «Свобода». Через четыре года захотелось перемен, причем кардинальных. На тот момент я находилась в глубоком творческом кризисе. Актерских амбиций не удовлетворила, хотелось играть — много и в хорошем материале. Не сказать, что в Праге дела шли плохо, — напротив. За это время снялась в двух чешских фильмах, вела программу «Прологи» на одном из главных федеральных телеканалов. На улице узнавали, выходили журналы с моей фотографией на обложке. Целая кипа до сих пор где-то на полках хранится. Но поскольку я очень люблю театр, продолжала мечтать о сцене и о том, чтобы полностью вернуться в профессию, причем не в Европе, а дома.
Вадим легче переносил жизнь на чужбине. Писал сценарии, выпустил спектакль со студентами театрального. А я... терзалась. Нередко плакала, не понимая, что делать. Однажды во время особо бурного страдания Вадик сказал:
— Если тебе так плохо, увольняйся. Вернемся в Питер.
— А жить где?! На что? — зарыдала я еще горше. — Где работать? — и снова в слезы.
К тому времени уже привыкла к комфортному быту. Мы снимали просторную трехкомнатную квартиру в хорошем районе. Дома ожидали бы совсем другие условия: наш «Небольшой драматический театр», который мы очень любили, существовал на голом энтузиазме, а всерьез заниматься актерской профессией хотелось именно там.
Я мечтательно произнесла:
— Вот бы мне предложили главную роль в каком-нибудь длиннющем сериале. Тогда вернулись бы... Работали бы в театре, сняли бы нормальное жилье или даже купили бы свое.
— Прерву ваш рассказ. По всей вероятности, произошло разочарование в актерской профессии, раз молодая актриса Колганова, едва окончив театральный, стала радиоведущей?
— Нет, просто так сложились обстоятельства. Получив диплом, я отработала сезон в театре «Комедианты», но хотелось большего. Мы с Вадиком начали подумывать о переезде в Москву. Столица манила, давала надежду и открывала множество возможностей. Нравились и «Современник», и Театр Маяковского.
Но с бухты-барахты в Москву не рванешь, тем более в девяностые. Мы были буквально нищими... В театре я зарабатывала меньше мужа, он оканчивал СПбГАТИ и получал повышенную стипендию. Помню, иногда на остановке, пока ждала автобус, гипнотизировала витрины коммерческих палаток с шоколадными ореховыми батончиками по четыре рубля за штуку. Огромные деньги! По той же цене продавались колготки, без которых, согласитесь, никак не обойтись. Смотрела на шоколадку, сглатывая слюну, и представляла, как долго можно тянуть удовольствие, если нарезать ее на тонкие полосочки. Что мы иногда с Вадиком и делали, когда позволяли себе «кутнуть».
Одним словом, жили настолько трудно, что если бы не помощь родителей, не знаю, как справились бы. Сейчас, в рассказе, все это звучит довольно уныло, тогда же мы были молодыми, бесшабашными, жили весело.
В год, когда оканчивала театральный, оказалась в Праге, навещала любимую подругу. Ее муж сделал мне подарок — купил билет.
Оля работала на радио. Пришли в редакцию, и я оставила свой голос на кастинге дикторов. Зачем? Да просто так! Переезжать в другую страну точно не собиралась.
Через год, когда уже работала в «Комедиантах», раздался звонок: «Татьяна, предлагаем вам работу в Чехии. На радиостанции «Свобода»...» Так что вместо Москвы случилась Прага. Но пора вернуться к «Черному ворону». Там же, в Чехии, знакомый фотограф сделал мне симпатичную фотосессию, и когда у нас с Вадимом в очередной раз гостил кто-то из актерской братии, а это случалось постоянно, попросила закинуть снимки на «Ленфильм». В начале нулевых кинобизнес ожил, стали появляться сериалы.
И вот после моей уже регулярной истерики «Как жить дальше?!» и мечтательного «Вот бы главную роль в длиннющем сериале...» раздался телефонный звонок: «Татьяна, это с «Ленфильма». Вы нас заинтересовали. Ищем рыжекудрую красавицу... Когда сможете приехать на пробы?» Я тогда носила длинные волосы, а за несколько дней до звонка сделала «химию» — вот и кудри. «Судьба!» — подумала и радостно сообщила, что прилечу в любой момент. «Хорошо. Билет вам купим. Съемки практически начались, нужна главная героиня». А дальше — тишина... Ни завтра, ни послезавтра, ни через месяц никто не перезвонил. Поманили и бросили.
В расстроенных чувствах пошла к своему парикмахеру Саше и... остригла волосы. Надоело ждать у моря погоды. Он давно уговаривал сделать короткую стрижку, но я не поддавалась. Теперь же его звездный час пробил. «Режь!» — сказала решительно, чтобы чисто женским способом поставить точку. На радостях Саша оставил на голове чуть ли не ежик, а заодно перекрасил в брюнетку.
На следующее утро звонок:
— Снова мы! Таня, когда прилетите пробоваться?
— Да я кудри состригла...
— Ничего! Можно и в парике сниматься!
Так и случилось. В первых сериях я снималась в парике, потом моя героиня вроде как постриглась.
Удивительно, что умение отпускать ситуацию работает на тонких вибрациях: не переживать, не грызть себя, не ждать, а отпустить — нет так нет. При таком подходе все решается само собой. Прилетела в Питер, и первый, с кем встретилась на «Ленфильме» — автор трилогии «Черный ворон» Дмитрий Вересов, — воскликнул: «Вот моя Захаржевская!».
Однако решал не он, а руководство канала и, конечно, продюсер «Черного ворона» Александр Петрович Капица. Позже он рассказывал: мол, увидев мои фотографии и узнав, что актриса Колганова живет в Праге, закричал: «Может, еще из Голливуда кого выпишем?!» Я на его месте поступила бы так же — к чему лишние траты?
Капица — мой крестный папа в профессии, низкий ему поклон за возвращение. К слову, благодаря его титаническим усилиям в девяностые не умер «Ленфильм». Пока по павильонам бегали крысы, Капица запустил «Улицы разбитых фонарей» и «Агента национальной безопасности». Сотни актеров получили работу, конвейер снова запустили.
«Черный ворон» принес мне то, о чем мечтала. Мы перебрались обратно в Питер, начали работать в «Небольшом драматическом театре», сокращенно НеБДТ. Нашли чудесную квартирку в центре, в Большом Казачьем переулке. Со временем благодаря гонорарам за «Черного ворона» купили свое жилье.
— По моим ощущениям, «Черного ворона» смотрели все! На улице сразу стали узнавать?
— Да. Забавно, что когда подходили за автографом и я писала «Удачи! Татьяна Колганова», просили: «Ой, а напишите Захаржевская!» Подписывала и думала: «Увидят друзья, решат, что сошла с ума. Раздвоение личности». Вспоминаю те съемки как нескончаемый праздник. Первые три года работали без перерыва. Потом остановились и спустя год сняли продолжение. В общей сложности «Ворон» присутствовал в моей жизни пять лет.
Когда в финале собрались съемочной группой на «шапку», все рыдали. Мы так сплотились...
Чувствую себя доисторическим животным, вспоминая, как в Театр Ленсовета приходили пачками письма от зрителей! Интернет был развит еще не особенно, соцсети тоже. Первое время пыталась на каждое письмо отвечать. Но их было так много, а времени так мало, что бросила. Теперь, пользуясь возможностью, хочу сказать читателям «Каравана историй»: простите, кто не получил ответа. Спасибо вам за любовь!
Вспоминаю письмо одной прелестной женщины, которая сообщила, что смотрит сериал вместе с внучкой-третьеклассницей и что той очень нравится «Черный ворон». У девочки были проблемы в школе, училась без рвения. Дама попросила, чтобы Татьяна Захаржевская черкнула внучке пару строк. Объяснила бы, что хорошо учиться — это важно. Ей я ответила. Сейчас та девочка, наверное, уже сама мама.
— Татьяна, хочется вспомнить вашу коллегу — прекрасную актрису Анну Самохину, которой не стало десять лет назад. В «Черном вороне» она сыграла мать вашей героини.
— К сожалению, у нас было немного совместных сцен, но отношения сложились теплые. Мы созванивались, Аня иногда просила подменить ее в антрепризном спектакле. Когда познакомились, я поймала себя на восторженной мысли: «Какая же Анна красивая!» Помню ее — невероятную — в «Ворах в законе». Когда еще ребенком смотрела этот фильм, также поражалась невозможной красоте.
У Ани совсем не было звездных замашек. Когда заканчивался блок съемки и актеры получали гонорары, она накрывала поляну, чтобы выразить искреннюю признательность всей группе — коллегам, гримерам, художникам, водителям: «Всем спасибо!» И меня научила тому же. Традиции существуют, значит, их следует соблюдать.