Интервью с актрисой Татьяной Колгановой

Караван историйЗнаменитости

Татьяна Колганова: «Я — персонаж мультфильма «Пластилиновая ворона»

Продюсер «Черного ворона», увидев мои фотографии и узнав, что актриса Колганова живет в Праге, закричал: «Может, еще из Голливуда кого выпишем?!»

Беседовала Алла Занимонец

коро юбилей «Черного ворона», после которого вы, Татьяна, в буквальном смысле проснулись знаменитой. Сериалу двадцать лет...

— Как двадцать?! С возрастом кажется, что Новый год все чаще... Действительно, в 2001-м «Черный ворон» вышел на экраны, за год до этого начались съемки. Сериал получился мистическим и по жанру, и по сути. Во всяком случае, в моей жизни он сыграл ключевую роль. Взять хотя бы историю, как я вообще попала в картину.

В конце девяностых, через несколько лет после окончания Санкт-Петербургской академии театрального искусства, мы с мужем (актер и режиссер Вадим Сквирский. — Прим. ред.) уехали в Прагу. Меня пригласили поработать диктором на радио «Свобода». Через четыре года захотелось перемен, причем кардинальных. На тот момент я находилась в глубоком творческом кризисе. Актерских амбиций не удовлетворила, хотелось играть — много и в хорошем материале. Не сказать, что в Праге дела шли плохо, — напротив. За это время снялась в двух чешских фильмах, вела программу «Прологи» на одном из главных федеральных телеканалов. На улице узнавали, выходили журналы с моей фотографией на обложке. Целая кипа до сих пор где-то на полках хранится. Но поскольку я очень люблю театр, продолжала мечтать о сцене и о том, чтобы полностью вернуться в профессию, причем не в Европе, а дома.

Вадим легче переносил жизнь на чужбине. Писал сценарии, выпустил спектакль со студентами театрального. А я... терзалась. Нередко плакала, не понимая, что делать. Однажды во время особо бурного страдания Вадик сказал:

— Если тебе так плохо, увольняйся. Вернемся в Питер.

— А жить где?! На что? — зарыдала я еще горше. — Где работать? — и снова в слезы.

К тому времени уже привыкла к комфортному быту. Мы снимали просторную трехкомнатную квартиру в хорошем районе. Дома ожидали бы совсем другие условия: наш «Небольшой драматический театр», который мы очень любили, существовал на голом энтузиазме, а всерьез заниматься актерской профессией хотелось именно там.

Я мечтательно произнесла:

— Вот бы мне предложили главную роль в каком-нибудь длиннющем сериале. Тогда вернулись бы... Работали бы в театре, сняли бы нормальное жилье или даже купили бы свое.

— Прерву ваш рассказ. По всей вероятности, произошло разочарование в актерской профессии, раз молодая актриса Колганова, едва окончив театральный, стала радиоведущей?

— Нет, просто так сложились обстоятельства. Получив диплом, я отработала сезон в театре «Комедианты», но хотелось большего. Мы с Вадиком начали подумывать о переезде в Москву. Столица манила, давала надежду и открывала множество возможностей. Нравились и «Современник», и Театр Маяковского.

Но с бухты-барахты в Москву не рванешь, тем более в девяностые. Мы были буквально нищими... В театре я зарабатывала меньше мужа, он оканчивал СПбГАТИ и получал повышенную стипендию. Помню, иногда на остановке, пока ждала автобус, гипнотизировала витрины коммерческих палаток с шоколадными ореховыми батончиками по четыре рубля за штуку. Огромные деньги! По той же цене продавались колготки, без которых, согласитесь, никак не обойтись. Смотрела на шоколадку, сглатывая слюну, и представляла, как долго можно тянуть удовольствие, если нарезать ее на тонкие полосочки. Что мы иногда с Вадиком и делали, когда позволяли себе «кутнуть».

Одним словом, жили настолько трудно, что если бы не помощь родителей, не знаю, как справились бы. Сейчас, в рассказе, все это звучит довольно уныло, тогда же мы были молодыми, бесшабашными, жили весело.

В год, когда оканчивала театральный, оказалась в Праге, навещала любимую подругу. Ее муж сделал мне подарок — купил билет.

Оля работала на радио. Пришли в редакцию, и я оставила свой голос на кастинге дикторов. Зачем? Да просто так! Переезжать в другую страну точно не собиралась.

Через год, когда уже работала в «Комедиантах», раздался звонок: «Татьяна, предлагаем вам работу в Чехии. На радиостанции «Свобода»...» Так что вместо Москвы случилась Прага. Но пора вернуться к «Черному ворону». Там же, в Чехии, знакомый фотограф сделал мне симпатичную фотосессию, и когда у нас с Вадимом в очередной раз гостил кто-то из актерской братии, а это случалось постоянно, попросила закинуть снимки на «Ленфильм». В начале нулевых кинобизнес ожил, стали появляться сериалы.

И вот после моей уже регулярной истерики «Как жить дальше?!» и мечтательного «Вот бы главную роль в длиннющем сериале...» раздался телефонный звонок: «Татьяна, это с «Ленфильма». Вы нас заинтересовали. Ищем рыжекудрую красавицу... Когда сможете приехать на пробы?» Я тогда носила длинные волосы, а за несколько дней до звонка сделала «химию» — вот и кудри. «Судьба!» — подумала и радостно сообщила, что прилечу в любой момент. «Хорошо. Билет вам купим. Съемки практически начались, нужна главная героиня». А дальше — тишина... Ни завтра, ни послезавтра, ни через месяц никто не перезвонил. Поманили и бросили.

В расстроенных чувствах пошла к своему парикмахеру Саше и... остригла волосы. Надоело ждать у моря погоды. Он давно уговаривал сделать короткую стрижку, но я не поддавалась. Теперь же его звездный час пробил. «Режь!» — сказала решительно, чтобы чисто женским способом поставить точку. На радостях Саша оставил на голове чуть ли не ежик, а заодно перекрасил в брюнетку.

На следующее утро звонок:

— Снова мы! Таня, когда прилетите пробоваться?

— Да я кудри состригла...

— Ничего! Можно и в парике сниматься!

Так и случилось. В первых сериях я снималась в парике, потом моя героиня вроде как постриглась.

Удивительно, что умение отпускать ситуацию работает на тонких вибрациях: не переживать, не грызть себя, не ждать, а отпустить — нет так нет. При таком подходе все решается само собой. Прилетела в Питер, и первый, с кем встретилась на «Ленфильме» — автор трилогии «Черный ворон» Дмитрий Вересов, — воскликнул: «Вот моя Захаржевская!».

Однако решал не он, а руководство канала и, конечно, продюсер «Черного ворона» Александр Петрович Капица. Позже он рассказывал: мол, увидев мои фотографии и узнав, что актриса Колганова живет в Праге, закричал: «Может, еще из Голливуда кого выпишем?!» Я на его месте поступила бы так же — к чему лишние траты?

Капица — мой крестный папа в профессии, низкий ему поклон за возвращение. К слову, благодаря его титаническим усилиям в девяностые не умер «Ленфильм». Пока по павильонам бегали крысы, Капица запустил «Улицы разбитых фонарей» и «Агента национальной безопасности». Сотни актеров получили работу, конвейер снова запустили.

«Черный ворон» принес мне то, о чем мечтала. Мы перебрались обратно в Питер, начали работать в «Небольшом драматическом театре», сокращенно НеБДТ. Нашли чудесную квартирку в центре, в Большом Казачьем переулке. Со временем благодаря гонорарам за «Черного ворона» купили свое жилье.

Репетиция спектакля «Король Лир» в НеБДТ. С Вадимом Сквирским

— По моим ощущениям, «Черного ворона» смотрели все! На улице сразу стали узнавать?

— Да. Забавно, что когда подходили за автографом и я писала «Удачи! Татьяна Колганова», просили: «Ой, а напишите Захаржевская!» Подписывала и думала: «Увидят друзья, решат, что сошла с ума. Раздвоение личности». Вспоминаю те съемки как нескончаемый праздник. Первые три года работали без перерыва. Потом остановились и спустя год сняли продолжение. В общей сложности «Ворон» присутствовал в моей жизни пять лет.

Когда в финале собрались съемочной группой на «шапку», все рыдали. Мы так сплотились...

Чувствую себя доисторическим животным, вспоминая, как в Театр Ленсовета приходили пачками письма от зрителей! Интернет был развит еще не особенно, соцсети тоже. Первое время пыталась на каждое письмо отвечать. Но их было так много, а времени так мало, что бросила. Теперь, пользуясь возможностью, хочу сказать читателям «Каравана историй»: простите, кто не получил ответа. Спасибо вам за любовь!

Вспоминаю письмо одной прелестной женщины, которая сообщила, что смотрит сериал вместе с внучкой-третьеклассницей и что той очень нравится «Черный ворон». У девочки были проблемы в школе, училась без рвения. Дама попросила, чтобы Татьяна Захаржевская черкнула внучке пару строк. Объяснила бы, что хорошо учиться — это важно. Ей я ответила. Сейчас та девочка, наверное, уже сама мама.

— Татьяна, хочется вспомнить вашу коллегу — прекрасную актрису Анну Самохину, которой не стало десять лет назад. В «Черном вороне» она сыграла мать вашей героини.

— К сожалению, у нас было немного совместных сцен, но отношения сложились теплые. Мы созванивались, Аня иногда просила подменить ее в антрепризном спектакле. Когда познакомились, я поймала себя на восторженной мысли: «Какая же Анна красивая!» Помню ее — невероятную — в «Ворах в законе». Когда еще ребенком смотрела этот фильм, также поражалась невозможной красоте.

У Ани совсем не было звездных замашек. Когда заканчивался блок съемки и актеры получали гонорары, она накрывала поляну, чтобы выразить искреннюю признательность всей группе — коллегам, гримерам, художникам, водителям: «Всем спасибо!» И меня научила тому же. Традиции существуют, значит, их следует соблюдать.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мерцающая красота Мерцающая красота

Нет, наверное, человека, которому незнакомо магическое слово "Сваровски"

Караван историй
«Не впадать в депрессию, а тренироваться». Как Тина Канделаки, Анастасия Миронова, Анна Канюк и Тетя Мотя качают в прямом эфире «Не впадать в депрессию, а тренироваться». Как Тина Канделаки, Анастасия Миронова, Анна Канюк и Тетя Мотя качают в прямом эфире

Бизнесвумен: как сохранить фигуру, здоровье, семью и деньги в условиях пандемии

Forbes
Валентина Панина. На чемоданах Валентина Панина. На чемоданах

Валентина Панина на подмостках уже пятьдесят два года

Караван историй
Парни с коробками Парни с коробками

Архитекторы из Москвы придумали компактные модульные комнаты для сна

Forbes
Карина Андоленко: Карина Андоленко:

Как Карина Андоленко знакомилась с самой собой

Караван историй
Писатель Алексей Поляринов — об инженерном подходе к книгам, пользе инстаграма и писательстве как терапии Писатель Алексей Поляринов — об инженерном подходе к книгам, пользе инстаграма и писательстве как терапии

Алексей Поляринов: как литература помогает ему справляться с нервозностью

Esquire
Анна Дубровская: «Справедливости в театре не существует» Анна Дубровская: «Справедливости в театре не существует»

После схода ледника и пропажи съемочной группы мне приснился Бодров...

Караван историй
«Я учусь ходить заново» «Я учусь ходить заново»

Никита Непряхин перенес тяжелую операцию и пересмотрел свои правила, цели, мечты

Psychologies
Александр Збруев: Александр Збруев:

Я вел двойную жизнь

Коллекция. Караван историй
Из любви к природе Из любви к природе

Экоосознанность и разумное потребление правят бал и в индустрии красоты

Psychologies
Беата Маковская. Одесский дворик Беата Маковская. Одесский дворик

Беата Маковская: «Я не думала, что после «Ликвидации» проснусь знаменитой»

Коллекция. Караван историй
«Ангел из гетто». История женщины, которая создала подпольную ячейку антифашистов «Ангел из гетто». История женщины, которая создала подпольную ячейку антифашистов

Фрагмент книги «Дети Ирены» Тилар Маццео

Forbes
Вадим Долгачев: Вадим Долгачев:

Вадим Долгачев — о бывшей жене Марине Голуб

Караван историй
«Народ смел полки»: какой бизнес стоить открывать во время пандемии «Народ смел полки»: какой бизнес стоить открывать во время пандемии

Forbes рассказывает истории трех компаний, взлетевших благодаря карантину

Forbes
Конец фильма: что видят люди перед смертью Конец фильма: что видят люди перед смертью

В конце любой кинокартины на экране появляются финальные титры

Популярная механика
Оккупация и сопротивление Оккупация и сопротивление

Ответы на вопросы об оккупации и силах сопротивления Второй мировой войны

Дилетант
От бурлеска до маленького секс-шопа: признания работников «взрослой» индустрии От бурлеска до маленького секс-шопа: признания работников «взрослой» индустрии

Работники «взрослой» индустрии о том, как эпидемия повлияла на их сферы

Cosmopolitan
«Уже ничто не поможет»: почему во время пандемии менеджеры стали работать с 8 утра до 12 ночи «Уже ничто не поможет»: почему во время пандемии менеджеры стали работать с 8 утра до 12 ночи

В ситуации мировой пандемии особенно сильное давление испытывают менеджеры

Forbes
Лариса Гузеева рассказала, как ей разрешили «гулять по буфетам» Первого канала Лариса Гузеева рассказала, как ей разрешили «гулять по буфетам» Первого канала

Первый канал отмечает юбилей: 25 лет в эфире

Cosmopolitan
«Я уже месяц на карантине с тремя детьми»: итальянская история «Я уже месяц на карантине с тремя детьми»: итальянская история

Блогер Яна Скворцова находится на строгом карантине с мужем и тремя детьми

Psychologies
Норма давления по возрастам у мужчин: все, что нужно знать об этом жизненно важном показателе Норма давления по возрастам у мужчин: все, что нужно знать об этом жизненно важном показателе

Эти цифры нужно знать

Playboy
«Для вас карантин — это шок, а для нас это обычная жизнь». Эксперты об изоляции семей с аутичными детьми «Для вас карантин — это шок, а для нас это обычная жизнь». Эксперты об изоляции семей с аутичными детьми

Почему опыт особых семей сегодня актуален для всех

СНОБ
Спаси и сохрани: как в кризис сохранить и приумножить средства Спаси и сохрани: как в кризис сохранить и приумножить средства

Способы сохранения и увеличения денежной заначки

Популярная механика
Почему часовые мануфактуры так хотят работать с сапфировым стеклом Почему часовые мануфактуры так хотят работать с сапфировым стеклом

Почему только Hublot достигли в обработке сапфирового стекла невероятных успехов

GQ
5 знаменитых фокусов Гарри Гудини, секрет которых удалось раскрыть 5 знаменитых фокусов Гарри Гудини, секрет которых удалось раскрыть

Вот что профессор Воланд называл «сеанс черной магии с разоблачением!»

Maxim
Почему стареет ядерное топливо: современный подход Почему стареет ядерное топливо: современный подход

Ученые МФТИ предложили новый метод создания точных моделей топлив

Популярная механика
Биохакинг и вечная молодость: можно ли остановить старение с помощью технологий? Биохакинг и вечная молодость: можно ли остановить старение с помощью технологий?

Могут ли биохакеры от индустрии красоты остановить процессы старения?

Cosmopolitan
Терпеть или уйти? Как быть, если мужчина не дает развиваться Терпеть или уйти? Как быть, если мужчина не дает развиваться

Что делать, если мужчина не поддерживает ваше желание развиваться?

Psychologies
Самые скандальные случаи, когда фирмы отзывали свою продукцию Самые скандальные случаи, когда фирмы отзывали свою продукцию

В погоне за выручкой корпорации теряют миллионы долларов, а покупатели — жизнь

Maxim
Эректильная дисфункция у мужчин: основные симптомы, причины и лечение Эректильная дисфункция у мужчин: основные симптомы, причины и лечение

Эректильная дисфункция — проблема, которую нельзя игнорировать

Playboy
Открыть в приложении