История маркетолога, который стал специалистом по ИТ-безопасности и учит сотрудников компаний противостоять мошенникам
Основатель компании StopPhish Юрий Другач — о том, как увлечение поиском уязвимостей превратилось в бизнес и необычных схемах, которыми пользуются злоумышленники.
Сотрудник банка получает письмо о том, что рабочий аккаунт пытались взломать и нужно придумать новый пароль. Он переходит по ссылке, вводит данные и попадается на удочку злоумышленников.
Теперь аккаунт в их руках: они могут проникнуть в сеть компании, похитить документы или украсть данные пользователей. А банк может ждать многомиллионный ущерб.
«В России компании учат сотрудников информационной безопасности, но делают это не всегда эффективно. Хотя 80% атак на организации начинают с писем их работникам», — рассказывает специалист по ИТ-безопасности Юрий Другач.
Чтобы это исправить, он открыл компанию StopPhish. Предприниматель по заказу компаний разрабатывает сценарии email-атак: он пробует обмануть бдительность сотрудников и получить доступ к данным.
Если человека удалось обмануть, StopPhish объясняет, как работают мошенники, а затем каждую неделю отправляет разные «подозрительные» письма для повторной проверки знаний.
Предприниматель рассказал, как устроен его бизнес, а заодно привёл примеры неочевидных способов, которыми пользуются мошенники для взломов.
Из шахтёра в специалиста по ИТ-безопасности
Я сам из Воркуты и после армии работал шахтёром три года. Это был 2004 год. У меня в то время появился первый компьютер. Ещё до его покупки я начал читать журнал «Хакер».
Интерес к ИТ-безопасности проявился, когда мастера пришли ко мне домой устанавливать локальную сеть — обычный интернет тогда ещё не был распространён.
Мой первый вопрос специалистам был такой: «А как взломать электронную почту?» Они не смогли ответить, да и нельзя было взломать почтовый ящик без нормального интернета. Но с этого вопроса всё началось.
Где-то в 2007 году я поехал в гости к друзьям в Москву, и один из знакомых позвал меня работать маркетологом в консалтинговую компанию «Бизнес Форвард». В итоге я переехал в столицу.
На новой должности я освоил email-маркетинг, а спустя два года уволился и стал индивидуальным предпринимателем: брал заказы по созданию и продвижению сайтов, страниц в соцсетях. При этом знакомые постоянно приносили мне неработающие компьютеры, и я каждый раз мечтал, чтобы проблема была в вирусе, с которым я смогу побороться.
Параллельно у меня было хобби. Иногда я натыкался на взломанные сайты и пытался связаться с их владельцами, чтобы сообщить о проблеме. Где-то раз в месяц я обзванивал по 50 жертв таких хакеров.
Люди часто подозревали во взломах меня, что я звоню ради денег. Но мне ничего не нужно было, я просто хотел сказать, что у них проблема с сайтом.
Ещё я искал уязвимости в крупных компаниях — иногда платили за такие находки. Например, я обнаружил, что с «Яндекса» можно было бесконечно собирать данные поиска.
Если несколько раз быстро забивать запрос в поисковик, обычно он начнёт предлагать заполнить капчу. У них же я мог бесконечно забивать новый поиск и собирать то, что показывает выдача.
С помощью этой информации не самые добросовестные интернет-маркетологи моглипонизить или повысить любой сайт в поисковой выдаче. Да и в правилах «Яндекса» есть ограничения на использование поиска.
Мне заплатили 20 тысяч рублей — сумма небольшая, но как бонус приятно.
Ещё у этой компании на странице «Паспорт» с личными данными пользователя была форма, через которую можно было отправить письмо на любой адрес, где в отправителях была бы почта техподдержки «Яндекса». Так мошенник мог отправить от лица компании письмо с вредоносной ссылкой и заполучить пользовательские данные.
Там были ограничения по использованию формы с одного аккаунта «Яндекса», но если завести их несколько, разослать можно было тысячу писем в день. За уязвимость компания выслала мне 5500 рублей. Потом такую же уязвимость я нашёл в Google и PayPal — они не заплатили, но проблему решили.
Где-то в 2017 году я прочитал на vc.ru про российский стартап, который занимался почти той же деятельностью, что у меня сейчас.
Тогда я увидел, что могу совместить занятие email-маркетингом и информационную безопасность: когда мошенник отправляет письмо с вредоносной ссылкой, ему нужно убедить жертву по ней перейти — «продать» идею. Маркетологи делают примерно то же самое, только чтобы продать товар.