Наша профессия — самая зависимая. При внешнем лоске самая бесправная

Караван историйЗнаменитости

Евгения Добровольская. От комедии до трагедии и обратно

Беседовала Алла Занимонец

Фото: С. Гаврилов/архив «7 дней»

Евгении Добровольской не стало неожиданно и несправедливо рано. Ее не забудут близкие, поклонники, друзья. Была другом она и нашему журналу — не раз появлялась на обложках, участвовала в фотосессиях, давала интервью. Откровенные, иногда жесткие и по отношению к себе, и другим, но всегда честные, по ним можно было отследить тот непростой, но неизменно крутой жизненный путь, по которому она шла. Одну из этих бесед мы публикуем сегодня.

— Женя, как вам кажется — сценарий жизни мы сочиняем сами?

— Поскольку мысли высказанные есть ложь, стараюсь глубоко не погружаться в раздумья на тему, почему мир такой, а не другой, как все устроено и зачем. С одной стороны, я верю в то, что человеку доступно практически все, если он знает, куда и зачем идет, умеет правильно мечтать, не предает себя и других, живет по совести. С другой стороны, не раз видела подтверждение, что нас ведет кто-то сверху. Вдруг попадаются на пути люди, которые неожиданно помогают, вмешиваются, протягивают руку. Поддержка приходит оттуда, откуда и не ждешь. Необязательно материальная, часто в виде дельного совета или примера от человека, которым стоило последовать. Но не прикладывать усилия, когда «все само собой произошло», — это не про меня. Всю жизнь почему-то приходится очень много работать и вообще шевелиться, чтобы получить то, что хочу.

— Женя, а как правильно мечтать? Вы умеете?

— Мне кажется, да. Оформляю мысли в конкретную форму и посылаю наверх! Любому человеку по силам стремиться к тому, чтобы его желания исполнялись. Или хотя бы избегать того, чего не хочешь видеть в своей жизни. «Здесь и сейчас, ни о чем не думая» — это что-то животное, на мой взгляд.

Фото: С. Гаврилов/архив «7 дней»

— Чего конкретно вы избегаете?

— Стараюсь не соглашаться на предложения, которые по разным причинам не нравятся. «Нет» дается нелегко, но первые результаты есть. Во всяком случае, я перестала влезать в те ситуации, которые не откликаются изначально. Даже если кто-то уговаривает. Жизнь коротка, и тратить время на ненужное теперь не хочется.

— В этом большой плюс зрелости. В юности на нас постоянно кто-то давит: родители, значимые взрослые, педагоги, наставники... Независимость — это роскошь, доступная лишь состоявшимся людям.

— Но только не актерам! Наша профессия — самая зависимая. При внешнем лоске самая бесправная. Обывательский взгляд — «О-о, артисты, вам все дозволено!» — ошибочный. Мы всю жизнь зависим от режиссеров, продюсеров, партнеров, даже от собственного самочувствия. Поэтому большинство из нас подвержены приступам неуверенности и депрессиям. Хотя если пофилософствовать, в неуверенности таится большой потенциал. Смоктуновский любил повторять: если артист не сомневается, то как профессионал он умер.

— Можете привести пример, когда вы поступали, казалось бы, вопреки всему, а в итоге получали вознаграждение?

— Например, когда я решила идти в театральный институт. Родители не давили, но явно не верили в саму возможность — и в меня. Наша семья не творческая, с чего вдруг простая девчонка решила стать актрисой? Но в юности я вообще никого не слушала! Никаких авторитетов не существовало в принципе. Шла туда, куда вело. Кто вел, что — не знаю... Но ощущение такое было.

Ужасная девчонка! Маме со мной было непросто. Выскочила из дома и пропала до глубокой ночи. Забыла позвонить, предупредить. В то время не было мобильных телефонов, разных радаров, которые определяют местоположение ребенка. Это теперь я понимаю тревогу родителей, а тогда мне казалось, что их переживания совершенно беспочвенны, зря только себя накручивают.

Я была увлечена театром, в свободное время пропадала в молодежной студии Спесивцева «На Красной Пресне». Вот там была ЖИЗНЬ! А не в школе... Хотя училась я хорошо. Не шаталась по подворотням, а была погружена в Дело. Мое ли оно, и что дальше, и как сложится судьба — не задумывалась. Жила как хотела, стараясь не потеряться, не сломаться.

Фото: С. Гаврилов/архив «7 дней»

— Но во МХАТ попали легко и просто. С 1991 года, то есть уже ровно 30 лет, вы актриса прославленной труппы.

— Это отдельная история... После окончания ГИТИСа я поступила во МХАТ имени Горького. Это был первый год после разделения двух Художественных театров.

Спустя год перешла в труппу Театра-студии под руководством Олега Табакова. И еще через год — в «Современник-2» (им руководил Михаил Ефремов. — Прим. ред.). Летом мы уехали на гастроли в Крым и из газет узнали, что Волчек нас закрыла. Потом позвонила Алла Борисовна Покровская, Мишина мама, и спросила: «Что же вы теперь будете делать?»

Но мы же молодые, азартные! Никто особенно не переживал. Считали, что работа есть всегда. А театр все равно не приносил каких-то особенных заработков, при этом требуя больших эмоциональных затрат и ресурсов.

— Извините, что перебиваю, но при Табакове зарплаты в Московском Художественном театре были прекрасные.

— Были... Олег Павлович и сам любил хорошо жить, и хотел, чтобы вокруг него тоже все жили хорошо. И так было всегда, начиная с его первых студентов, которым он из-за границы привозил фирменные джинсы. Вообще, Табаков был отцом родным для всех нас.

Так вот, возвращаясь в девяностые. Мы не успели испугаться и попереживать, как Мише позвонил Олег Николаевич Ефремов (в те годы он возглавлял МХАТ имени Чехова. — Прим. ред.) и сообщил, что всех нас берет к себе. Предполагалось, что мы станем играть на Малой сцене.

Начали с «Последней ночи Отто Вейнингера» в постановке израильского режиссера Гедалии Бессера. Был большой успех! Хотя не скажу, что мы тогда мерились успехами. Просто была классная работа для всех нас. Миша остался руководителем нашей студии и поставил порядка пяти спектаклей. С ним мне вообще повезло. Мы прожили совершенно немыслимые совместные годы, когда было и весело, и страшно одновременно.

Евгения Добровольская в сериале «Королева Марго», 1996 год. Фото: Марина Андрусенко/архив «7 дней»

— И даже в начале девяностых вы не играли при пустом зале?

— Пустые залы МХАТа невозможны. Вспомнила, как однажды приехали в Саратов на гастроли с «Борисом Годуновым». Неожиданно нас попросили прийти ранним утром на эфир местного телевидения и дать интервью. Оказалось, что народ просто не поверил афишам и тому, что небожители — да еще в таком количестве! — приехали в их город. Ефремов, Любшин, Невинный, Мягков, Вознесенская, Киндинов, Кашпур... А мы, молодые артисты, были активно заняты в массовке.

Но больших ролей я ждала недолго. Нина Заречная стала настоящим подарком, ведь мои педагоги, в том числе Татьяна Васильевна Доронина, говорили:

— Непонятно, кого ты вообще можешь играть... Не инженю и не героиня.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Василий Мищенко: «Табаков не отпустил меня сниматься к Михалкову» Василий Мищенко: «Табаков не отпустил меня сниматься к Михалкову»

Василию Мищенко сказали на экзаменах: «По-моему, это сумасшедший, надо брать!»

Коллекция. Караван историй
Можно ли съесть «слишком много» авокадо Можно ли съесть «слишком много» авокадо

Сколько авокадо можно съедать в день?

ТехИнсайдер
Ирина Мазуркевич. Служебный роман Ирина Мазуркевич. Служебный роман

«Он же намного старше и женат. А если останешься одна?» Я об этом не думала...

Коллекция. Караван историй
Не подходи! Не подходи!

Запрет на приближение: когда и как его можно получить

Лиза
Наталья Селезнева: «Перехожу в разряд антиквариата, и это мне нравится!» Наталья Селезнева: «Перехожу в разряд антиквариата, и это мне нравится!»

Судьба играет человеком, а человек играет на трубе

Караван историй
«Сколько ты зарабатываешь?»: как перестать сравнивать себя с другими в эпоху «успешного успеха» «Сколько ты зарабатываешь?»: как перестать сравнивать себя с другими в эпоху «успешного успеха»

Откуда взялась идея суперпродуктивности и как она превратилась в настоящий культ

Psychologies
Пространство новых материалов Пространство новых материалов

Как один ученый придумал альтернативу таблице Менделеева

Популярная механика
В поисках своего сценария В поисках своего сценария

Как выбрать инвестстратегию в 2025 году

Деньги
Спящий режим Спящий режим

Мы расскажем вам всё, что нужно знать про новые технологии, чтобы лучше спать

Men Today
Потерянная туфелька и утраченная актуальность Потерянная туфелька и утраченная актуальность

Краткая история Золушки от египетских пирамид

Weekend
«Хочется мечтать по-крупному» «Хочется мечтать по-крупному»

В чем секрет двойного успеха Эмина? Каков он вне публичного пространства?

OK!
Мода бывает разной Мода бывает разной

Мода может проявляться во всем, чем занимается человечество

Знание – сила
Морщины ни при чем Морщины ни при чем

Почему не стоит переживать из-за морщин и над чем стоит поработать

Afternoon Seasons of life
Иероглифы и сбоку бантик: как продвигать франшизу на этапе открытия Иероглифы и сбоку бантик: как продвигать франшизу на этапе открытия

Как новому сервису, заведению или магазину со старта громко заявить о себе?

Forbes
«Слон во Вселенной. 100 лет в поисках темной материи» «Слон во Вселенной. 100 лет в поисках темной материи»

Как дисковые галактики сохраняют устойчивость

N+1
Краткая история Range Rover Classic Краткая история Range Rover Classic

Изначально Range Rover создавался как британский ответ Jeep Wagoneer...

4x4 Club
Миллион за каждый км/ч. Мы познакомились с самой дорогой машиной в России Миллион за каждый км/ч. Мы познакомились с самой дорогой машиной в России

Bugatti Chiron: мощный и бескомпромиссный, самый быстрый и дорогой

РБК
В России можно создавать великие вина В России можно создавать великие вина

Вино — искусство, а искусство не может быть объективным

Bones
Алена Званцова: «Когда мы с мужем писали сценарий «Оттепели», периодически один из нас вопил: «Я больше не могу, пристрелите меня!» Алена Званцова: «Когда мы с мужем писали сценарий «Оттепели», периодически один из нас вопил: «Я больше не могу, пристрелите меня!»

«Мы поняли, что все режиссеры — ужасные люди»

Коллекция. Караван историй
«Я очень скупой на оценки» «Я очень скупой на оценки»

Какова цена входа в виноделие и стоит ли обижаться на оценки в гиде

РБК
Семейная ценность Семейная ценность

Tiggo 9, который пришел вовремя

Автопилот
Мода требует жертв? Мода требует жертв?

Какие элементы гардероба на самом деле очень вредны для здоровья?

Лиза
6 пород кошек, самых простых в уходе 6 пород кошек, самых простых в уходе

Рассказываем про лучших кошек для чайников: с кем меньше возни и больше радости

Maxim
Лавка древностей Лавка древностей

Геоглифы Наски, древо тысячелетий и гробница Грааля

Знание – сила
Техника уступила еде Техника уступила еде

Как вырос объем интернет-торговли в России

Ведомости
Мир начинает борьбу с микропластиком Мир начинает борьбу с микропластиком

Микроскопические частицы пластика проникли всюду и могут влиять на все живое

Монокль
Психолог — о том, как найти решения в трудных жизненных ситуациях Психолог — о том, как найти решения в трудных жизненных ситуациях

Психолог о том, почему стремление к комфортным отношениям

РБК
Нужны ли пресс-формы серийному производству: инженер развеял популярные мифы о литье Нужны ли пресс-формы серийному производству: инженер развеял популярные мифы о литье

Нужно ли предприятиям разрабатывать для своего производства «идеальную модель»?

ТехИнсайдер
Навязался гайморит Навязался гайморит

Как распознать гайморит у ребенка на ранней стадии и вовремя начать лечение?

Лиза
Еда, любовь и алкоголь: 6 книг о современных зависимостях Еда, любовь и алкоголь: 6 книг о современных зависимостях

Подборка книг, которая изучает зависимости с разных сторон

Psychologies
Открыть в приложении