Маркетплейсы захватывают розничную торговлю за счет конкурентных преимуществ

МонокльБизнес

Маркетинговая операция на триллионы рублей

Маркетплейсы захватывают розничную торговлю за счет выстроенных ими конкурентных преимуществ. Если государство в ближайшее время не примет меры по созданию равных условий для бизнеса, нас ожидает кардинальная трансформация всей розничной торговли и товаропроводящих цепочек

Борис Кац*

На складах маркетплейсов работают не только штатные сотрудники, но и самозанятые, что позволяет существенно экономить на налогах. Александр Щербак/ТАСС

В экспертном сообществе идет обсуждение версий законопроекта о регулировании маркетплейсов — вскоре законопроект о платформенной торговле должен быть внесен на рассмотрение в Госдуму. Все эксперты сходятся во мнении, что регулировать бизнес маркетплейсов надо, однако как именно, зачем и каковы цели регулирования — тут идеи не совпадают.

* Председатель совета директоров АО «Планета увлечений» (сеть хобби-гипермаркетов «Леонардо»).

В ближайшее время через маркетплейсы будет продаваться более 50% всех непродовольственных товаров, а во многих группах это уже произошло. Столь резкое изменение бизнес-ландшафта — редкое явление, обычно рынки меняются намного медленнее, государственное регулирование явно запаздывает. Однако у таких лавинообразных изменений есть серьезные причины и последствия.

Есть мнение, что все мы являемся свидетелями великой маркетинговой операции. Маркетплейсы назвали поставщиков селлерами, столы заказов обозвали ПВЗ, а себя не торговлей, а электронной платформой. Маркетплейсы пообещали государственным органам, что их рост приведет к обелению рынка, однако доля контрабанды и контрафакта на рынке все равно велика и даже выросла. Предполагаю, что в том числе за счет этого маркетплейсы получили огромные преимущества в уплате налогов и таким образом сумели сделать цены на товары ниже. Низкие цены позволили им захватить рынок. Получив существенную долю рынка, маркетплейсы стали самыми сильными лоббистами, мнение которых не могут не учитывать государственные органы и деловые ассоциации.

Подготовленная к настоящему времени версия законопроекта о цифровых платформах (маркетплейсах) легализует все сложившиеся практики именно так, как это выгодно маркетплейсам, не решая ни одной из проблем взаимодействия маркетплейсов с традиционной розницей, существование которой сегодня под большим вопросом.

Особенная форма бизнеса

Важно отметить, что громче всех о регулировании говорят сами маркетплейсы. Они создали несколько своих ассоциаций и вошли в состав большинства бизнес-объединений, а также заключили договоры о сотрудничестве со многими отраслевыми ассоциациями. Лоббистский потенциал маркетплейсов сегодня очень велик. А вот голоса мелкого торгового и производственного бизнеса, дистрибьюторов и импортеров почти не слышны — так сложилось, что реально практически никто не представляет их интересы. А те общественные объединения, которые вроде как должны защищать розницу и опт, имеют в коллективных органах управлениях представителей маркетплейсов и вынуждены учитывать их интересы.

Первый и самый главный вопрос, на который сегодня важно дать ответ: что такое маркетплейс? Маркетплейсы утверждают, что они новая, особенная форма бизнеса, не описанная в законодательстве. И поэтому на них не распространяются нормы и законы для торговли. Однако давайте вспомним, что еще в советские времена и чуть позднее были заказы по каталогам и работали столы заказов. На рынке также работают интернет-магазины, у которых тоже есть сайт, корзина, доставка. Для потребителя они ничем не отличаются от маркетплейса. И они работают строго в соответствии с Законом о торговле, как торговые компании, и отвечают за товар.

Маркетплейсы занимаются именно торговлей, потому что их алгоритмы определяют, какой ассортимент показать на основных страницах выдачи, то есть что будет продаваться, сами определяют цены (с учетом постоянно проводимых акций и снижения цен за счет маркетплейсов), осуществляют информирование о свойствах товара на своих страницах, доставку, передачу и возврат товаров, принимают оплату. Поэтому я считаю, что маркетплейсы осуществляют полноценный процесс торговли, даже если сами постоянно утверждают иное. Все разговоры о новой форме торговли есть не что иное, как отговорки и юридическая казуистика, которые дают возможность не отвечать за качество товара и уплату налогов поставщиками. Судебные органы признают помещения, используемые маркетплейсами для размещения пунктов выдачи заказов, торговыми помещениями (например, постановление суда от 14.03.2024 по делу № А40-150032/2023). Суды отклонили доводы, что деятельность пунктов выдачи «Озон» и «Вайлдберриз» не отвечают критериям для объектов торговли и, наоборот, указали, что на них распространяется Закон о защите прав потребителей.

Сегодня головные компании маркетплейсов имеют статус IT-компаний, что вызывает некоторые вопросы. Сами маркетплейсы утверждают, что никаких налоговых преференций они от этого не получают. Однако, возможно, они получают другие преимущества. IT-компании защищены почти от всех видов проверок, а сотрудники с соответствующим образованием защищены от мобилизации (важное преимущество на рынке труда). Тогда статус IT-компаний надо давать всем розничным сетям, так как и они используют в работе сложные IT-системы.

Второй важный тезис, за который активно держатся маркетплейсы, — это то, что они обеспечивают доступность товаров для граждан и поэтому они очень важны и полезны. «Теперь в каждой деревне можно купить полный ассортимент товаров, ранее доступный только жителям больших городов» — частично это правда. Но это только часть правды. Из-за того, что половина розничного товарооборота проходит через маркетплейсы, активно закрываются розничные магазины. Ассортимент товаров в шаговой доступности сокращается. Например, сегодня стала доступна статистика по книжным магазинам: закрыто более 200 книжных за год, даже крупнейшая книжная сеть «Читай-город» сокращает число магазинов. Количество мест, где можно книги полистать, почитать перед покупкой, насладиться красотой иллюстраций до покупки, а также купить немедленно, постоянно снижается. То же самое происходит с детскими товарами: на рынке осталось очень мало детских магазинов с полноценным ассортиментом. Закрылись сети «Дети», «Дочки-сыночки», «Кораблик» и проч. — в сумме это более 500 магазинов.

Если разделить жителей на три группы в зависимости от места проживания: в крупных городах-миллионниках, средних населенных пунктах и малых населенных пунктах, — то от распространения маркетплейсов выиграли жители малых населенных пунктов (с доставкой через два-три дня они могут получить больший ассортимент товаров) и сильно проиграли жители средних городов. В них активно закрывается специализированная розница — спроса не хватает на продолжение работы. В крупных городах ситуация не сильно изменилась, специализированных магазинов становится меньше, но все они пока не закрываются. Однако в целом скорость закрытия офлайн-розницы резко увеличилась. Если вам вдруг надо завтра срочно что-то нестандартное, вам можно только посочувствовать, если вы не житель крупного города… Немедленная доступность товаров уменьшилась и продолжает уменьшаться.

Некоторое время назад маркетплейсы одним из главных своих стратегических конкурентных преимуществ называли сокращение сроков доставки вплоть до нескольких часов. И многие из них действительно запустили так называемую экспресс-доставку. Но работает она только в крупных городах, и, как правило, ассортимент товаров для экспрессдоставки очень ограниченный — 1000 SKU наиболее ходовых товаров. И, похоже, сегодня это становится слишком дорого для маркетплейсов — экспрессдоставка будет первой оптимизирована, когда маркетплейсы начнут считать издержки.

Кто отвечает за качество?

Когда-то байеры (закупщики) сетей или частные предприниматели проверяли качество товаров, отсеивали часть странного товара. Для розничного магазина возврат — дорогая и неудобная процедура, все старались минимизировать количество плохого товара, количество претензий и возвратов. Ситуация же с маркетплейсами не такая: ПВЗ и маркетплейсы зарабатывают и на приеме, и на выдаче товара. Селлер (поставщик маркетплейса) платит и за доставку товара до ПВЗ, и за доставку обратно. ПВЗ получает комиссию и за выдачу товара, и за прием.

По многим товарам потребитель не может оценить качество, не видя других вариантов и предложений. Как понять, например, что качественный пластилин мягкий и яркий, а не твердый и бледный, если фото у всех одинаковые, а качественный товар часто дороже и не в топе покупок? Таким образом, потребителю проще оставить себе товар плохого качества, чем осуществлять возврат. И это приводит к снижению среднего качества и надежности товаров, покупаемых в стране.

«Так для этого существуют отзывы на товар», — скажут маркетплейсы! Действительно, отзывы есть. Однако ни для кого из специалистов не секрет, что существенная часть отзывов пишется за плату — работает целая индустрия. Поставщики новых товаров почти всегда начинают свой выход на маркетплейс с покупки отзывов. И реальные отзывы, объективные и критичные, тонут в потоке хороших заказных.

Но кто же должен отвечать за качество товара на маркетплейсе? Это еще один острый вопрос, который сегодня обсуждается в связи с попытками государства подступиться к регулированию маркетплейсов. Если в какой-то розничной сети и даже в небольшом павильоне индивидуального предпринимателя в дальнем регионе будет продаваться контрафакт, к нему обязательно придут с этим вопросом если не контролирующие органы, то специализирующиеся на защите интеллектуальной собственности группы юристов. Никого не волнует, как закупщики сети или частный предприниматель из деревни или поселка городского типа должны по внешнему виду отличать фирменный товар от подделки. И если такой товар обнаружен на полке — нет, у предпринимателя не будет 30 дней на запрос документов у поставщика, его «обилетят» на штраф сразу. Это маркетплейс будет запрашивать дополнительные данные у пришедшего с претензией владельца бренда и с большой долей вероятности заставит регистрировать на платформе «кабинет бренда» (в законах про это ничего не написано, но без этого претензия принята не будет, что весьма странно). Все это время контрафактный товар будет продолжать продаваться. Даже если бренду удастся доказать факт контрафакта — часть маркетплейсов предложат подать претензию к своему поставщику напрямую.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Инвесторы меняют локацию Инвесторы меняют локацию

Приток капиталов фиксируют фонды США, Индии и России

Деньги
Выбор бизнеса: бегать или договариваться? Выбор бизнеса: бегать или договариваться?

Какие способы наращивания частных инвестиций могут быть у регионов?

Монокль
Европейские правые под знаменами Трампа Европейские правые под знаменами Трампа

Европу не ожидает стремительный «правый поворот» после смены администрации в США

Монокль
Развитие генетики ускоренным путем Развитие генетики ускоренным путем

Эмбриотрансфер в животноводстве набирает обороты

Агроинвестор
Борьба за пятое измерение Борьба за пятое измерение

Россия наметила свой путь освоения технологий — в стороне от мировой схватки

Монокль
Весеннее обострение в феврале: как раннее потепление влияет на наши головы Весеннее обострение в феврале: как раннее потепление влияет на наши головы

Как заботиться о ментальном здоровьем во время смены сезона

Psychologies
Мир начинает борьбу с микропластиком Мир начинает борьбу с микропластиком

Микроскопические частицы пластика проникли всюду и могут влиять на все живое

Монокль
Гигантские водовороты в океане: где в мире есть Харибды и могут ли они засосать корабль Гигантские водовороты в океане: где в мире есть Харибды и могут ли они засосать корабль

Существуют ли страшные водовороты в реальности?

ТехИнсайдер
Алгоритмам становится тесно Алгоритмам становится тесно

Центробанк подталкивает трейдеров к регистрации в качестве паевых фондов

Монокль
Под замком Сфорца в Италии нашли тайные туннели: их описывал Леонардо да Винчи! Под замком Сфорца в Италии нашли тайные туннели: их описывал Леонардо да Винчи!

Как ученые смогли доказать, что под замком Сфорца существуют подземные туннели

ТехИнсайдер
Сразу две частные компании стартовали к Луне на одной ракете Сразу две частные компании стартовали к Луне на одной ракете

Две частные фирмы запустили аппараты на Луну в ракете SpaceX Falcon 9

ТехИнсайдер
Как увидеть парад планет 21 января 2025 года? Интересные факты и простой ответ! Как увидеть парад планет 21 января 2025 года? Интересные факты и простой ответ!

Шесть планет встанут в ровный ряд на небе, — и вот как их можно увидеть!

ТехИнсайдер
В Испании нашли древнейшее на Пиренейском полуострове изделие из зуба бегемота В Испании нашли древнейшее на Пиренейском полуострове изделие из зуба бегемота

В Испании обнаружили древнейший артефакт, изготовленный из зуба бегемота

N+1
Повсеместное использование камер наблюдения меняет работу мозга Повсеместное использование камер наблюдения меняет работу мозга

Видеонаблюдение влияет на работу мозга, причем на бессознательном уровне

ТехИнсайдер
«Не могу остановиться»: как работают «газ» и «тормоз» сексуального влечения «Не могу остановиться»: как работают «газ» и «тормоз» сексуального влечения

Модель двойного контроля в сексе: что это такое и как она влияет на близость

Psychologies
Детский стресс повлиял на метилирование ДНК в сперматозоидах у взрослых мужчин Детский стресс повлиял на метилирование ДНК в сперматозоидах у взрослых мужчин

В сперме у мужчин с тяжелым детством уровень метилирования ДНК ниже

N+1
Как работа за столом в офисе приводит к десятилетним проблемам со сном Как работа за столом в офисе приводит к десятилетним проблемам со сном

С трудом засыпаете по ночам? Возможно, в этом виновато ваше офисное кресло

ТехИнсайдер
Спать надо всем Спать надо всем

Почему важно изучать сон водных млекопитающих?

Наука и жизнь
Без паники! 10 быстрых приемов против стресса Без паники! 10 быстрых приемов против стресса

Нужно снять напряжение? Вот способы, которые не требуют специальной подготовки

Лиза
Как искусственный интеллект меняет бьюти-индустрию Как искусственный интеллект меняет бьюти-индустрию

Как технологии ИИ ежедневно помогают бьюти-мастерам в работе?

Inc.
Про сильный пол Про сильный пол

С возрастом нарушается работа важных органов и систем мужского организма

Лиза
Любимые напитки кинозлодеев Любимые напитки кинозлодеев

Попытка погружения в тему алкогольных предпочтений злодеев вызвала у нас шок

Maxim
Елена Муравьева: «Клоунский нос тебя защищает, дает силы и возможность быть собой» Елена Муравьева: «Клоунский нос тебя защищает, дает силы и возможность быть собой»

Больничная клоунада не про актерские амбиции, а про понимание ситуации

Коллекция. Караван историй
Исследование: зумеры не любят готовить, потому что это вызывает у них тревогу Исследование: зумеры не любят готовить, потому что это вызывает у них тревогу

Почему кулинарные навыки представителей Gen Z уступают старшим поколениям

ТехИнсайдер
Чудеса Кавказа: чем вас удивит этот край Чудеса Кавказа: чем вас удивит этот край

Кавказ хранит много тайн, и далеко не все они открываются путешественникам

Караван историй
Черный доктор Черный доктор

Как разоблачить обманщика в белом халате?

Лиза
Как экономить на лекарствах Как экономить на лекарствах

Разбираемся, как не тратить много денег в аптеке, но покупать все необходимое

Лиза
Мыло, наждачка, присадка: 4 способа очистки катализатора своими руками Мыло, наждачка, присадка: 4 способа очистки катализатора своими руками

Как вдохнуть в катализатор вторую жизнь

ТехИнсайдер
5 популярных крещенских гаданий: польза, вред и психологический смысл 5 популярных крещенских гаданий: польза, вред и психологический смысл

Разбираем психологический смысл популярных гаданий

Psychologies
«Я верю в молочку» «Я верю в молочку»

Владислав Чебурашкин о своем подходе к бизнесу и потреблении молочных продуктов

Агроинвестор
Открыть в приложении