Если мужа надо пасти, то зачем он такой мне нужен? Вот я так живу

Караван историйЗнаменитости

Екатерина Стриженова: «Мы каждый год решаем с мужем: да, живем дальше»

Я ничего не проверяю, не выясняю, верю на слово. Если муж говорит, что пошел на мальчишник, значит, так и есть. Это не потому, что я такая идиотка, просто считаю, что лучше меня нет. А если мужа надо пасти, то зачем он такой мне нужен? Вот я так живу.

Беседовала Наталья Николайчик

На Екатерине и Александре: костюмы и туфли kuchugova, украшения MIUZ Diamonds

Екатерина, спектакль «Женщины Есенина» стал лицом МХАТа имени Горького. Он идет с ошеломляющим успехом уже четвертый сезон, билеты невозможно купить! Вашими афишами завешана вся Москва. Вы ожидали такой успех?

— Постановка родилась в сложное время, при смене руководства. Труппа репетировала почти год, я присоединилась на последнем этапе, за три месяца до премьеры. Для коллектива было бы настоящей трагедией не показать зрителю результаты своей работы. Я попросила Владимира Кехмана дать возможность сыграть премьеру — декорации и костюмы были готовы. Директор пошел нам навстречу, хотя мог этого не делать. Так «Женщины Есенина» вышли в свет. Хотя за неделю до премьеры я сама чуть не ушла.

— Очень интересно, почему?

— Директор поставил условие, что каждое действие не должно длиться больше часа. Оказалось, что легче всего урезать наши рязанские сцены. Спектакль строится на эпизодах, они, как кирпичики, собираются в одно большое здание. Моя роль начала стремительно таять, а в пьесе Елены Исаевой Татьяна Федоровна — главная героиня. Мне до сих пор жалко финал, который возвращает нас к могиле Есенина, где на похоронах собираются все его женщины, и монолог матери: «Это я во всем виновата, я его любить не научила — такой любви, как у нас с отцом, он не хотел, а другой не знал! Вот у него с вами ни с кем и не срослось». Оказывается, текст помню до сих пор.

В общем, могла и не сыграть. Сказала: «Еще одну сцену сократите — пусть выпускает другой состав». Актриса была заряжена, так что я никого бы не подвела.

На Екатерине: платье и туфли kuchugova, украшения MIUZ Diamonds

— А для вас важно не подвести? Вы уже в таком статусе, что вам же простят.

— У меня есть принципы, и на них я строю свои отношения с миром и людьми. Если что-то обещаю, то обязательно выполняю. Если я подписала даты (а это делается приблизительно за три месяца до срока), то должна отработать все спектакли. Если зритель купил на тебя билеты, ждет встречи, ты не можешь не выйти. А за это время, сами понимаете, сколько предложений провести какие-нибудь фестивали, форумы, мероприятия выпадает на эти же даты. Отмена — только в случае форс-мажора: самолеты, ураганы, смерть артиста.

— А если болезнь, голос, например, пропал?

— На этот случай у нас есть волшебник — врач-фониатр Лев Рудин. У него можно встретить Григория Лепса, Полину Гагарину, всех оперных и артистов мюзиклов. Он реанимирует, и мы выходим на сцену «при любой погоде».

— МХАТ имени Горького стал вашим театром. Скажите, как это произошло?

— Вы знаете, когда меня пригласили мать Есенина играть, я сказала: «Подождите-подождите... Если бы вы меня пригласили на Айседору Дункан, я бы сразу. Но почему МАТЬ?»

На встречу с режиссером Галиной Полищук я все же пришла, чтобы познакомиться и отказаться. Я с большим интересом прочла книгу Захара Прилепина из серии ЖЗЛ «Есенин. Обещая встречу впереди», в которой он собрал всю есенинскую жизнь буквально по шагам. Именно по ней написала пьесу драматург Елена Исаева. Оказалось, что роль Татьяны Федоровны написана в развитии, с флешбэками — переходами из одного возраста в другой.

Я посмотрела актерский прогон и поняла, что хочу участвовать. Это какой-то совершенно другой театр, очень молодой и современный. Так началась моя новая работа с режиссером Галиной Полищук.

Правда, понадобилось время, чтобы узнать друг друга, притереться, принять ее метод работы.

На Екатерине: платье салон RSTELLE, перчатки Monpleis, украшения MIUZ Diamonds

— Какой у нее метод?

— Постдраматический театр не имитирует жизнь, он ее использует фрагментарно для того, чтобы создать художественное высказывание. Здесь идет поиск метафор и дополнительных смыслов, которые иногда актеры понимают уже только в создавшемся полотне.

Галина начинает с этюдов на заданную тему, выстраивает отношения персонажей и потом нанизывает эпизоды. Все кладет на действие. Если артист не справляется — забирает текст или вообще снимает с роли.

У меня есть опыт работы с режиссерами-диктаторами. (Смеется.) Помню, как мы с мужем работали с Леонидом Трушкиным, выпускали спектакль «Чествование» с мегапрофессионалами — Ширвиндтом, Державиным, Гурченко, Голубкиной, Алентовой. И Леня артистам говорил: «Сперва сделайте так, как я сказал, и только потом можете предложить свой вариант, короче, давайте без «давайте». Мой муж тоже очень требовательный режиссер, четко знает, чего хочет. Даже небольшую роль выстраивает пошагово, поэтому с ним интересно работать. Так что я это впитала и никогда не отвергаю то, что предлагает режиссер. Он видит постановку в целом, он может знать больше, чем ты, и это почти всегда намного интересней, чем артист сыграл бы на своих тридцати трех штампах. Поэтому, если ты дал согласие работать, доверься режиссеру. Мы с Галиной нашли общий язык, и я считаю, нам удалось сделать Татьяну Федоровну похожей на оригинал: упрямой, сильной, любящей.

К нам приезжали зрители из Рязани, похвалили меня за правильно поставленный говор.

— Это ведь была фантастически интересная женщина.

— Да, личность. Совсем не бабушка в платочке. Что знают о ней люди? Существует только один маленький кусочек киноленты, где ее записали. Ей там лет восемьдесят, и я потом прочитала, как все было записано. К ней приехали поговорить про Есенина, и режиссер все не давал ей сказать то, что она хотела, постоянно корректировал: «Нет, вы вот это расскажите, вот это...» Она начала, потом вспылила и ушла. Остался только этот кусок. У нее был характер. Ее раздражало, что все время лубочность навязывали, якобы Сережа должен быть таким... от сохи. А Сережа вообще не занимался никакими полевыми работами. Сережа — это стихи. Вы представляете себе: в деревне парень, вместо того чтобы пахать и сеять, стихи пишет? Он не по этому делу. Его дело — воспевать. Мать, видимо, хотела рассказать что-то свое, а всем надо было, чтобы как придумано согласно линии партии.

И конечно, никто не рассказывал о матери, которая сына бросила. Она же уехала, Сережу оставила и на стороне другого сына родила.

А муж любил ее безмерно. И даже после такого предательства разыскал и просил вернуться «Ты чего? Сын без матери растет. Никто тебя беременной не видел в деревне, все было в городе. Вернешься, и будем жить. Но этого оставляй здесь». Это было его условие. В результате она этого ребенка оставила кормилице. Но потом всю жизнь бегала к этому Александру, всю жизнь у нее было чувство вины перед ним.

И деньги, которые Сергей зарабатывал и давал для сестер, она несла его незаконнорожденному брату.

И этого Сережа матери простить не мог. У них были очень сложные отношения. И он каждой своей женщине предъявлял: если не девственница, значит, гулящая, как мать! Он был травмирован на всю жизнь. И наш спектакль вскрывает эту часть жизни Сергея. «Письмо матери», которым вся страна зачитывалась, он посвятил любимой бабушке!

И совершенно другой спектакль — «Над Не», который тоже во МХАТе поставила Галина Полищук.

На Екатерине: костюм Valentin Yudashkin, босоножки Principe di Bologna, украшения MIUZ Diamonds

— Это необычная трактовка пьесы Горького. Огромная смелость — нырнуть вместе с мужем в эту историю. Все очень неоднозначно, все искрит и даже шокирует. В роли Василисы вы как актриса раскрылись с совершенно другой стороны. Я вас такую не знала.

— На мои возражения: «Я не люблю эту пьесу Горького» — режиссер мне сказала: «Ты будешь здесь совершенно другая». И я просто, как артистка, на этот манок — быть другой — согласилась.

— А в какой момент в постановку пригласили вашего мужа?

— Сразу. Но Александру режиссер предложила выбрать межу Сатиным и Костылевым. Он долго решал. Но если бы он не взял Костылева, то такой Василисы, как сейчас, не было бы. Благодаря тому, что мы в реальной жизни муж и жена, зритель сидит в жутком напряжении и боится, что тайна раскроется. Происходящее щекочет нервы. Но если бы вы знали обратную сторону нашей работы! В сцене любви Василисы и Пепла я стою в ду´ше в непромокаемом водолазном костюме телесного цвета, чтобы вода не попала в микрофон. Там все выверено до сантиметра, чтобы зритель не заподозрил обмана и поверил в страстные отношения. Вообще спектакль поставлен так, что залу кажется, что они подглядывают за персонажами через замочную скважину.

Екатерина и Александр Стриженовы, 2023 год. Фото: из архива Е. Стриженовой

— Как вам работалось с Александром? Вы обсуждали роли дома?

— Обсуждали, конечно. Он блестяще и буквально со второй репетиции сделал роль. У нас в спектакле много молодежи с опытом и без, поэтому многие учились в процессе репетиций. Кто-то из артистов вышел за Сашу в прогоне — и весь спектакль обрушился. Поэтому у Стриженова нет второго состава.

Он на сцене великолепен. Многие влюбляются в его персонаж, сочувствуют ему, говорят: «Хотим в клинику к Стриженову!» А он искуситель, он обаятельное зло! Для Александра эта роль вообще не была мечтой.

— Он согласился на нее ради вас?

— Нет. Он это сделал исключительно ради себя. В этом году у Саши двойной юбилей: 55 лет и 50 лет творческой деятельности. Именно на сцену МХАТа имени Горького на Тверском бульваре, 22, он впервые вышел в 1974 году в спектакле Олега Николаевича Ефремова «Сталевары». Так что предложение Галины Полищук дало возможность отметить юбилей на этой же сцене. К тому же во МХАТе работал Сашин папа, Олег Стриженов, он еще с великими мхатовскими стариками играл. 50 лет во МХАТе прослужила Сашина мама, Любовь Васильевна Стриженова. А еще ему реально понравился спектакль Галины Полищук «Женщины Есенина». Видите, как много обстоятельств сработало для принятия этого решения. Ну а если честно, он, конечно, делает эту работу для меня.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Игорь Костолевский: «Женился я на французской актрисе, а живу с русской железнодорожницей» Игорь Костолевский: «Женился я на французской актрисе, а живу с русской железнодорожницей»

Если есть любовь, все можно преодолеть

Караван историй
Вторая сверхзвуковая: когда гражданские самолеты смогут летать быстрее звука Вторая сверхзвуковая: когда гражданские самолеты смогут летать быстрее звука

Сегодня человечество готово вернуться к сверхзвуку на новом уровне технологий

ТехИнсайдер
Мария Куликова: «Мы расписались в МФЦ. Я была в спортивном костюме» Мария Куликова: «Мы расписались в МФЦ. Я была в спортивном костюме»

Мы все рефлексирующие ребята, особенно артисты, у нас вообще расшатанные нервы

Караван историй
Банки и ЦБ воюют за платежный рынок Банки и ЦБ воюют за платежный рынок

Крупнейшие банки создают консорциум с единым подходом к QR-платежам

Монокль
Сергей Безруков: «Как выдерживаю? Привычка, самодисциплина и терпение» Сергей Безруков: «Как выдерживаю? Привычка, самодисциплина и терпение»

Любознательность — то, что в себе нужно культивировать, развивать

Караван историй
Две трети ключевых зон биоразнообразия в тропиках столкнулись с новым уровнем жары Две трети ключевых зон биоразнообразия в тропиках столкнулись с новым уровнем жары

66% зон в мировых тропических лесах испытывают новые температурные режимы

N+1
Елена Лядова: «Дом — не дом, если там холодно и нет любви» Елена Лядова: «Дом — не дом, если там холодно и нет любви»

Крыло горит, я на высоте, а вся группа — внизу

Караван историй
Ешь, молись, люби Ешь, молись, люби

«Лапти» из картофеля по рецепту одной семьи из Иваново

КАНТРИ Русская азбука
Тайна завещания Леонида Быкова Тайна завещания Леонида Быкова

Воспоминания Глеба Скороходова о Леониде Быкове

Коллекция. Караван историй
Еду в Магадан Еду в Магадан

Куда отправиться в Магаданской области за невероятными впечатлениями?

Лиза
Яна Сексте: Яна Сексте:

Бомба замедленного действия — Яна Сексте

Караван историй
Вечная нефтяная зависимость Вечная нефтяная зависимость

История «голландской болезни» Венесуэлы

Деньги
Неиссякаемая Вера: что еще нужно знать о скульпторе Вере Мухиной Неиссякаемая Вера: что еще нужно знать о скульпторе Вере Мухиной

Вера Мухина: именно с ее именем ассоциируются знаковые символы СССР

Правила жизни
Когда прибывает поезд Когда прибывает поезд

Рассказ Ольги Брейнингер о желании сбежать из реального мира в иллюзорный

Правила жизни
Валерия Федорович: «После «Кухни» мне ничего не страшно» Валерия Федорович: «После «Кухни» мне ничего не страшно»

Думала: что ему до моих проблем? А он отнесся ко мне по-человечески

Караван историй
Африка и африканцы во времена колоний Африка и африканцы во времена колоний

Как происходила колонизация Африки и к чему она привела

Знание – сила
5 распространенных ошибок при считывании языка тела 5 распространенных ошибок при считывании языка тела

Пять распространенных ошибок, связанных с чтением языка тела других людей

Psychologies
28 вопросов, которые сближают с людьми 28 вопросов, которые сближают с людьми

Как создать условия, чтобы близкий человек открылся вам.

Psychologies
Ученые прошлого —   ученым настоящего Ученые прошлого —   ученым настоящего

Выпускники СПбГУ не раз становились лауреатами престижных премий

Санкт-Петербургский университет
Как Нобелевская премия по литературе становится проклятием для писателей Как Нобелевская премия по литературе становится проклятием для писателей

Нобелевская премия порой приносит с собой не только славу, но и крах карьеры

Psychologies
Синяя акула выжила с пробитой меч-рыбой головой Синяя акула выжила с пробитой меч-рыбой головой

Первый случай, когда синюю акулу пронзила меч-рыба, и она выжила

N+1
Что такое эффект Стрейзанд: как работать с компроматами Что такое эффект Стрейзанд: как работать с компроматами

Эффект Стрейзанд: что это такое и можно ли с ним совладать?

Psychologies
Яркость на максимум! Яркость на максимум!

Лаундж-студия KOKO loft для занятий танцами и йогой

SALON-Interior
Китайская доходность: что происходит с облигациями в юанях Китайская доходность: что происходит с облигациями в юанях

Рынок юаневых облигаций мог бы заменить закрытый рынок евробондов

Forbes
Фуры: каких размеров и видов они бывают и что в них перевозят Фуры: каких размеров и видов они бывают и что в них перевозят

Какими бывают фуры, сколько стоят, с какой категорией можно за руль?

РБК
Два часа на «открытом воздухе» Два часа на «открытом воздухе»

«Бульдозерная» выставка — переломное событие в истории отечественного искусства

Дилетант
Переславль-Залесский: Личный опыт Переславль-Залесский: Личный опыт

Отправляясь в Переславль-Залесский, закиньте в авто доску для серфинга!

КАНТРИ Русская азбука
Ошибка 403 Forbidden: что она означает и можно ли ее исправить Ошибка 403 Forbidden: что она означает и можно ли ее исправить

Что значит ошибка 403 и как ее можно исправить?

ТехИнсайдер
Лунный цветок Лунный цветок

Отправиться осенью в лес за красивыми растениями? Да!

Наука и жизнь
Ярославль: А что вокруг? Ярославль: А что вокруг?

Интересные городки-спутники Ярославля

КАНТРИ Русская азбука
Открыть в приложении