Андрей Азовский. Надежда Федосова: народная артистка
Перед уходом бабушка разорвала многие бумаги, письма, фотографии: "Это неинтересно. Кому нужна моя жизнь, когда меня не станет?" Уничтожила все, до чего добралась.
В полной мере оценил, чей я внук, когда пошел в школу. Как раз в середине шестидесятых на экраны вышли «Неуловимые мстители». Бабушка сыграла там далеко не главную роль деревенской бабы, ей великолепная четверка приводит любимую буренку с насаженной на рог запиской: «Возвращаем тебе корову, тетка Дарья». Фильм про бесстрашных героев пересматривали с одноклассниками неоднократно, разобрав картину на цитаты. Я пережил свою минуту славы — в одночасье стал «тем самым Азовским, бабушка которого сыграла в «Неуловимых мстителях».
Она всегда тепло вспоминала эту работу, подружилась с юными партнерами, особенно с Валентиной Курдюковой — Ксанкой. «Прекрасная девчонка, — говорила, — доброжелательная, некапризная!» Еще ей нравился Вася Васильев — Яшка-цыган: «Ну, этот — артист от природы! Не пропадет!» Увы, ошиблась, кинокарьера Васильева сложилась неблестяще. По окончании съемок вся четверка сфотографировалась с бабушкой на память и оставила на снимке автографы. Ребят Надежда Капитоновна вспоминала с особым чувством. А вот лошадей, участвовавших в съемках, страшно жалела. Конных трюков в картине хватало, но, видно, каскадеры попались не слишком квалифицированные и многие животные переломали ноги.
С лошадьми был связан еще ее отец. Надежда Капитоновна шутила: «Происхождения мы самого что ни на есть благородного». Прадед мой Капитон служил дворником у князей Голицыных, но со временем дослужился до старшего кучера. Сохранилась его фотография — серьезный мужчина. Правда, зашибал по-черному. Родная сестра прадеда была кормилицей Голицыных. Так что можно сказать, мы — молочная родня дворянского рода. Бабушкина мать умерла довольно рано, оставив многочисленное потомство. Надежда Капитоновна, ее сестры Вера, Анна, Татьяна и брат Андрей не просто общались — дружили до конца жизни.
На их общей даче в Жаворонках я провел детство. Участок выделили Анне Капитоновне, она работала водителем в правительственном гараже, была там на хорошем счету. Летом на даче собирались все бабки и их родственники. Иной раз ругались, спорили, как правильно варить варенье или крутить компоты. Бабушка Аня могла по-шоферски приложить любого. Моя мама говорила двоюродной сестре Кире: «Бабки подняли очередной кипеж, пересидим Бородинское сражение на кухне». Надежда Капитоновна дружила со всеми соседями, общалась по-простому и тем, что известная актриса, никогда не кичилась. Интересовалась здоровьем, делилась рецептами... Однако я забежал далеко вперед.
В пятнадцать бабушка окончила фабрично-заводское училище и пришла на «Красные текстильщики». Сразу же стала активно участвовать в самодеятельности. В 1928 году в Москве открылся Центральный парк культуры и отдыха имени Максима Горького. Там объявили набор на должность инструктора культурно-массовой работы. Подружки, с которыми бабушка выступала в самодеятельности, посоветовали: «Слушай, Надька, ты так здорово поешь и дрыгаешь ногами, стоит наняться в парк». Та прислушалась и устроилась организатором досуга трудящихся масс. Вспоминала, что никакой помощи от начальства ждать не приходилось. Четких инструкций, обрисовывающих сферу ее ответственности, еще не издали. Требовалось постоянно самой что-то придумывать, чтобы посетители парка не заскучали. Бабушка говорила: «Я была и швец, и жнец, и на дуде игрец — сама и песни пела, и плясала, и дурочку валяла».
«Дурочку валяла» она с утра до вечера и, видимо, делала это неплохо. В парке Горького ее приметил тогдашний начальник Театра Красной армии Владимир Евгеньевич Месхетели. Познакомился и буквально взяв за руку, отвел в студию при театре, которой руководил легендарный режиссер Алексей Дмитриевич Попов. Бабушка ее успешно окончила. А после Надежду — одну из лучших студенток — оставили в труппе. Сразу же ввели в спектакли, она сыграла немало главных ролей.
Театр считался подразделением главного военного ведомства страны, и возглавлял его не директор, а начальник, носивший погоны. Основной задачей труппы было ведение культурно-массовой работы в воинских частях. Все сотрудники, включая актеров, принимали присягу, проходили военную подготовку и выезжали на сборы.
До войны Театр Красной армии считался одним из лучших в Москве. Там служили Фаина Раневская, Любовь Добржанская, чуть позже — Владимир Зельдин... Блестящий состав, куда вписалась и бабушка. Спектакли, собиравшие полные залы, играли не только в столице, труппа постоянно выступала в воинских частях. Надежда Капитоновна вспоминала, как в 1937 году девять месяцев гастролировали по Дальнему Востоку. Бабушка тогда была еще студенткой, но ее как одну из самых перспективных включили в выездную бригаду. Иногда спектакли собирали по несколько тысяч зрителей, а бывало, на какой-нибудь дальней заставе приходилось играть всего для нескольких бойцов. В зале сидело три-пять человек, но это не смущало артистов, которые выкладывались по полной.
Надежду Капитоновну как самую молодую прикрепили к Раневской. Руководство сформулировало задачу по-военному кратко: помогать организовывать работу знаменитой актрисы. Сама же острая на язык Фаина Георгиевна объясняла обязанности так: «Надюша, народная артистка не может треснуться голой задницей об пол, поскользнувшись в грязном сортире, ваша задача — держать меня под локоток». Бабушка справилась, и после той судьбоносной поездки ее официально оформили в труппу. Алексей Попов, ставший художественным руководителем театра, Надю Федосову ролями не обделял. Она играла в спектаклях «Сон в летнюю ночь», «Укрощение строптивой», «Сердце не камень», знаменитом «Учителе танцев», где ее партнером стал Владимир Зельдин. Позже, видя Зельдина по телевизору, бабушка радостно кричала: «О, Володька, давай жги!»
Когда началась война и немцы подошли к Москве, Надежда Капитоновна вместе с мужем эвакуировались в Ульяновск. Дед Давид Львович Анапольский налаживал работу оборонного завода авиаприборов, а бабушка работала там же сборщицей. Но уже в 1942-м она вернулась в Москву. Ее включили во фронтовую бригаду, в которой состоял и поэт Алексей Фатьянов — автор знаменитой песни «Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат». С Федосовой они познакомились еще в театральной студии, но по-настоящему сдружились в поездках на передовую. Семейная легенда гласит, что Алексей Иванович влюбился в бабушку, ухаживал, посвящал ей стихи. Но Надежда Капитоновна оказалась верной женой.
С детства слышал в семье присказку «...И уехал я от Нади весь в тоске и маринаде». Откуда она взялась? Выяснил, когда нашел рукопись посвященного бабушке стихотворения Фатьянова. Звучит оно так: «Банку тыквы в маринаде, плод оттенка янтаря, я принес в подарок Наде, говоря: о, примите, бога ради, эту прелесть в маринаде, но в ответ — как стрела из самострела, вместе с банкой полетело — нет! И уехал я от Нади весь в тоске и маринаде». С поэтом они дружили до его последних дней. К сожалению, прожил Фатьянов недолго, всего сорок лет.
Когда война закончилась, нарком обороны вынес артистке Федосовой благодарность. В тот момент Александр Константинович Плотников, которого в свое время очень ценил Мейерхольд, создавал Московский театр драмы и комедии на Таганской площади и предложил бабушке перейти к нему. Она согласилась. Уход из Театра Красной армии был весьма болезненным, Попов страшно огорчился. Надежда Капитоновна говорила о нем: «Замечательный человек, мой учитель, но так до конца и не простил измены».
Бабушка пришла в Театр драмы и комедии в 1946 году и прослужила там двадцать лет. Она была плотно занята в репертуаре и скоро стала одной из ведущих актрис. Играла в знаменитом спектакле «Каширская старина», который выдержал свыше тысячи показов. На премьеру пришел Месхетели и подписал программку, предрекая ей замечательное будущее. Долгое время в нашей квартире висела пожелтевшая афиша «Оптимистической трагедии», на ней бабушка изображена в роли комиссара, в кожанке и с маузером.
Нередко дед вынужден был подъезжать к театру на машине и забирать ее после спектакля. Бабушка звонила со словами: «Додя, выручай, тут опять стоит толпа, которая хочет со мной познакомиться!» И дед забирал жену, грузил море букетов, которые заполняли все заднее сиденье автомобиля.