Мы очень любим исторические битвы. Особенно когда в них есть что-то смешное

MaximИстория

Бодалась шляпа с сараем: история первого в мире морского боя между броненосцами

Мы очень любим исторические битвы. Особенно когда в них есть что-то смешное. Например, первые корабли-броненосцы!

Текст: Николай Поликарпов

600x415_1_575cc6561e867adc63a9a98bfe47496d@1200x830_0xac120002_2472018121548413524.jpg

Сегодня нам уже не очень интересно, что делили между собой в годы Гражданской войны 1861–1865 годов силы Севера и Юга Америки. Зато отдельные события этого давнего противостояния выглядят весьма любопытно. Например, именно тогда произошел первый в мире морской бой между броненосцами. Это были, конечно, не «Потемкины» о многих трубах и орудийных башнях. Но в XIX веке на фоне деревянных парусников дуэлянты были несомненным чудом техники.

Удавка «Анаконды»

Основой экономики южных штатов был хлопок. Именно его выращивали те самые негры-рабы на бескрайних полях, именно на нем плантаторы сколачивали огромные состояния. Но его надо было кому-то продать. Эти «кто-то» — французские и английские покупатели — приплывали через океан на кораблях. Корабли не пропускал военный флот северян. Собственно, несмотря на все красивые слова, причиной мятежа Юга и стало желание дельцов Нью-Йорка посредничать в торговле хлопком, сбывая взамен свои промышленные товары, которые были хуже и дороже европейских.

Блокада янки, красноречиво названная ими «Анаконда», действительно удушала Юг. Ведь, не имея возможности продавать хлопок и закупать оружие в Европе, нереально было продолжать войну. С собственной промышленностью у Конфедерации дела обстояли скверно, да и продовольствия после призыва в армию большинства белых фермеров становилось все меньше. Не хватало железа и пороха. Южане переплавляли металлические ограды садов и даже рельсы, уничтожая собственную транспортную сеть. А для получения необходимой в пороховом производстве селитры была начата кампания по сбору стратегического сырья из ночных горшков горожан. Бытовала шутка: «Выполнил ли ты сегодня утром свой долг перед Конфедерацией?»

Необходимо было прорвать морскую блокаду. Но как? Флот Конфедерации по суммарному тоннажу водоизмещения примерно в тысячу раз уступал флоту федералов...

Секретарь флота Конфедерации Стивен Р. Мэллори давно отстаивал перед конгрессом Юга революционную идею строительства броненосцев. Действительно, броненосные корабли в Европе успешно применялись еще во время Крымской войны с Россией, да и в Америке сами южане успели до описываемых событий построить по крайней мере две бронированные плавучие артиллерийские батареи. Их боевое применение совместно с позицией секретаря флота Мэллори подвигло конгресс Конфедерации выделить средства на строительство одного броненосца — суперкорабля для прорыва блокады.

600x481_1_5cfaacd09d80b1f6d6095ea8c38f7aad@830x665_0xac120002_16360921811548413528.jpg
«Мерримак» до реинкарнации

Воплощению мечты помог случай. Еще в самом начале войны южанам удалось захватить военно-морскую базу Портсмут близ Норфолка. Там на верфи обнаружился остов корабля. Парусно-винтовой фрегат северян «Мерримак» был сожжен экипажем перед отступлением. Все, что было выше ватерлинии, выгорело полностью: не осталось ни надстроек, ни мачт, ни надводного борта. Но днище с паровой машиной не пострадали. Бережливые поневоле мятежники подняли останки, предполагая восстановить из них нечто боевое. И то сказать, двум смертям не бывать, а одну смерть «Мерримак» уже пережил.

Рождение «Вирджинии»

11 июля 1861 года в Норфолке началась стройка. Надводный борт восстанавливать не стали, рассудив, что высокий борт — слишком хорошая мишень, а совершать океанские переходы и выдерживать шторма никто не планировал. В середине 83-мет­рового корпуса корабля установили 50-метровый каземат, покрыв его наклонные дубовые борта в два слоя плитами железной брони из сплющенных рельсов. Плющили их на прокатном стане в Ричмонде, откуда потом месяц доставляли в Норфолк — не было железнодорожных платформ. Зато суммарная толщина брони достигала 20 сантиметров. Для лучшего рикошета вражеских ядер снаружи броня была обильно смазана жиром.

Вооружение корабля, в процессе постройки сменившего имя на «Вирджинию», состояло из десяти пушек. Две 7-дюймовые нарезные пушки Брука на поворотных станках располагались в носовой и кормовой оконечностях и стреляли 100-фунтовыми бомбами либо 120-фунтовыми ядрами. Бортовые орудия — еще две нарезные пушки Брука калибра 6,4 дюйма и шесть 9-дюймовых гладкоствольных пушек Дальгрена. Две из них, стоявшие рядом с топками паровой машины, должны были стрелять раскаленными в огне этих топок продолговатыми ядрами — для поджигания неприятельских деревянных кораблей. Орудийные порты на время заряжания пушек (а все они были дульнозарядными, и для этой операции втягивались расчетами внутрь каземата) прикрывались броневыми крышками. Довершал боевую мощь носовой метровый чугунный таран.

Узкую крышу каземата венчала короткая дымовая труба, довершавшая сходство корабля не то с домом, не то с плавучим сундуком с отломанной ручкой. С сундуком роднили «Вирд­жинию» и мореходные качества: парусов здесь быть уже не могло, а восстановленная маломощная машина «Мерримака» обеспечивала ход в 9 узлов только при движении вниз по реке, в море же броненосец едва разгонялся до 6 узлов. Малая скорость и небольшой руль ухудшали маневрирование, если это слово вообще применимо к кораблю. На разворот, по-морскому — циркуляцию, уходило полчаса. «Вирджиния» заваливалась в любую сторону по воле волн и ветра, так что для управления ею требовалось большое мастерство.

Бой в Чесапикском заливе

Весной 1862 года новый броненосец вошел в состав флота Конфедерации, став самым сильным его кораблем. Экипаж из трех сотен добровольцев во главе с капитаном Фрэнком Бьюкененом рвался в бой. Да и нельзя было медлить: сохранение военной тайны оказалось почти невозможным в стране, где о достоинствах и недостатках «Вирджинии» писали газеты. Так что янки должны были неплохо представлять себе готовящийся для них сюрприз.

600x415_1_862ded9f273bad63e96779a2a35c2e0c@1200x830_0xac120002_1876599811548413526.jpg
«Мерримак» атакует «Камберленд». Раскрашенная гравюра XIX века

В субботу 8 марта 1862 года броненосец в сопровождении пяти вспомогательных судов двинулся на Хэмптонский рейд в Чесапикском заливе, на берегах которого стояли города Норфолк и Ричмонд. Их порты блокировала занявшая рейд эскадра северян: 50-пушечный парусный фрегат «Конгресс», 24-пушечный шлюп «Камберленд», корабли «Святой Лаврентий», «Роанок», «Миннесота» и всякая плавучая воинственная мелочь — всего более двух десятков судов. Северный участок рейда прикрывали береговые батареи янки.

Несмотря на то что о выходе в море «Вирджинии» знал весь Норфолк, янки все еще не подозревали об опасности. В течение целого года Конфедерация не предпринимала попыток прорыва блокады и ничем не омрачала спокойную жизнь экипажей кораблей Союза северных штатов. День был субботний, на фрегатах шла приборка, и вдруг из бухты, нещадно дымя, выползло нечто… В сравнении со стройными фрегатами это нечто выглядело совсем не страшно. Казалось, один залп — и нелепая «крыша от сарая» пойдет на дно.

Тем временем капитан Фрэнк Бьюкенен неспешно присматривал первую жертву. Выбор пал на «Камберленд», к которому и двинулась «Вирджиния». Янки открыли огонь, но ядра их пушек отскакивали от бронированного каземата как горох. Страшно пыхтя, броненосец доплыл до «Камберленда» и с дистанции в сто метров соизволил ответить на пальбу. На таком расстоянии промахов не было, бомбы рвались на палубах фрегата, сея смерть и разрушение. В конце концов в борт обреченного корабля вонзился таран «Вирджинии», оставив в нем гигантскую пробоину, но, увы, и сам отломился, отправившись на дно вместе с вражеским «Камберлендом».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мистер МЧС Мистер МЧС

Три главных женщины в жизни Иосифа Пригожина о том, какой он муж, отец и сын

StarHit
Декрет o власти Декрет o власти

Новое материнство выглядит очень привлекательно

Tatler
Peugeot 408: берите дизельный Peugeot 408: берите дизельный

Запас прочности Peugeot 408

АвтоМир
Человек, благодаря которому Мона Лиза стала легендарной Человек, благодаря которому Мона Лиза стала легендарной

Человек, благодаря которому Мона Лиза стала легендарной

Maxim
Бизнес как сквош: пять причин взяться за ракетку Бизнес как сквош: пять причин взяться за ракетку

Какие тактики, реализуемые на корте, привели к победе Apple и Amazon

Forbes
Внук Пабло Пикассо и Ольги Хохловой: «Пикассо осознавал, что он творил с Ольгой» Внук Пабло Пикассо и Ольги Хохловой: «Пикассо осознавал, что он творил с Ольгой»

Внук Пабло Пикассо рассказывает о работе по охранению наследия художника

Forbes
«Шуба - это необходимость»: Татьяна Матюшина о бренде MATU и моде в России «Шуба - это необходимость»: Татьяна Матюшина о бренде MATU и моде в России

Татьяна Матюшина рассказала, как создаются ее экологичные и натуральные шубы

Cosmopolitan
Тони Старк Тони Старк

Правила жизни бизнесмена, изобретателя и супергероя Тони Старка

Esquire
Шанс на жизнь Шанс на жизнь

Рассказ о хирурге, мужеством и жизнелюбием которого восхищаются все

StarHit
Святые угодники Святые угодники

Старейшая школа Санта-Клаусов в мире — в американском штате Мичиган

Вокруг света
Ох уж эти детки Ох уж эти детки

Что делать, если ребенок хочет отметить Новый год с друзьями

Лиза
Что творится Что творится

Самые впечатляющие проекты машин, которые приближают завтрашний день

Robb Report
Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, девица?

В чем скрытые причины холодных рук и ног

Лиза
Ани Лорак: Ани Лорак:

«Хочу быть счастливой и буду!» — сказала себе однажды Ани Лорак

Караван историй
Софья Эрнст Софья Эрнст

Софья Эрнст впервые приезжает с гастролями в родной город

Собака.ru
Очень страшное письмо Путину Очень страшное письмо Путину

Почему покончила с собой девочка из Сафонова

Русский репортер
«Цифровой» ребенок: как развиваются репродуктивные технологии «Цифровой» ребенок: как развиваются репродуктивные технологии

Как ученые решают проблему

Forbes
Быть мамой – это здорово! Быть мамой – это здорово!

Своим опытом материнства делятся наши читательницы

Лиза
«Путь снизу — это обязательный элемент любой успешной карьеры»: и другие позитивные установки в интервью Алексея Talano «Путь снизу — это обязательный элемент любой успешной карьеры»: и другие позитивные установки в интервью Алексея Talano

Алексей Talano рассказал, как можно стать преуспевающим диджем

Maxim
Рай на земле Рай на земле

Из зимы в лето — на остров Маврикий, где скрыта жемчужина сети One&Only

SALON-Interior
Когда так плохо, что хорошо: что держит нас в зависимых отношениях Когда так плохо, что хорошо: что держит нас в зависимых отношениях

Как определить зависимые отношения и перестать в них вступать

Psychologies
Слышу звон! Слышу звон!

Grazia побывала на фабрике французского дома в Эльзасе

Grazia
Каково это — стрелять из ППШ, маузера, нагана, винтовки Мосина и еще девяти видов огнестрельного оружия Каково это — стрелять из ППШ, маузера, нагана, винтовки Мосина и еще девяти видов огнестрельного оружия

Мы постреляли из всего, что имеет спусковой крючок

Maxim
ВЭБ заберет за долги офисный центр рядом с Кремлем ВЭБ заберет за долги офисный центр рядом с Кремлем

ВЭБ заберет за долги офисный центр рядом с Кремлем

Forbes
Здравствуй, Дедушка Мороз! Здравствуй, Дедушка Мороз!

Что заставило трех взрослых девушек поверить в чудеса

Grazia
Андрей Курпатов: «Перестаньте развивать мозг» Андрей Курпатов: «Перестаньте развивать мозг»

Психотерапевт Андрей Курпатов о том, почему мы все становимся глупее

Собака.ru
7 мифов о наркозе: чего мы боимся? 7 мифов о наркозе: чего мы боимся?

Разбираем самые распространенные мифы о наркозе

Psychologies
«С ней тебе будет лучше»: зачем мы сами разрушаем отношения «С ней тебе будет лучше»: зачем мы сами разрушаем отношения

Психологи учат доверять партнеру и строить здоровые отношения

Psychologies
Как писатель Алексей Иванов планирует заработать на новом романе «Пищеблок» Как писатель Алексей Иванов планирует заработать на новом романе «Пищеблок»

Как устроена экономика творчества современного писателя

Forbes
Облико скандале! Берлускони: невероятные приключения итальянца в Италии Облико скандале! Берлускони: невероятные приключения итальянца в Италии

Облико скандале! Берлускони: невероятные приключения итальянца в Италии

Maxim
Открыть в приложении