Как в СССР создавали самолет для Сталина – дедушку «Борта №1»
Представьте себе сложность задачи для конструкторов: в условиях военного времени безопасно доставить через пол-континента вождя народов, боящегося летать.
Другие главы правительств хоть и испытывали те же проблемы, летали довольно много. По военному времени, Франклин Рузвельт, Уинстон Черчилль и Шарль де Голль пользовались высотными дальними бомбардировщиками. Большой потолок обеспечивал хорошую защиту от зениток, а дальность позволяла выбрать маршрут вне досягаемости вражеских истребителей.
Такой опыт был и в СССР. Летом 1942 года Вячеслав Молотов, председатель совета министров Советского Союза, летал в Нью-Йорк на встречу с Рузвельтом на четырехмоторном бомбардировщике Пе-8. Полет занял 12 часов и проходил по северным широтам, где риск встретится с немецкими истребителями был меньше.
Возможно, единственный полет Сталина
Много ли летал Сталин, точно неизвестно. Вождь народов о своей безопасности пекся как никто другой и полетов избегал, предпочитая спецпоезд. А если когда-либо и решался лететь, то такие полеты были строго засекречены. Сведения сохранились лишь об одном случае: в 1943 году он отправился по воздуху на Тегеранскую конференцию.
Столицу Ирана выбрали как нейтральную территорию вдали от мест боевых действий, на равном удалении от ведущих стран антигитлеровской коалиции. При всех достоинствах самого места назначения, добраться туда из СССР в разумный срок можно было только самолетом.