Популярная механикаСтиль жизни
Как устроен боулинг
Боулинг любят многие. Почему бы не сходить вечерком, не развеяться, не побросать шары – так обычно формулируется причина похода в игровой клуб. Но мало кто задумывается о том, какие непростые механизмы скрываются за кулисами боулинга и чем отличается любительская игра от профессионального спорта. Редакция «ПМ» поставила себе целью во всем разобраться.
История игры в кегли насчитывает несколько тысяч лет. В разное время от нее отделялись схожие забавы — аналогичное происхождение имеют, например, русские городки, да и французский петанк, какими бы разными они ни казались с первого взгляда. Боулинг — это, по-видимому, наиболее распространенная и регламентированная разновидность кегельных игр, имеющая все шансы в ближайшее время попасть в олимпийскую программу. Обычные игроки, приходя в клуб, редко заостряют внимание на том, что происходит после того, как шар сбил кегли и исчез во тьме в конце дорожки. В следующий раз он становится объектом интереса, лишь вернувшись к игроку через боллифт (или возвратник). Тем не менее механика эта очень занимательна и по степени сложности не уступает станкам на каком-либо высокотехнологичном производстве.
За кулисами
Мы открываем неприметную дверь с надписью «Служебное помещение» и попадаем в святая святых: за декоративной стенкой, нависающей над дальним краем дорожек, стоят в ряд двенадцать пинспоттеров — комплексных машин, которые принимают шары, отправляя их обратно к игроку, и кегли, сортируя их и выставляя в исходную позицию после удара. Пинспоттер (или пинсеттер) изобрел в 1936 году Готтфрид Шмидт, сотрудник компании AMF, и по сей день остающейся одним из мировых лидеров в производстве оборудования для боулингов. Раньше кегли вручную устанавливал специальный сотрудник — пинбой. В московском боулинге «Самокат», который мы выбрали в качестве наглядного пособия, стоит оборудование основного конкурента AMF — компании Brunswick. Между пинспоттерами разных фирм есть определенные различия, о которых расскажем ниже.
Когда шар сбивает кегли, вся эта куча-мала скатывается в поддон транспортного механизма, напоминающего широкую беговую дорожку (или на жаргоне — «ковер»). На некоторой высоте над ней нависает планка-ограничитель (отбойник или «подушка») — упавшие кегли проезжают под ней, а вот более высокий шар остается. Из-за небольшого наклона транспортной ленты вправо шар скатывается в возвратный механизм и уходит к игроку.
Пинспоттер напоминает ткацкий станок с огромным количеством непонятных с первого взгляда элементов — валов, шестерен и моторчиков. Но когда начинаешь прослеживать путь одной кегли от транспортной ленты до исходной позиции на пиндеке (площадке на дорожке, куда выставляются кегли перед броском), все становится проще. С транспортного механизма кегли подхватывает элеватор — своеобразный лифт с полками. Он поднимает их наверх — в распределительный механизм (или дистрибьютор), напоминающий положенную на бок елку и отправляющий каждую кеглю в соответствующий ей сегмент установочного стола (стол иногда называют «челноком», так как именно он опускается вниз, устанавливая кегли на пиндеке). Там же, на установочном столе, расположены датчики, оценивающие, сколько кеглей упало. У Brunswick они механические (определяют, на месте ли кегля, дотрагиваясь до нее), а у AMF — оптические.
Интересно, что в каждом пинспоттере 22 кегли — два полных комплекта плюс две кегли. Комплектов два — для ускорения. Пока один сортируется в машине, другой уже устанавливается на пиндек. Две дополнительные кегли служат той же цели: дело в том, что угловые кегли треугольника, номера 7 и 10, для установки должны пройти самый длинный путь по распределителю и часто «опаздывают», то есть из-за них задерживается установка всего треугольника. Две «лишние» кегли создают избыток, позволяющий ускорить процесс.