Нефть и песок. Зачем наследному принцу Саудовской Аравии американские деньги
За последние 50 лет Саудовская Аравия стала синонимом несметного богатства. Но многое изменилось. После резкого обвала цен на нефть в 2014 году Саудовской Аравии пришлось потратить $200 млрд из $700 млрд валютных резервов, чтобы свести концы с концами
Американское турне Мухаммеда ибн Салмана Аль Сауда пришлось на 75-летие дипломатических отношений между Эр-Риядом и Вашингтоном. Принц уже встретился с президентом Дональдом Трампом в Белом доме в Вашингтоне. Трамп угрожал выйти из ядерного соглашения и недавно назначил на важные должности политиков, выступающих с резкой критикой иранской сделки. Однако интерес Мухаммеда ибн Салмана не ограничивается только ядерной сделкой.
Принц Мухаммед красив, харизматичен и спортивен. Он производит сильное впечатление, как и его дед ибн Сауд, основатель и первый король Саудовской Аравии. В последний раз, когда принц приезжал в США в 2016 году, он сменил свою традиционную одежду на синие джинсы с блейзером и протестировал вместе с Марком Цукербергом очки дополненной реальности. Президент США Дональд Трамп начал первое зарубежное турне с визита в Саудовскую Аравию. Там Трамп присоединился к королю Салману, принцу Мухаммеду и Рексу Тиллерсону, которые приняли участие в традиционном бедуинском танце меча в честь его визита. Позднее они посетили новый Глобальный центр по борьбе с экстремистской идеологией в Саудовской Аравии, где они сфотографировались у светящегося глобуса. Важным событием для Трампа явились соглашения, достигнутые между Саудовской Аравией и США на сумму $350 млрд, включая сделку на поставку американских вооружений на сумму около $100 млрд, а также инвестиции $20 млрд в крупнейший фонд Blackstone для американской инфраструктуры. Стивен Шварцман, управляющий Blackstone, недавно отметил высокие темпы реформ в Саудовской Аравии, проводимых при наследном принце.
Самый амбициозный проект-2030 принца Мухаммеда состоит в диверсификации зависимой от нефти экономики королевства и строительстве нового супергорода, который будет называться Неом. На его возведение планируется потратить $500 млрд, это будет роскошный курорт на Красном море, где женщинам разрешат носить купальники, а также превосходный парк развлечений Six Flags. Алкоголь остается в запрете во всем королевстве.
Для чего принцу Мухаммеду ибн Салману нужен американский капитал? За последние 50 лет Саудовская Аравия стала синонимом несметного богатства. Но многое изменилось. После резкого обвала цен на нефть в 2014 году Саудовской Аравии пришлось потратить $200 млрд из $700 млрд валютных резервов, чтобы свести концы с концами. Жесткие экономические меры включали сокращение заработной планы государственным служащим, сокращение субсидий на бензин и электроэнергию и введение налога на добавленную стоимость. Еще один источник финансирования — это государственная нефтяная компания Саудовской Аравии Saudi Aramco. В 2016 году принц предложил выйти компании на публичное размещение акций с оценкой примерно $2 трлн.
Самым волнующим событием для Трампа и принца Мухаммеда стало бы объявление о том, что акции Aramco будут размещены на фондовой бирже NYSE, но этого не произойдет. Требования к IPO на Нью-Йоркской или Лондонской биржах достаточно серьезные. Компании Aramco пришлось бы столкнуться со множеством проблем по таким вопросам, как корпоративное управление, прозрачность, гендерное равенство, справедливость в оплате труда, сбалансированность экологических и социально-экономических факторов и выбросы углеводородов. Компания также имела бы риск противостоять тем искам, которые подали родственники погибших при теракте 11 сентября на Саудовскую Аравию. Кроме того, инвесторы уже не в восторге от доходов некоторых нефтяных госкомпаний, торгующихся на бирже, таких как Petrobras, «Роснефть» и PetroChina. Требуется ли миру еще одна компания?
У принца Мухаммеда ибн Салмана есть другие мысли. Рассматривается вариант «домашнего» размещения акций на Саудовской фондовой бирже Tadawul, а также частные размещения акций таких стратегических партнеров, как Sinopec или «Роснефть». Китайская компания стала партнером Aramco с 2012 года по экспортному НПЗ Yanbu.