Астрономические налоги: может ли космос стать свободной экономической зоной
Ведущие мировые экономики стараются запустить бизнес в космосе руками частных компаний, чтобы не тратить бюджетные средства
Космос для бизнеса — новая игра. Пока не самая популярная, но уже очень азартная и с высокими ставками. Дело за малым: как и в любой игре, здесь нужны понятные и соблюдаемые всеми игроками правила. Часть таких правил уже работает, остальные рождаются на наших глазах.
Законодательство vs глобализация
Коллективные международные договоры, государственные законные акты, двусторонние межгосударственные соглашения, внутренние своды правил международных агентств и консорциумов — далеко не полный перечень правоустанавливающих документов в космической отрасли. Чтобы разложить по тарелочкам этот законодательный винегрет, потребуется не одна докторская диссертация (кстати, они уже есть, и немало).
Для того чтобы понять масштаб путаницы в этой сфере, приведем наглядный пример — орбитальный проект OneWeb. Он призван к 2020 году обеспечить все население Земли широкополосным спутниковым интернетом. Для этого создается группировка из 900 спутников. Проанализируем географию проекта:
— компания-инициатор зарегистрирована в Великобритании;
— ключевые инвесторы: международные Airbus и Intelsat, американские Hughes и Coca-Cola, индийская Bharti Enterprises, мексиканская Grupo Salinas и т. д.;
— сборка спутников производится во французской Тулузе;
— за вывод группировки на орбиту отвечают российские «Союзы» и «Протоны».
Риторический вопрос: законодательством какого государства должен регулироваться этот проект? Не менее интересная задача: чем будут регулироваться права и обязанности экономических агентов, ориентированных на космос, если они начнут регистрироваться в экзотических странах? Например, в Бангладеш или Буркина Фасо. Где не слышали о международных договорах по космосу, а законодательство, регулирующее эту сферу, отсутствует как класс. Получается, что можно играть вообще без правил?