Летопись в кольцах: бревна рассказали историю древних кочевников
За сотни лет до нашей эры Юго-Восточный Алтай (и смежные с ним районы Монголии и Казахстана) населяли древние кочевники — пазырыкцы. Населяли, впрочем, недолго — лет 50, а потом куда-то исчезли. Когда именно таинственный народ жил в этих краях? Ответ подсказали бревна из могильников.
«В Чуйской котловине сконцентрировано довольно большое (исчисляемое сотнями!) количество курганов. Историк Владимир Кубарев потратил на их раскопки несколько десятков лет. Затем к ним добавились памятники с плоскогорья Укок, рассказывает историк Игорь Слюсаренко.
— Во всех этих курганах (а также в курганах из Северо-Западной Монголии и Восточного Казахстана) была обнаружена древесина. Зачастую захоронение представляло собой погребальный бревенчатый сруб — модель реального жилища этих кочевников.
В бревенчатых срубах пазырыкцы хоронили всех: мужчин, женщин, детей, и рядовое население, и знать. В курганах для элиты дополнительно строили второй внешний сруб и бревенчатые настилы на столбах, а умерших укладывали в массивные колоды. Детей иногда погребали в колодах из цельного ствола. Однако во всех случаях использовалось большое количество древесины. Захоронения объединены в могильники — родовые кладбища. Некоторые из них насчитывают до 30 курганов, другие — всего два-три.
Ученые решили использовать бревна из могильников пазырыкцев для установления точного времени их проживания на этой территории. Дело в том, что до сих пор вопрос не был решен полностью. Традиционные методы археологии (по «продуктам» импорта, по типологии определенных предметов и тому подобное) датировали курганы из одного могильника V—II вв.еком до нашей эры. Разброс получался очень большим.
Затем подключили радиоуглеродный метод. Однако и он не позволял получить точные даты. В лучших случаях погрешность составляла плюс-минус 20−30 лет, так что датировать памятник можно было лишь с интервалом в 40−60 лет. Но ведь погрешность могла составлять и 80, и 100 лет! Учитывая, что сама пазырыкская культура существовала около 300 лет, было принципиально важно получить более точные датировки.
Метод подсчета годичных колец — дендрохронология — позволяет получать датировки с точностью до года. А иногда по структуре кольца можно даже определить, в какой сезон было срублено дерево.
Материалом для работы стали 300 образцов древесины из 40 курганов 16 могильников пазырыкской культуры. На исследуемых территориях среднегодовые температуры очень низкие, есть даже зоны природной многолетней мерзлоты, что способствует хорошей сохранности органики. К тому же большая часть срубов были выполнены из древесины лиственницы, прочной и стойкой к гниению. Для полноты результатов образцы на каждом памятнике отбирались от разных конструктивных элементов сруба. Иногда, чтобы сделать это, ученым приходилось раскапывать уже исследованные курганы заново.
На начальном этапе, имея лишь древесину из курганов, мы могли только сравнивать их между собой, определять, насколько одни из них сооружены раньше или позже других, но не называть конкретные даты в общепринятой календарной шкале», — говорит исследователь В дендрохронологии есть свои нюансы. Последнее кольцо даёт год, когда срубили дерево. Но если в процессе хранения в грунте это бревно начало снаружи обгнивать, то у него последние кольца уже потеряны, их нельзя зафиксировать, а значит, в этом случае присутствует допущение в некоторое количество лет (и не всегда можно точно предположить, какое). Дата, когда было срублено дерево, не обязательно обозначала время возведения кургана. Иногда между этими событиями проходило более 20 лет (максимальный интервал, зафиксированный в первом кургане могильника Олон-Курин-Гол составил 28 лет).