Как сделать бизнес большим? Советы от создателей DocDoc.ru, SPLAT, «Эвотор», Bite и Clever
Как правильно работать с инвесторами, искать новые возможности для роста и обрести второе дыхание через 5-7 лет управления компанией?
Представьте, что вашему бизнесу исполнилось пять лет. Налицо достижения: выручка позволяет окупать компанию. Но что делать дальше, чтобы не попасть в застой? Ведь бизнес, который не растет, обречен.
Каковы точки роста компании сегодня, в эпоху цифровой экономики? Что делать, когда выясняется, что российский рынок не так велик и намного уступает Китаю, Европе и США? Каковы главные ошибки при выходе на внешний рынок?
Об этом на ток-шоу «Как масштабировать бизнес», которое журнал Forbes провел в рамках Московского предпринимательского форума, рассказали пять успешных российских предпринимателей.
Андрей Романенко, основатель и гендиректор компании «Эвотор»
Андрей Романенко был среди основателей QIWI, участвовал в создании группы компаний «Точка оплаты», «Кард Мастер», «Мультикасса», а сейчас является соинвестором венчурных фондов ITech Capital и AddVenture III, управляющим партнером фонда Run Capital. В 2016 году создал компанию «Эвотор», которая автоматизирует торговлю для малого и среднего бизнеса. Акционером новой компании стал Сбербанк.
Советы при масштабировании
- Помните о клиентах: не будет их, не будет никакого масштабирования бизнеса. Личный опыт: «Мы стараемся сделать Apple Store только в B2B (business to business), помогая малому бизнесу конкурировать с ретейлом. И занимаясь B2B историями, я создавал вертикаль с масштабированием в основном через дистрибуцию по агентской модели, когда есть большое количество партнеров и модель, при которой каждый из них на этом зарабатывает», — говорит Романенко.
- Правильный выбор мест. У малого бизнеса есть несколько путей развития, напоминает бизнесмен. Возьмем, к примеру, кофейню. Один путь: самому придумать название, бренд, стилистику, разобраться в кофе, найти место. И другой — взять франшизу, где ты заплатишь вступительный взнос и будешь развиваться. Главная ошибка, которую можно допустить, — это неправильный выбор места. Это касается не только кофейни, но и любого другого бизнеса, в том числе офлайнового, уверен Романенко.
- Где брать деньги? Первый и лучший способ получить финансирование — взять у друзей. Второй — у менторов. Третий — у ангелов. И только после того, как у тебя что-то получилось, можно идти к фондам, уверен Романенко. Сейчас чтобы основать стартап и запустить прототип, не нужно много денег: за 50 000 — 100 000 рублей, по подсчетам основателя «Эвотора» можно найти команду фрилансеров, которые сделают лендинг, после чего можно поэкспериментировать с придуманными бизнес-моделями, купить дешевого трафика и посмотреть, будет ли конверсия.
- Приготовиться играть в долгую. Как правило, за 3-5 лет компании не всегда могут занять лидирующие позиции, но за 5-7 это вполне может произойти. Романенко считает, что у предпринимателя должен быть ответ на вопрос, хватить ли ему привлеченных денег на такое время и сумеет ли он сохранить крупный пакет, чтобы заниматься своим делом дальше.
- Стартапер должен быть в состоянии изменить бизнес-модель. «Когда мы пришли с новым продуктом на рынок кассовых аппаратов, мы были уверены, что подомнем тех, кто на нем оставался, — вспоминает Романенко. — Но оказалось, что на нем уже сложились отношения между ретейлом и сервисными компаниями, которые его по 20 лет обслуживали». В итоге пришлось перестроить модель компании Романенко, встроив в нее эти сервисные компании. Результат: сегодня каждая седьмая торговая точка в стране работает на устройствах «Эвотора», говорит Романенко.
- Будьте готовы к переменам на рынке. «Сегодня в мире каждые год-два все меняется, особенно в технологиях. И надо быть способным не только самому меняться, но и иметь такую же команду», — уверен Романенко.
Ошибки при масштабировании
- Не следует начинать экспансию, если компания не может себе позволить списать 10% от прибыли в случае неудачи.
Евгений Демин, осователь и гендиректор компании SPLAT
Евгений Демин стал предпринимателем в 25 лет. В 2000 году основал производственно-торговую компанию по выпуску продукции по уходу за полостью рта. Сегодня компания занимает значительную долю рынка России, ее продукция экспортируется более чем в 60 стран мира.
Советы при масштабировании
- Нужно понять, в чем твоя компания может стать лучшей в мире. Личный опыт: «Мы неактивно расширяем категории, считая, что лучше пусть их будет 2-3, но в них мы сможем дать продукт настоящего глобального конкурентного качества», — говорит Демин.
- При масштабировании легко потерять ДНК компании. Нужно досконально исследовать и понимать то, чем ты занимаешься, а дальше уже идет глобальная экспансия, уверен основатель SPLAT.
- Избегайте потухших глаз. Для этого важно понимать, что каждый день ты делаешь лучше жизнь какой-то группы людей. И эти люди должны это тоже чувствовать. Все остальное — прибыль, EBITDA — лишь следствие этого, считает Демин. Личный опыт: «Мы сконцентрированы на своем продукте и на прямой коммуникации с каждым из 50 млн наших покупателей и на понимании их потребностей».
- Следует выстраивать очень честные отношения. И если совершил ошибку, то нужно самому об этом сказать.
- Думайте о выходе на внешний рынок. «Россия — это лишь 1,8% мирового рынка, и ее доля уменьшается, — напоминает бизнесмен. — Естественно, что каждый, кто ведет свое дело, думает: этого мало. Но есть глобальный рынок, он растет, платежеспособность на нем выше, чем в России, и странно этим не пользоваться. Мы должны на нем спокойно оперировать».