Как бывший чиновник из России развивает сеть детских парков «Кидзания» в США
Экс-сотрудник налоговой службы Геворк Саркисян вместе с партнерами успешно запустил детский «город профессий» в Москве, а теперь развивает мексиканскую франшизу сразу в четырех городах США. Как россиянину удалось найти влиятельных партнеров на американском рынке?
Если у тебя здесь нет знакомых, твой бизнес обречен», — рассуждает совладелец сети детских парков «Кидзания» в России Геворк Саркисян о реалиях американского рынка. В США молодой предприниматель не может случайно встретить на улице главу Bank of America, спонтанно презентовать свой проект и получить инвестиции, объясняет собеседник Forbes: «Миф. Так нетворкинг в Америке не работает».
Саркисян знает о чем говорит: вот уже 2,5 года он развивает франшизу «Кидзании» в Штатах. Осенью 2019-го первый парк должен открыться в Далласе, за ним последуют объекты в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе и Чикаго. Всего в проект уже инвестировано $35 млн. Чего Саркисян и его партнеры ждут от запуска «Кидзании» в США?
Из налоговиков в стартаперы
Экономист по образованию, Геворк Саркисян до старта предпринимательской карьеры четыре года проработал в Министерстве по налогам и сборам России. За это время он вырос до должности заместителя начальника отдела контроля крупнейших налогоплательщиков и досудебного урегулирования, но ушел с госслужбы ради исполнения мечты о собственном деле.
Ниша для бизнеса подвернулась случайно. Приятели Армен Гаспарян, Георгий Чумбуридзе, Олег Самбикин и Василий Медведев в 2006 году задумали открыть компанию «Иннова Системс» для адаптации зарубежных онлайн-игр в России. Саркисян вошел в проект по приглашению друзей детства Гаспаряна и Чумбуридзе. «Это был классический стартап, — вспоминает он. — Друзья собрали несколько десятков тысяч долларов и запустили бизнес». Доли были разделены на паритетных началах.
Бизнес оказался успешным: в 2013 году Forbes оценивал выручку «Инновы Системс» в $50 млн. Но постепенно партнеры утратили интерес к проекту. «Рынок онлайн-игр в России на тот момент уже был насыщен и начал спадать», — объясняет Саркисян.
Вместе с партнерами он обратил внимание на франшизу развлекательных парков «Кидзания». О «городе профессий» для детей, созданном двадцать лет назад мексиканским бизнесменом Хавьером Лопесом Анконой, Саркисян случайно узнал в 2009 году. «Мой друг из игровой индустрии показал мне видеоролик о «Кидзании» на YouTube. С тех пор я не мог думать ни о чем другом», — рассказывает он.
Первый парк Анкона открыл в Мехико, затем «Кидзании» по франшизе открылись в Монтеррее и Токио. Всего на сегодня работает 27 парков в 21 стране. Для российского рынка концепция минигорода для детей от 4 до 14 лет, где они могут пробовать себя в разных профессиях, была в новинку. Ниша подобных проектов в стране только начинала развиваться. «Несмотря на то, что кризис 2014 года ударил по покупательской способности россиян, в парк выстраивались очереди», — вспоминает Армен Гаспарян открытие «Кидзании».
Конкуренция за франшизу
Франшизу «Кидзании» для работы в России «Иннова Системс» приобрела в 2013 году, после трех лет переговоров с окружением Анконы. «[На тот момент] мы не были представителями индустрии и не строили подобные проекты», — объясняет Геворк Саркисян затянутый характер сделки.
На лицензию были и другие претенденты из России. Так, владелец девелопера Optima Development Альберт Худоян (управляет одним из крупнейших торговых центров в Краснодаре Oz Mall) вел переговоры с мексиканским франчайзером еще в 2006 году. «Они не рассматривали российский рынок всерьез, к тому же их смущала локация», — вспоминает кубанский предприниматель неудавшиеся переговоры. В 2014-м он открыл собственный парк по аналогичной концепции — ZkidZ City. Этот минигород в год посещают около 300 000 гостей.
О покупке лицензии «Кидзании» думал и основатель «Мастерславля» Виталий Сурвилло. «Мексиканцы больше сфокусированы на развлечении, чем на обучении», — говорит он о разнице со своим проектом. Предприниматель тоже развивает бизнес по франшизе: помимо России, «Мастерславль» работает на Кипре и в Армении.