Можно ли было предотвратить катастрофу Superjet 100? Мнения пилотов и авиаэкспертов
Опытные летчики и авиаэксперты о том, почему аварийный лайнер не выработал топливо в небе и рискнул пойти на посадку с полными баками
Следственный комитет России назвал три основные версии причины ЧП с самолетом Superjet 100 «Аэрофлота», которое унесло 41 жизнь. Среди этих версий недостаточная квалификация пилотов, диспетчеров и лиц, проводивших технический осмотр борта, неисправность воздушного судна и неблагоприятные метеоусловия.
Уже в день аварийной посадки авиалайнера в аэропорту Шереметьево «Аэрофлот» назвал командира экипажа самолета опытным пилотом. «Командир аварийного самолета имел достаточный опыт полетов на SSJ-100 — 1400 часов. Общий налет составляет 6800 часов», — сообщил «Интерфаксу« представитель авиакомпании Максим Фетисов.
Командир экипажа Денис Евдокимов, посадивший аварийный Sukhoi Superjet 100 в Шереметьево, сообщил телеграм-каналу Baza, что во время полета в самолет ударила молния, после чего самолет перешел на аварийный режим прямого управления. Авиадиспетчеры помогли экипажу вывести самолет на полосу. «Скорость была небольшая, для посадки обычная. Все согласно оперативному сборнику экипажа. Подходили к земле плавно, с уменьшением вертикальной скорости», — рассказал пилот. Он отметил, что в воздухе пожара на самолете не было. «Пожар начался уже после посадки, я так понимаю, из-за приземления. Причина, думаю, в этом. Баки полные», — заявил командир воздушного судна.
Forbes попросил опытных пилотов оценить действия экипажа Superjet 100 в аварийной ситуации и ответить на вопрос, почему самолет не стал вырабатывать топливо и с полными баками вернулся в аэропорт вылета.
Игорь Дельдюжов, президент Шереметьевского профсоюза летного состава
Три версии, которые выдвинул Следственный комитет, всегда выдвигаются при катастрофах: человеческий фактор, отказ техники, погода. Естественно, по всем этим версиям будут вестись серьезные проверки: как летчики учились, где учились, где получали пилотские удостоверения, как переучивались и по какой программе, кто проверял их на тренажере и проводил летную проверку. Вчера, уверен, их уже проверили на алкоголь и наркотики. Будут проверять, как они отдыхали, соблюдался ли график отпусков, был ли предполетный достаточный отдых перед рейсом. Потому что усталость в 30% катастроф является сопутствующей причиной, по данным ИКАО.
Сегодня уже расшифровываются данные самописцев — станет ясно, какой рода отказ произошел. Говорят о молнии, но я в это не верю. Молния связана с грозой, с облаками, а на этом самолете стоят мощные цветные локаторы, на которых видны погодные условия. Кроме того, все летчики обучены обходить эти грозы. В день ЧП не было фронтальной грозовой деятельности, которую невозможно обойти, однако команда могла столкнуться с разрядом статического электричества, это возможно. Но к чему он привел? Из СМИ мы узнаем, что отказали автопилоты, flight managment компьютеры и системы управления самолетом. То есть самолет перешел на прямое управление (direct law). В этом режиме летчики (за исключением испытателей) не обладают опытом полетов на реальном самолете,