Правило № 55. Будьте святыней — их не оскорбляют
Коуч Алексей Ситников пытается решить проблему семейного насилия. Да, сложно, но иногда можно попробовать.
Опытная жена, знакомая с реалиями булькающей в околотатлеровских кругах жизни, и без меня знает, почему не живет с мужем в одном доме. Бывают такие мужья, которые в теории гораздо лучше, чем на практике. Они сами это прекрасно сознают и не тревожат жен своим присутствием слишком часто. Все думают, что греха ради, но нет — чтобы не доводить до греха. Современная семейная жизнь в режиме 24/7 требует от мужчины высочайшего уровня толерантности. Хотя бы потому, что понятие «глава семьи» вычеркнуто из списка приличных. Супруг теперь не босс и тем более не босс-деспот, даже если он единственный спонсор семейного великолепия.
Все правильно, все справедливо — но очень трудно для мужчины, который вырос в другом сценарии, где папа, приняв на грудь, имел полное право предъявлять жене и детям претензии самым резким образом. Мальчик терпел и думал, что у него, когда вырастет, тоже будет дикая, абсолютная власть. Но, пока он рос, культурная повестка сменилась. С такой бешеной скоростью человечество еще никогда не эволюционировало. И проблема в том, что оно в целом делает это гораздо быстрее, чем каждый человек в частности.
Жизнеспособно или нет в новом мире слово «семья» — отдельный вопрос. Под ним мы, скорее всего, скоро будем понимать совсем другие отношения — на определенный период, например, и юридическая составляющая будет под это адаптирована. Но пока мы имеем то, что имеем, и нужно приспособить свою жизнь под действующие правила с минимальными для себя потерями, физическими в том числе. И если есть возможность жить в Подмосковье, Монако, Лондоне или Майами (вариант безопасный и всех более или менее устраивающий), то расслабьтесь. Даже в золотой клетке, даже когда каждый ваш шаг контролируют. Выход из клетки надо искать тихо, не провоцируя на первом этапе раздвигания прутьев опасную ситуацию.
И не подгоняйте свою судьбу под разрекламированные вашей бабушкой стандарты: «мы с дедом всю жизнь вместе, по гарнизонам мотались» и т. д. и т. п. Есть такая штука — ложные воспоминания, когда человек по одной счастливой фотографии под пальмами в Сочи придумывает историю. А еще пожилые люди имеют склонность идеализировать прошлое и свой в нем выбор — чтобы на закате не признаваться себе, что были глубоко несчастны.
Однако это не ваш случай — у вас не прошлое, а настоящее, и с ним прямо сейчас надо что-то делать. Ной Харари (автор Homo Deus) недавно хорошо сказал: пандемический кризис ускорил процессы, которые и так бы произошли, но на это потребовались бы десятки лет. Например, на докарантинных выборах мэра Парижа кандидаты говорили, что в будущем нам надо так устроить города, чтобы все, что человек не может получить онлайн, было доступно в пятнадцати минутах пешком от его жилья. Но пандемия не просто все ускорила — она для начала обнажила проблемы, стала катализатором, превратила проблемы в