Чиновник в открытом пространстве. Как новое рабочее место меняет госслужбу
Больше года назад три министерства «переехали» из центра Москвы в Москва-Сити. Чиновникам Минэкономразвития, Минпромторга и Минкомсвязи России пришлось сменить кабинеты на опенспейсы. За тем, что с ними происходило и как это изменило их отношение к работе и друг другу, наблюдали социологи Центра перспективных управленческих решений. Краткий вывод: чиновникам категорически не рекомендуется работать в кабинетах. Как изменение рабочего пространства может трансформировать госслужбу, специально для «Сноба» рассказывает Дарья Шубина, один из авторов исследования.
Социология говорит нам, что пространство и социальные отношения могут значительно влиять друг на друга. Последний год мы с коллегами изучали, что будет, если переместить российских чиновников в абсолютно непривычную для них среду опенспейса.
Что мы знаем о госслужащих? Многие из них предпочитают общение «по протоколу» вместо реального решения проблем; им сложно представить, как можно обращаться к начальнику на «ты», даже если вы ровесники; они устраивают барьеры для коммуникации даже там, где их изначально не было; для них важнее, к какому ведомству ты принадлежишь, чем то, какими профессиональными знаниями ты обладаешь; интенсивный формализм чиновников подкрепляется непреложностью ценности бумажной работы.
Представьте условную даму-чиновницу, привыкшую работать в отдельном кабинете с холодильником, чайным сервизом и кипой бумаг на столе. Она никогда не берет трубку телефона, не любит, когда к ней заходят в кабинет, она вообще не любит общаться. И тут ей надо приспосабливаться к новому, современному офису с открытым пространством. Теперь она вынуждена сидеть бок о бок с коллегами, где избежать общения практически невозможно, да и чай с конфетами пить в одиночку у компьютера уже неловко. Что может произойти? Опенспейс наводнят личные сервизы и перегородки между столами? Или такой типаж чиновника исчезнет, а ему на смену придут современные технократы — умные молодые люди в модных костюмах?
Мы ожидали, что в новом рабочем пространстве не будет ассоциаций с бюрократией: через дизайн и новые способы организации рабочих мест на первый план должны были выйти более актуальные методы работы — прозрачность процессов, продуктивная коммуникация между отделами и приоритет горизонтальных связей в построении повседневной рабочей рутины.
На практике оказалось, что пространство, конечно, влияет на рабочие практики и социальные взаимодействия госслужащих, но и сами чиновники внесли свои коррективы в архитектуру пространства: часть руководителей, оставшись без кабинетов, заняла переговорные комнаты, а часть мебели ушла на отгораживание рабочих мест друг от друга.
Как шла работа над исследованием
Целый месяц мы ежедневно ездили в Единый правительственный комплекс (ЕПК), знакомились с разными ведомствами и департаментами и интервьюировали их сотрудников. Мы проводили с ними исследовательское интервью — это разговор на полтора часа, чтобы собрать как можно больше информации о том, как себя чувствуют госслужащие в новом пространстве, что изменилось в их работе и как они видят свое будущее в этом офисе. В итоге мы собрали около сотни таких интервью.