Как использовать городское пространство на благо ребенка
Мегаполисы предоставляют массу возможностей для развития детей. Главная задача здесь — не прогадать и правильно ими воспользоваться. Психолог Екатерина Мурашова рассказывает, как организовать физическое пространство для ребенка, чтобы сделать его развитие более гармоничным
Я живу и работаю на окраине Петербурга, в районе, который и сейчас иногда называют Средней Рогаткой. Средняя Рогатка — это бывшая немецкая колония, основанная в 1765 году выходцами из Бранденбурга и Вюртемберга. Название происходит от шлагбаума и будки с караульным, которые когда-то находились на месте нынешней площади Победы. Всего таких «рогаток» было три, наша — как раз средняя. В петровское время эти шлагбаумы служили для «препятствия проходу злонамеренных людей». Сейчас архитектура Средней Рогатки — это хрущевские жилые кварталы, кирпичные безликие дома поздних советских серий, немного помпезных «сталинок» и стеклянно-бетонные офисные центры. Семьи из первых двух категорий домов приходят ко мне на прием, так как они приписаны к нашей поликлинике — чаще всего они обращаются с проблемами «он меня не слушается» и «он не хочет учиться».
Обычно приходится давать им банальную рекомендацию психолога «а отдайте вы его в какой-нибудь кружок». Любое внешкольное занятие дает ребенку дополнительные возможности для развития его личности: познавательная активность, коммуникативные навыки, новый опыт, новые впечатления, дополнительные штрихи для построения его собственного психологического портрета. В школе, в семье и в кружке один и тот же ребенок может проявлять себя по-разному и задействовать разные ресурсы. Есть к этой рекомендации у меня еще одно дополнение:
— И постарайтесь чтобы этот авиамодельный, вышивательный или программистский (что мы там конкретно выбрали, советуясь с ребенком и родителями) кружок был в Аничковом дворце. До него от нас удобно ехать — прямая линия метро без пересадок и там проход по Невскому без перехода улиц, всего 20–25 минут.
— А это зачем? — спрашивают удивленные родители. — Вот же в нашем районном клубе есть авиамодельный кружок. Вы думаете, там преподаватель лучше? Или там престижнее?
— Нет, вовсе не поэтому, — отвечаю я. — Смотрите. Два раза в неделю ваш ребенок из всего этого, ему хорошо знакомого, — тут я показываю за окно, где зеленеет, желтеет или чернеет, в зависимости от времени года, хрущевский квартал с приземистым кирпичным детским садиком, — приезжает на метро в центр. Идет мимо Гостиного двора, потом мимо Публичной библиотеки, потом мимо «Катькиного садика» с памятником Екатерине, а потом приходит во дворец, в котором, заметьте, сохранились многие интерьеры. И именно там, где проходили императорские балы, он занимается своим авиамоделированием. Потом с друзьями из кружка он идет обратно к метро (в центре ведь почти никто не живет), и довольно быстро они понимают, что можно пойти и в другую сторону — покрутить каменный шар в фонтане на Малой Садовой, перейти по мосту с видом на Стрелку и Петропавловку к станции