Жизнь в кислотных облаках
Часто приходится слышать: вода — это жизнь. Действительно, все известные живые организмы не могут обойтись без воды, просто потому, что сами частично состоят из неё, будь то люди, животные, растения или какие-нибудь микроскопические бактерии. Поэтому везде, где на Земле есть вода, пусть даже в мизерных количествах, есть и жизнь. Конечно, живые организмы могут обходиться некоторое время без жидкости, как это делают кактусы или верблюды, но ни самый засухоустойчивый кактус, ни самый выносливый верблюд не протянут долго без «дозаправки» живительной влагой. Даже бактериям, которые могут выживать в самых неблагоприятных условиях, для размножения всё равно необходима вода.
С этим очевидным фактом связано направление поисков жизни за пределами Земли. Если нам удастся найти воду в жидком состоянии на другой планете или на каком-нибудь крупном спутнике, то это будет первое место, которое следует тщательно изучить, а ещё лучше добраться до него, взять капельку жидкости и посмотреть на неё в микроскоп. Вдруг там уже плавает что-то живое?
На заре освоения космоса учёные, тогда ещё не называвшие себя астробиологами, вполне резонно предполагали наличие жидкой воды, а то и вовсе живых организмов на ближайших к Земле планетах Солнечной системы: Марсе и Венере. Похожие на Землю по размерам, не очень близко и не очень далеко расположенные от Солнца, эти планеты вселяли надежду, что на них, возможно, есть инопланетная жизнь. Однако первые исследовательские аппараты, добравшиеся до Марса и Венеры в 60-х и 70-х годах XX века, спустили мечтающих познакомиться с внеземной жизнью с небес на Землю.
На Марсе оказалось слишком холодно, чтобы на нём могло существовать хоть какое-то озерцо с жидкой водой. (Хотя скромные ручейки с солёной водой там всё-таки отыскали. См. статью «Солёная правда о марсианской воде», «Наука и жизнь» № 11, 2015 г.) С Венерой всё оказалось ещё хуже. Температура почти в полтысячи градусов на её поверхности вместе с облаками из серной кислоты сделали предположения о наличии там хоть чего-нибудь более или менее живого решительно невозможными. Узнав об этом, астробиологи потеряли интерес к исследованию Венеры и переключились на поиски жизни или её следов на Марсе. Согласитесь, что вероятность найти что-то живое (или когда-то бывшее живым) в холодильнике намного выше, чем в печке. Впрочем, нашлись и те, кто ещё в 1960-х годах думал несколько иначе. А в свете недавних новостей у Венеры появился даже шанс стать первой планетой, на которой обнаружат внеземную жизнь.
Идея достаточно проста: если на поверхности планеты очень-очень горячо, а в окружающем её космосе очень-очень холодно, то между этими двумя крайними точками должна быть область, где ни жарко, ни холодно, а вода может существовать в жидкой форме. В атмосфере Венеры такие условия есть на высоте приблизительно 50 км. К тому же из-за очень плотной атмосферы давление на такой большой высоте соответствует атмосферному давлению на поверхности Земли. Но как что-то живое может закрепиться на высоте в полсотни километров?