Как промыть систему охлаждения и ничего не сломать
Одно из главных условий нормального функционирования двигателя автомобиля — исправная и эффективная система охлаждения. Время от времени она нуждается не только в замене антифриза, но и в промывке
Что такое система охлаждения двигателя
Система охлаждения двигателя — это совокупность устройств, предназначенных для отвода тепловой энергии от двигателя и её рассеивания в окружающей среде. При работе ДВС примерно треть высвобождающейся энергии тратится не на полезную работу, а на нагрев мотора. Чрезмерный нагрев двигателю не нужен: без дополнительного охлаждения он быстро выйдет из строя.
Современные системы охлаждения автомобильных двигателей относятся к жидкостному типу. Вне зависимости от того, какой двигатель установлен в машине и какая марка произвела автомобиль на свет, работает система абсолютно одинаково.
Основные компоненты системы охлаждения двигателя:
- Рубашка охлаждения.
- Радиатор.
- Вентилятор.
- Водяной насос.
- Термостат.
- Расширительный бачок.
- Радиатор отопителя.
Внутри блока цилиндров и головки блока цилиндров двигателя находится так называемая рубашка — разветвлённая сеть каналов, по которым с помощью насоса прогоняется охлаждающая жидкость. Каналы герметичны, а стык блока и головки блока цилиндров уплотнён прокладкой. По шлангам охлаждающая жидкость направляется в радиатор, где охлаждается набегающим потоком воздуха, и, уже остывшей на несколько градусов, возвращается обратно в рубашку двигателя, чтобы принять на себя новую порцию тепла.
Помимо собственно охлаждения двигателя данная система может выполнять ряд других важных функций:
- Поддерживать постоянную, заданную производителем рабочую температуру.
- Помогать холодному ДВС быстро выйти на оптимальный тепловой режим.
- Прогревать салон автомобиля, рассеивая часть тепла через салонный радиатор печки.
- Обогревать дроссельный узел и охлаждать турбокомпрессор.
Система охлаждения ДВС имеет два круга циркуляции: большой и малый. После запуска холодного мотора охлаждающая жидкость прокачивается помпой по малому кругу — каналам блока и головки цилиндров и небольшому радиатору салонной печки. Когда температура охлаждающей жидкости достигает определённой величины (обычно это 80–90 градусов по Цельсию), открывается клапан-термостат — основной поток направляется в большой круг системы охлаждения, включающий радиатор. Если температура слишком высока и встречный поток воздуха недостаточно эффективно снижает температуру, в работу включается электрический вентилятор.
Циркуляция жидкости в работающем моторе происходит постоянно. Неисправность системы охлаждения приводит к серьёзным поломкам двигателя. За системой охлаждения нужно тщательно следить и поддерживать её в исправном состоянии. Регулярная промывка системы — один из способов обеспечения её эффективности.