Ручной вклад
Роскошные сумки считались не более чем дорогим подарком до тех пор, пока сразу несколько из них не побили рекорды на торгах крупнейших мировых аукционных домов. Robb Report рассказывает о том, как главный женский аксессуар опережает другие альтернативные инвестиционные категории и с каких сумок стоит начинать свою коллекцию
В ноябре Kelly 28 цвета Himalaya с бриллиантовой фурнитурой от Hermès была продана на Christie’s за $515 тыс., став самой дорогой сумкой в аукционной истории. В последние несколько лет такие рекорды совсем не редкость. В марте 2020 года Hermès Ombre Lizard Birkin ушла на Sotheby’s за $137 тыс., что на 50% выше рекорда 2018 года, а затем в мае Нermès Birkin, изготовленная из кожи гималайского крокодила, золота и бриллиантов, была продана Christie’s уже за $300 тыс. С 2015 года рост в категории сумок на онлайн-торгах составил более 600%, отмечают аукционисты. Более того, два года подряд cумки занимали первую строчку рейтинга альтернативных инвестиций в товары класса люкс. По итогам прошедшего десятилетия стоимость модели Birkin от Hermès, согласно индексу Art Market Research (AMR), увеличилась более чем в два раза, а за последние 35 лет эта сумка подорожала на 500%, обогнав даже биржевой индекс S&P 500 и золото. «Женщины давно говорили, что сумки для них — это примерно то же самое, что для мужчин часы. Теперь вся прекрасная половина человечества может смело бросать мужьям и бойфрендам хрестоматийную фразу: “Ну я же тебе говорила”, ибо сумки прочно утвердились в списке коллекционных предметов роскоши», — говорит директор Art Market Research Себастьян Дути. Специалисты признают, что этот ажиотаж — во многом результат продуманной стратегии брендов, а также благоприятных для них экономических условий и сдвигов в социокультурных парадигмах.
Феномен Birkin
Основатель компании Respoke и автор книги «Добывая Биркин» Майкл Тонелло напоминает, что Hermès был первым брендом, позиционировавшимся как роскошь ручной работы и установившим лимит на количество товаров, которые клиент может приобрести в год. Вспомните печально известный лист ожидания Birkin. «Hermès поступил очень умно, не заполонив рынок своим брендом. Это действительно ситуация, когда для них меньше значит больше. Такая приверженность эксклюзивности, безусловно, окупается и создаёт процветающий рынок не только для самой компании, но и для дальнейшей перепродажи её продукции», — отмечает Майкл Тонелло.
Количество ежегодно выпускаемых сумок Birkin и Kelly, самых востребованных и известных моделей Hermès, компания держит в строжайшей тайне. Известно лишь, что каждый экземпляр снабжается серийным номером, зарегистрированным в Hermès. Стоимость сумки варьируется от $40 тыс. до $500 тыс. Причём даже дождавшемуся заветной сумки покупателю бренд не даёт гарантий, что он сам выберет цвет аксессуара. В поисках модели желаемого оттенка нужно поездить по миру. Старший специалист отдела сумок и аксессуаров Christie’s Рейчел Коффски объясняет увлечение коллекционеров сумками Hermès. «Их дизайн остаётся неизменным на протяжении десятилетий и никогда не выходит из моды. Благодаря мастерству и качеству исполнения даже спустя много лет эти предметы по-прежнему выглядят невероятно. По этим и другим причинам они остаются чрезвычайно желанными среди коллекционеров, о чём свидетельствуют и результаты аукционов», — отмечает эксперт.
Помимо Hermès к коллекционным сумкам относят классику других дорогих марок, в особенности Louis Vuitton и Chanel. Эксперты называют три французских бренда «святой троицей». Изделия этих Домов на 90% заполняют любой аукционный каталог. Последняя марка особенно популярна в связи с недавней кончиной Карла Лагерфельда, возглавлявшего Chanel с 1983 года. Такие аксессуары прошли испытание временем и пользуются спросом. «Вторичный рынок сумок стал настолько популярен, что некоторые новые модели, приобретённые в магазине, продаются на аукционе в два с половиной раза дороже розничной стоимости», — констатирует Себастьян Дути. Этот показатель — важный атрибут так называемых Passion Investments («инвестиций страсти») — роднит сумки с другими альтернативными активами этого сегмента: часами, украшениями, антикварной мебелью и т. д.
Рост стоимости также является результатом ежегодно повышающихся цен на товары премиальных марок. Hermès объявил о подорожании сумок в 2022 году на 3–10%, Chanel и Louis Vuitton также этого не исключили. Только за прошлый год они пересматривали цены в сторону повышения четыре и пять раз соответственно. При этом, как отмечает партнёр компании Knight Frank Эндрю Ширли: «Несмотря на высокие цены, сумки относительно доступны по сравнению с произведениями искусства и ретроавтомобилями, так что входной порог для создания коллекции не столь высок, а рост числа авторитетных онлайн-аукционов, посвящённых сумкам, облегчает их сбор».