Как объяснить ребенку, что такое экономика
Бесконечные кредиты, невыгодные вклады и импульсивные траты — неизбежный эффект плохих отношений с деньгами. Основы финансовой грамотности нужно закладывать еще в детстве, но школа, как правило, мало чем тут может помочь. Как научить ребенка пользоваться деньгами и объяснить ему, что такое ипотека и курс валют, рассказывает основатель школы финансовой грамотности для детей и подростков Boss Kids Магомед Расулов.
«Почему нас не учили этому в школе?» — вопрос, который наверняка хотя бы раз в жизни задавал себе каждый. За одиннадцать лет дети узнают, как вычислить производную, что такое постоянная Планка и как делятся простейшие, но часто не могут решить стандартные жизненные задачи: устроиться на работу, заплатить за коммуналку, приготовить ужин и обсудить конфликт с начальством. И пожалуй, самая важная из таких задач — это умение управлять своими финансами. По сути, именно недостаток финансовой грамотности стал причиной того, что во время кризиса 2014 года люди массово сметали с магазинных полок все подряд — а потом обнаруживали себя с двумя холодильниками или тремя телевизорами, которые некуда деть. Понимание законов экономики не только страхует от таких ошибок, но и учит более сложным вещам: как сделать выгодную инвестицию, выбрать подходящие условия по ипотеке или запустить свой бизнес.
Именно поэтому так важно еще в детстве получить представление о том, как работает экономика. На школу, к сожалению, рассчитывать в этом вопросе не стоит: в лучшем случае ребенок узнает там об общих экономических законах, которые он вряд ли сможет применить на практике. Поэтому задача познакомить его с реальными жизненными ситуациями, связанными с деньгами, ложится на плечи родителей. И это не так просто: нужно не просто объяснить ребенку финансовые принципы, но и вызвать его интерес, иначе он выкинет новую информацию из головы уже на следующий день.
Покажите ребенку, что экономика — часть его жизни
В первую очередь надо дать понять ребенку, что экономика — это не какая-то сложная и далекая от него сфера, а часть его повседневной жизни. Начинать лучше с таких базовых вещей, как деньги: откуда они берутся, что на них можно купить, почему одни товары дороже, а другие — дешевле. Обязательно спрашивайте, что он сам думает об этом: возможно, у ребенка уже есть какое-то представление об этих предметах, которое можно расширить или скорректировать. В магазине можно обратить его внимание на разные цены на похожие продукты и показать, что, например, покупая себе мороженое, он уже становится