Разбор Fakecheck: влияет ли «Плюс» на цены в такси «Яндекса» и откуда берётся кэшбек
В дискуссии, которая началась с поста на vc.ru, разбираются бывшие журналисты «Ведомостей».
В двух словах и по-простому
«Яндекс» не завышает цены для подписчиков «Плюса», но кэшбек от него не похож на одноименные программы банков, где вам возвращают реальные деньги. Исходя из опубликованных «Яндексом» документов, подписка на «Плюс» — это возможность за плату получать скидку на разные услуги, в том числе скидки на такси. Да, скидки на такси даются в том числе за счёт таксистов и таксопарков, но не торопитесь считать их пострадавшими.
Подробнее
На сайте vc.ru опубликован пост подписчика «Яндекс.Плюс» Антона Субботина, в котором он сомневается в честности программы кэшбека от поездок на такси. Субботин волнуется, что подписчики «Плюса» могут платить за такси больше, чем обычные клиенты. Всё якобы из-за правил программы кэшбека, обязывающих накидывать 10% на счёт сверху. К нему присоединились с конкретными примерами и другие клиенты «Яндекса». Некоторые из них, как и автор поста, переживают, что кэшбек полностью оплачивает таксист. Из-за этого водители могут негативно относиться к пассажирам с программой лояльности.
На самом деле подписчик «Плюса» не оплачивает кэшбек сверх стоимости поездки для обычного пользователя. Он получает скидку в 10%, но сэкономленное тут же списывается в качестве оплаты за доступ к скидкам. Благодаря этому подписчик «Плюса» получает возможность копить баллы за поездки и конвертировать эти баллы в скидку при оплате будущего заказа такси или других услуг.
Нужно понимать, что кэшбек «Плюса» — не аналог банковского кэшбека реальными деньгами. «Яндекс» делает ровно то, что обещает в условиях подписки: даёт возможность за плату поучаствовать в маркетинговом предложении, то есть скидке до 100%. Баллы «Яндекса» — это как акция «Купи десять бургеров и получи одиннадцатый бесплатно».
Лайфхаков, как получить от «Яндекса» кэшбек живыми деньгами, не предложим. Компания прямо отрицает такую возможность.
Переживания о негативе таксистов в адрес подписчиков «Плюса» не беспочвенны. Таксисты или таксопарки так или иначе участвуют своим рублём в маркетинговой скидке. Но утверждать, что они полностью оплачивают ваш кэшбек, неверно.
Кто недоволен «Яндексом», кому не докладывают кэшбек?
В пятницу, 24 декабря, на сайте vc.ru Антон Субботин опубликовал пост о поездке на такси, заказанной через сервис «Яндекс Gо» (бывшее «Яндекс.Такси»). Пост набрал по состоянию на вечер 28 декабря почти 90 000 просмотров, более 700 комментариев, а также более 40 шеров в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) с комментариями «Днище, конечно», «"Яндекс" осваивает бизнес-модели 90-х» и примерами собственных поездок, подтверждающими выводы Субботина.
Краткое содержание публикации такое. Субботин решил поговорить с водителем и выяснил, что тот получит за поездку 1700 рублей минус комиссия «Яндекса». У Субботина в смартфоне была другая цена — около 1930 рублей и 10% кэшбека. Прямо из машины они позвонили в службу поддержки «Яндекса». Оператор объяснил различие в стоимости поездки тем, что у пользователя установлен «Яндекс.Плюс». По его словам, разница между ценой у водителя и пассажира — это та сумма, которую пассажир тратит на покупку баллов для кэшбека.
«Мои же собственные дополнительные 10% возвращаются в виде кэшбека на аккаунт «Яндекса» в виде баллов, — пишет Субботин. — Я, конечно, не знаю, но мне кажется, что это не вполне честно и правильно». Заканчивается пост таким предложением: «Возникает резонный вопрос — а нужен ли нам такой кэшбек?»
Читатели vc.ru якобы нашли подтверждение слов Субботина в пользовательском соглашении «Плюса»: «Пользователь соглашается со списанием платы за расширенный уровень подписки «Яндекс.Плюс» при каждом размещении запроса на перевозку пассажиров и багажа по тарифам «Комфорт», «Комфорт+», «Водитель», Business, Premier, Élite, Cruise с выбором безналичного способа оплаты».
Ну и что ответил «Яндекс»?
Представители «Яндекс Go» в комментарии к посту и в Twitter заверили, что расширенный «Яндекс.Плюс» никак не увеличивает стоимость поездки.