Почему первым российским рейвам необходим статус искусства

EsquireИстория

29 лет назад прошла первая Gagarin Party. Манифест о рейве и искусстве (эксклюзив Esquire)

Георгий Гурьянов. Плакат для «Гагарин-пати 2»

14 декабря 1990 года, ровно 30 лет назад, в Москве прошла первая Gagarin Party, ознаменовавшая собой зарождение культуры рейва в России. Вечеринку провели в космическом павильоне на ВДНХ, а анонсировал ее на всю страну Артемий Троицкий по федеральному каналу. Подробнее о том, как развивалась культура рейверов в России, мы рассказывали тут, а к юбилею культовой серии вечеринок Олег Цодиков, основатель Gagarin Party, и двое художников подготовили для Esquire манифест, раскрывающий для них значение фразы Made in Dance и рейвов в целом.

MADE IN DANCE MUSEUM

Олег Цодиков, Тима Аллер, Антонина Баевер

Подлинная встреча с рейвом, как и подлинная встреча с искусством, нередко становится для человека инициацией, переходным опытом — он больше не может смотреть на мир по-прежнему, чувствовать как раньше, рефлексировать привычными для себя методами. Этот опыт перемещает его на особую социальную территорию. Иными словами, ставит его рядом с другими людьми, пережившими схожее таинство.

Важность экстаза в современной клубной культуре заставляет обратиться к происхождению этого сложного явления, длинные корни которого многие обнаруживают в различных шаманских традициях и на полях древнегреческого Элевсина. Сложно не поддаться соблазну — не сроднить мистерии греков и современные электронно-танцевальные мероприятия, которые, несмотря на множество явных несовпадений, обнаруживают в себе не меньше сходств: и то и другое есть опыты коллективного экстаза и намерение выбраться из-под гнета обыденного восприятия.

Филолог Николай Сухачев, рассуждая о книге румынского религиоведа Мирчи Элиаде «Шаманизм. Архаические техники экстаза», утверждает, что для Элиаде экстаз являлся экзистенциальным принципом, обращение к которому было вызвано в том числе страхом «перед угрозой утраты привычных культурных ценностей». Также и сегодня пока что короткая, но уже неимоверно многогранная клубная культура требует обратить на нее внимание, включить ее в более широкие контексты, придать ее высочайшим достижениям необходимый статус искусства. Но путем не консервации, которая может неосторожно задушить ее, а живого переосмысления, вчувствования и вживания. Благодарная, она способна открыть для нас новые формы освобождения от мира победившей постправды, информационного хаоса и отчуждения.

Денис Егельский. Оригинал-макет открытки к «Ночной партии». Коллаж

Рейв — это праздник. А праздник, безусловно, примечательнейшая часть культуры. Это зеркало и лакмусовая бумажка определенного среза культуры. Искусство шло бок о бок с клубами, а клубы обнаруживали себя в стенах культурных институций. Взаимопроникновения искусства, моды, архитектуры, поэзии и ночной жизни неизбежны — чего только стоит история диско-клуба Studio 54, в котором проводили время все без преувеличения главные участники культурного процесса конца 1970-х: Энди Уорхол, Жан-Мишель Баския, Сальвадор Дали, Дайана Росс, Мадонна, Грейс Джонс, Вуди Аллен, Элтон Джон и многие другие. Берлин, например, и сейчас является поразительным примером симбиоза ночной жизни, интеллектуальной культуры и местных властей.

Спустя какое-то время рейв-культура становится непосредственным идентификатором новой формации, возвышенным языком причастности к определенному сорту людей, которые, казалось бы, могут полностью понимать друг друга, быть единым целым. На этой благодатной почве начинают рождаться новые возможности, таланты, роды занятий. В России эти процессы стали особо интенсивными и яркими из-за одновременного развала СССР и последующего ослабления контроля государства. Это было подобно взрыву бомбы: еще вчера молодежь была подавлена гнетом застоявшейся идеологии, сковывающей «неправильную» творческую активность, а сегодня можно практически всё!

В этот момент официально появляется «ночная жизнь», которая так же, как и всегда, объединяет множество ярких творческих личностей и значимых участников культурного процесса. Тимур Новиков, Владислав Мамышев-Монро, Сергей Шутов, Андрей Бартенев и многие другие имена, без которых сегодня невозможно представить историю российского искусства, прочно связаны с той «эпохой, проведенной в танце» (с 1989 по 1999 год). История клубной сцены России за время своего существования уже успела пару раз пройти жизненный цикл авангардного искусства — от художественного андеграунда, с которого она началась, до коммерциализации и мейнстрима.

Существует устоявшееся, достаточно популярное мнение, что места, концентрирующие искусство, — это почти беззвучные пространства чистого созерцания, «белый куб», разрывающийся от индивидуальных смыслов и контекстов. Клубы же, напротив, зоны коллективного освобождения ума и раскрепощения, децентрализованные системы длительного эмоционального воздействия. Однако ситуация далека от полярности. Клубная культура в определенном смысле давно отрефлексирована и усвоена миром искусства. Многие электронные музыканты отказались от границы между двумя этими, казалось бы, параллельными мирами и стали погружаться в роли художников и кураторов, активно используя при этом свой клубный бэкграунд. Художники же часто появляются за диджейским пультом. Хроники клубной жизни при этом периодически становятся предметом галерейных экспозиций: в 2013 году, например, в лондонском Institute of Contemporary Arts прошла выставка Ibiza: Moments In Love, всецело посвященная самому известному клубному острову в мире. В одном из залов института можно было увидеть архивные афиши, книги и фотографии, запечатлевшие жизнь на Ибице в 1980-е, когда остров стал превращаться из прибежища хиппи в мировую клубную Мекку. Немец Тобиас Ребергер поступил иначе, просто-напросто выставив фрагменты архитектурного убранства клубов в галерее. Это лишь несколько из многочисленных примеров.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Алексей Рыбин: Алексей Рыбин:

Каким был Виктор Цой до того, как стал первой суперзвездой русского рока?

Esquire
Хватит говорить людям «я занят», потому что это обижает: 4 способа деликатно выйти из ситуации Хватит говорить людям «я занят», потому что это обижает: 4 способа деликатно выйти из ситуации

Говорить всем о своей «занятости» — нетактично

Playboy
Новые модные иконы из сериалов — на чей стиль мы равнялись в 2020 году Новые модные иконы из сериалов — на чей стиль мы равнялись в 2020 году

Стильные иконы из сериалов, которые мы смотрели в 2020 году

Cosmopolitan
Инфракрасная спектроскопия помогла алгоритму отличить человеческую кровь от животной Инфракрасная спектроскопия помогла алгоритму отличить человеческую кровь от животной

Химики разработали модель классификации крови человека и животных

N+1
Каково это — стать астрономом, если ты — женщина в царской России, не можешь говорить и лишена слуха (фрагмент биографии Нины Субботиной) Каково это — стать астрономом, если ты — женщина в царской России, не можешь говорить и лишена слуха (фрагмент биографии Нины Субботиной)

Сюжет из истории науки, который должен быть немедленно экранизирован

Esquire
«Стол № 5»: кому нужна диета, рецепты и мнение эксперта «Стол № 5»: кому нужна диета, рецепты и мнение эксперта

В чем причина популярности диеты под названием «Стол № 5»?

РБК
Выключение трех ферментов спасло нейроны от смерти Выключение трех ферментов спасло нейроны от смерти

Подавление активности киназ способствовало выживанию нейронов

N+1
Сара Спенсер: кем была женщина, отвергнувшая принца Чарльза? Сара Спенсер: кем была женщина, отвергнувшая принца Чарльза?

Почему Сара Спенсер отказала принцу Чарльзу?

Cosmopolitan
Горизонтальные небоскрёбы над Бульварным кольцом: несбывшийся советский проект для центра Москвы Горизонтальные небоскрёбы над Бульварным кольцом: несбывшийся советский проект для центра Москвы

Авангардный художник Эль Лисицкий хотел превратить Москву в город будущего

VC.RU
Империя Эльфа: как бывший торговец вымышленной валютой зарабатывает миллионы на раскрутке блогеров Империя Эльфа: как бывший торговец вымышленной валютой зарабатывает миллионы на раскрутке блогеров

В чем причина успеха знаменитого в 2010-е Эльфа-торговца?

Forbes
Древние боги смерти и разрушения, которые были куда кровожаднее дьявола Древние боги смерти и разрушения, которые были куда кровожаднее дьявола

Должен же кто-то делать эту работу!

Maxim
10 мужских профессий, востребованных даже в кризис! 10 мужских профессий, востребованных даже в кризис!

Десять профессий, над которыми не властны инфляция, санкции и творческие кризисы

Maxim
Разгладить по пробору Разгладить по пробору

Что делать, если выпадают волосы?

Худеем правильно
7 вопросов, которые позволят завязать интересный разговор 7 вопросов, которые позволят завязать интересный разговор

Темы для разговоров, не касающиеся политики и других серьезных вопросов

Psychologies
Как зарождался ресторан быстрого питания Burger King Как зарождался ресторан быстрого питания Burger King

Как развивались первые франшизы

СНОБ
От неосторожного курения до самосожжения. Почему в России каждый год горят дома престарелых От неосторожного курения до самосожжения. Почему в России каждый год горят дома престарелых

В России по несколько раз в год горят дома престарелых

СНОБ
Как отказать девушке и не обидеть ее: 8 деликатных способов Как отказать девушке и не обидеть ее: 8 деликатных способов

Грубые отказы — это не про нас

Playboy
Иностранцы vs мужчины из России: в чем разница? Иностранцы vs мужчины из России: в чем разница?

За что женщины из России любят иностранцев

Cosmopolitan
Все те же лица. Тест-драйв Kia Sorento и Skoda Kodiaq Все те же лица. Тест-драйв Kia Sorento и Skoda Kodiaq

Это не просто очередной сравнительный тест-драйв, а битва философий

РБК
Черная «Волга», о которой мечтали миллионы Черная «Волга», о которой мечтали миллионы

Мифы и факты о ГАЗ-3102 в его день рождения

Maxim
Одиночество разглядели в сети пассивного режима работы мозга Одиночество разглядели в сети пассивного режима работы мозга

У одиноких людей работа мозга отличается как структурно, так и функционально

N+1
Полина Лазарева: «Не теряю надежды, что рано или поздно мне встретится хороший человек, с которым буду счастлива» Полина Лазарева: «Не теряю надежды, что рано или поздно мне встретится хороший человек, с которым буду счастлива»

«Все детство меня пугали, как ужасна актерская профессия!»

Караван историй
Токсичные родители: как избавиться от сепарационной тревоги? Токсичные родители: как избавиться от сепарационной тревоги?

Психологическое отделение от токсичных родителей — процесс непростой

Psychologies
«Слушать сердце» или «включить голову»? Насколько разумен человек разумный «Слушать сердце» или «включить голову»? Насколько разумен человек разумный

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, как люди принимают решения?

N+1
Личное дело Натана Стругацкого Личное дело Натана Стругацкого

В архиве РНБ (бывшая Публичка) обнаружили личное дело Натана Стругацкого

Дилетант
Лучшие фильмы 2020 года по версии Forbes Life Лучшие фильмы 2020 года по версии Forbes Life

Самые яркие кинематографические удачи 2020 года по версии киноведов

Forbes
Новогодние фильмы: список лучших и небанальных картин для семейного праздника Новогодние фильмы: список лучших и небанальных картин для семейного праздника

Эти фильмы подарят вам праздничное настроение

Playboy
Рома Зверь — про непротестный рок, надоевший рэп и зло из телевизора Рома Зверь — про непротестный рок, надоевший рэп и зло из телевизора

Вечно молодой группе «Звери» исполнилось 20 лет: интервью с ее лидером

РБК
20 вопросов к Шону Коннери 20 вопросов к Шону Коннери

Эксклюзивное интервью с Шоном Коннери 2005-го года

Playboy
Джордж Клуни смотрится жутко привлекательно и выразительно в фильме «Полночное небо» Джордж Клуни смотрится жутко привлекательно и выразительно в фильме «Полночное небо»

Джорджу Клуни абсолютно нечего делать в космосе

GQ
Открыть в приложении