«Не просто устала». Как работа влияет на женщину в постродовой депрессии
Два года назад Ксения Красильникова ушла в декрет из крупного российского банка, родила долгожданного ребенка — и неожиданно для себя оказалась в аду послеродовой депрессией. Она написала об этом книгу «Не просто устала. Как распознать и преодолеть послеродовую депрессию». Специально для Forbes Woman она рассказала о том, как формируется этот диагноз и при чем тут работа
В 2018 году главной причиной нетрудоспособности в мире ВОЗ назвала не распространенные соматические заболевания, а депрессию. По данным американской организации NAMI (National Alliance on Mental Illness), один из пяти людей живет с тем или иным расстройством психики.
Послеродовая депрессия — распространенное расстройство, с которым сталкивается множество женщин во всем мире. По сути и симптомам она незначительно отличается от депрессии как таковой; ее главная особенность в том, что она случается с женщиной в период до года после родов. Кроме того, одно из ее частых проявлений — глубокие переживания по поводу ребенка или материнства, отягощенные чувством вины. Это расстройство, которое наступает максимально не вовремя, в момент, когда женщина только родила ребенка и ей нужны силы, уверенность в себе и здоровье. Тем не менее, полностью застраховаться от послеродовой депрессии невозможно — и она случается с 10, а в некоторых странах и 20 процентами недавно родивших женщин.
Чаще всего депрессию провоцирует сочетание биологических, наследственных и психологических факторов, иногда отягощенных непростой объективной реальностью. Случается, что триггером становятся трудные роды или непростые отношения с близкими. Никто до конца не знает, что может стать спусковым крючком для возникновения послеродовой депрессии, но это никогда не лень или обилие лишнего времени. Она может случиться и у мужчины (хотя расстройство у мужчин исследовано плохо).
Важно помнить, что депрессия может пройти сама, но, во-первых, неизвестно, сколько времени на это уйдет (она может затянуться на годы); во-вторых, депрессия в 20 раз повышает риск суицида. Это значит, что было огромное количество людей, в том числе недавно родивших женщин, которые на фоне депрессии и других послеродовых ментальных расстройств кончали с собой. В том, что депрессия существенно меняет качество жизни, сомнений уже не осталось почти ни у кого.
По мотивам своей истории и огромного количества информации из разных источников я написала книгу «Не просто устала. Как распознать и преодолеть послеродовую депрессию». Здесь я хочу рассказать о том, как могут складываться отношения с работой у женщины с депрессией.
Депрессия и работа
Вообще депрессию и труд — неважно, интеллектуальный или физический — сочетать сложно. По запросу «депрессия и работа» англоязычный гугл выдает множество материалов с лайфхаками — как совмещать одно с другим. Депрессия, в том числе послеродовая, часто связана с когнитивными сложностями — это один из ее частых симптомов. По словам доктора психологии Деборы Серани (Deborah Serani), три главных когнитивных искажения депрессии связаны с ощущением безнадежности, беспомощности и с неспособностью решать проблемы. Депрессия ухудшает работу лобной доли головного мозга, которая отвечает за целеполагание, способность рассуждать и принятие решений. При средней и тяжелой степени депрессии у человека могут быть нарушены и другие когнитивные функции — например, скорость реакции, память, способность сосредотачиваться.
Работа вряд ли может стать хорошей (или единственной) дорогой на пути к выздоровлению. В моей книге в главе «Чего не стоит говорить женщине в послеродовой депрессии» среди прочих есть пункт: «Отвлекись на другие дела» («Лучший отдых — смена деятельности»). Отвлечься от только что сломанной руки, мягко говоря, нелегко — так же и с послеродовой депрессией. Да, женщине может стать чуть легче, если она займется чем‐то приятным и отвлекающим, но это не может вылечить — только облегчит на время некоторые симптомы».
В мире доказательной медицины депрессию лечат либо с помощью психотерапии, либо лекарствами под наблюдением психиатра, либо сочетая оба этих способа. Исследование 2011 года выявило, что люди с диагнозом «депрессия», которые принимали антидепрессанты в течение восьми недель, меньше пропускали работу, стали более продуктивными и лучше справлялись со своими обязанностями, чем те, кто лечения не получал.