Не все мужчины — негодяи: разбор третьего сезона «Рассказа служанки» (без спойлеров)
6 июня 2019 года начал выходить третий сезон мрачной антиутопии о тяжелой женской доле «Рассказ служанки», в котором меньше жестокости и больше психологической драмы. Рассказываем, каким получился третий сезон, тщательно избегая спойлеров.
Рассказ служанки» был поставлен по одноименному роману канадской писательницы Маргарет Этвуд, написанному в 1985 году. В центре сюжета была тоталитарная катастрофа, произошедшая на территории Америки, где в результате военного переворота установился дикий патриархальный режим под названием Республика Галаад. Перевороту предшествовала эпидемия, из-за которой большинство женщин стали бесплодными, она же и послужила его причиной, когда фанатики провозгласили произошедшее карой Господней. Женщин, которые сохранили способность к деторождению, распределили по семьям высокопоставленных — и женатых! — мужчин в качестве абсолютно бесправных суррогатных матерей, в число которых попала и героиня Элизабет Мосс по имени Джун. Впрочем, имени ее тоже лишили — отныне она зовется Фредова, потому что принадлежит командору Фреду Уотерфорду (Джозеф Файнс).
Сюжетных линий романа хватило на сезон. А дальше сериал выбился за рамки придуманной Этвуд истории — и затормозил в развитии: вместо того, чтобы двигать действие вперед, сценаристы предпочли кошмарить завороженного жестокостью тоталитаризма зрителя всеми оттенками БДСМ-эксплотейшена. 78-летняя феминистка Маргарет Этвуд при этом числится продюсером сериала и, если верить титрам, тоже участвует в написании сценария. Тем не менее второй сезон производил впечатление повторяющегося кошмара, липкой безысходности, из которой Джун, как и всем женщинам Галаада, кажется, не суждено выбраться никогда. Попросту говоря, второй сезон оказался затянутым, потерял оригинальность и драйв и, по сути дела, представлял собой механическую перезагрузку первого. Так и не отважившись придумать какой-нибудь радикальный сюжетный твист, создатели сериала пустились в бесконечный бег на месте и под видом прогрессивной феминистской повестки начали попросту смаковать тоталитарный ужас: фертильных женщин здесь ритуально насилуют, непригодных к зачатию отправляют на урановые рудники, у новоиспеченных матерей отбирают младенцев, а непокорным выкалывают глаза. Но мрачнейшего антуража и благородного негодования в адрес этих мерзавцев-мужчин оказалось попросту недостаточно, чтобы оживить буксующий сюжет. Лишь к финалу второго сезона, будто опомнившись,