План Б
Как пережить несчастье, собраться с силами и снова ощутить радость жизни
И Адам Грант – психолог, профессор Уортонской школы экономики, колумнист The New York Times и бизнес-консультант таких гигантов, как Johnson & Johnson, Google и Pixar. Автор бестселлеров «Оригиналы: Как нонконформисты двигают мир вперед» и «Брать или отдавать? Новый взгляд на психологию отношений».
Книга «План Б» (2017 год) основана на личном опыте Шерил Сэндберг, которая впала в глубокую депрессию после смерти мужа. Однако история Шерил вовсе не про отчаяние – это история о стойкости и выходе из ужасного эмоционального состояния. В своей книге Шерил рассказывает, что она узнала о процессе скорби и как смогла вновь обрести счастье, найти смысл жизни (и смерти) и начать двигаться дальше.
Наш обзор не заменит вам прочтение книги «План Б» в полном объёме. Однако, мы готовы разжечь ваше любопытство и побудить к её самостоятельному изучению. Начнём?
Для кого эта книга?
Все мы надеемся, что беда обойдёт нас и наших близких стороной, – при этом мы отлично понимаем, что в жизни может произойти всё что угодно. Как же со всей возможной стойкостью выдержать удары судьбы и примириться с невозможностью контролировать этот изменчивый мир? Как после жизненных кризисов вновь ощутить радость жизни и найти новые смыслы? Эта книга – для всех, кто когда-либо оказывался в казалось бы безвыходном положении, для всех, кто не знает, как справиться с тяжелым несчастьем, или как помочь близкому человеку оправиться от горя. Искренняя история Шерил Сэндберг, которая долго не могла снова ощутить радость жизни после смерти мужа, рассказана с помощью психолога Адама Гранта, который поддержал ее в этот трудный период.
Победите горе стойкостью и радостью.
Когда Шерил Сэндберг, главный операционный директор Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), внезапно овдовела в возрасте 45 лет, у нее было двое маленьких детей, они учились в начальной школе. Шок от столь ранней потери мужа вкупе с тяжёлой ролью матери-одиночки повергли успешную предпринимательницу в пучину отчаяния.
Все это время Шерил поддерживал друг, который поделился с ней научными исследованиями о жизнестойкости, скорби и радости. В минуты слабости женщина часто говорила ему, что безумно нуждается в своём муже. Однажды друг ответил, что данный вариант (то есть План А) больше не доступен. Эта книга помогает встретиться лицом к лицу с реальностью потерь, обрести жизненную силу и использовать «План Б» по максимуму.
Из этого обзора вы узнаете:
- как преодолеть «Три П»;
- почему не стоит «делать хорошую мину при плохой игре»;
- и почему вашим скорбящим близким нужна «тревожная кнопка».
В результате травмы людям часто приходится справляться с «Тремя П».
Личная трагедия или другое травмирующее и меняющее жизнь событие могут кардинально изменить ваше мировоззрение.
Психолог Мартин Селигман выделил три общие реакции на трагедию, которые он называет «Тремя П». По сути, «Три П» – это деструктивные внутренние установки, которым нужно противодействовать.
«Первая П» – это персонализация, то есть уверенность в том, что в случившемся виноваты вы.
Автор, Шерил Сэндберг, прошла через эту стадию, когда ее муж умер во время их отпуска в Мексике. Поскольку в предварительном медицинском заключении причиной смерти была названа травма головы, вызванная падением со спортивного тренажера, Шерил винила себя в том, что не уследила за мужем и за тем, чтобы он был осторожен.
Брат Шерил, который был нейрохирургом, был уверен в неправильности первоначального заключения и пытался убедить сестру в том, что падение с такой небольшой высоты не может быть смертельным.
Конечно же, повторное вскрытие подтвердило его правоту: муж Шерил умер от сердечной аритмии, вызванной недиагностированной ишемической болезнью сердца.
Но и в этом Шерил начала винить себя, думая: «Почему я не уговорила его изменить рацион и чаще посещать больницу?». И снова все вокруг, включая врачей, пытались убедить ее, что это не ее вина и что ни одно изменение образа жизни не спасло бы ее мужа от летального исхода.
Другая распространенная реакция (и «Вторая П») – это «повсеместность» – представление о том, что последствия трагедии охватят все сферы вашей жизни. Будучи евреями, Сэндберги соблюдали шиву – семидневный траур. Потом дети вернулись в школу, а Шерил попыталась вернуться к работе. Но боль от смерти мужа была всепоглощающей. На каждой деловой встрече Шерил едва могла сдерживать слезы и находилась на грани нервного срыва.