Как бывший автогонщик и трейдер из России продал стартап лидеру мирового рынка
Сооснователь стартапа Busfor Илья Екушевский начинал как профессиональный автогонщик, но получил травму и переквалифицировался в предпринимателя. В начале 2010-х вместе с партнером он наткнулся на огромный, но неоцифрованный рынок автобусных перевозок. За семь лет их проект вырос в лидера рынка в России, а в конце 2019 года стал частью крупнейшего в мире сервиса по поиску попутчиков BlaBlaCar.
Сделка российского сервиса по продаже автобусных билетов Busfor с французским «единорогом» BlaBlaCar стала одним из самых громких событий на венчурном рынке в 2019 году. За семь лет свободного плавания Busfor успел частично оцифровать рынок автобусных перевозок в России, Белоруссии, Польше и Украине, набрать базу из 7000 перевозчиков и стать лидером онлайн-рынка продажи автобусных билетов в России и СНГ.
Сооснователь стартапа Илья Екушевский рассказал, зачем продавать стартап, если можно расти на деньги инвесторов, как найти «комфортного стратега» и чем занять себя после продажи дела жизни.
Как выбрать нишу для глобального бизнеса
— С детства я занимался автомобильными гонками, и образование у меня соответствующее — кафедра экстремальных видов спорта в спортивном университете. Сначала освоил картинг, потом гонял в трековых гонках, автокроссе, ралли-рейдах. Выступал в чемпионатах и кубках страны, выезжал на этапы чемпионата Европы, в 18 стал мастером спорта. В начале «нулевых» попал в серьезную аварию и больше года восстанавливался. Нужно было чем-то себя занять, а других навыков, кроме как быстро водить автомобиль, у меня не было. Спорт — тема достаточно узкая, вне его себя сложно где-то применить и легко по жизни потеряться. Поэтому я решил попробовать себя в бизнесе и начал искать идеи, пробовать что-то делать.
В 19 лет я руководил автосервисом, пытался работать в автотранспортной тематике, которая мне близка. Пробовал привозить из-за границы автомобили и мотоциклы, которые растамаживал и продавал. Потом было много бизнес-экспериментов, удачных и провальных. В середине «нулевых», в конце концов, пришел в трейдинг, где торговал акциями публичных компаний на NASDAQ и Нью-Йоркской фондовой бирже. Тогда же познакомился со своим будущим партнером Артемом Алтуховым, с которым мы дружим уже больше 15 лет. Расцветала эра онлайна, и мы решили строить бизнес в этой области вместе. Начали исследовать неоцифрованные ниши и наткнулись на интереснейший рынок автобусных перевозок. Почему нам вдруг показались интересными автобусные перевозки?
В то время в авиа- и жд-перевозках уже можно было в два клика приобрести электронный билет. Такие сервисы только-только появлялись и буквально вмиг стали популярными. С автобусами все было немного иначе: это был очень консервативный, можно сказать, аналоговый рынок. Лишь десяток прогрессивных перевозчиков и автовокзалов смогли организовать продажу электронных билетов на автобусы. Но уже тогда тренд был очевиден. Нас это захватило. Это был настоящий вызов, спортивный ажиотаж.
Было очевидно, что на этом рынке есть место для крупного игрока в онлайне. Но в отличие от авиа- и жд-рынка, где уже давно у перевозчиков есть стандартизированные автоматизированные системы, к которым можно подключиться и получить качественный инвентарь, на автобусном рынке таких решений было мало. Большая часть перевозчиков на рынке не вела дистрибуцию билетов в онлайне.
Так что поначалу мы сфокусировались именно на создании технологической платформы, так называемой GDS, к которой можно было подключить сайты и мобильные приложения и начать на них продажу билетов наших партнеров — перевозчиков и автовокзалов.
Каждый день мы учились быть цифровыми. При этом на старте проекта у нас был ноль знаний в IT. Оказалось, это не помешало нам построить одну из самых технологичных компаний в нашем регионе. За семь лет развития бизнеса я осознал, что главное не досконально разбираться в предмете, а окружать себя людьми, которые покрывают те вещи, которых ты не понимаешь. Потому что если я поставлю себе цель научиться писать код или строить программную архитектуру, на это уйдут годы, может, десятилетия, и у меня просто не хватит времени построить большую компанию. Как говорится, дирижер вряд ли хорошо играет на скрипке.