«Пиноккио, скажи что-нибудь»: каким получился фильм Маттео Гарроне
В российский прокат вышел фильм Маттео Гарроне «Пиноккио», рассказывающий сказку Карло Коллоди на новый лад. Кинокритик Ярослав Забалуев объясняет — какой именно.
Настоящий сказочник всегда кажется не просто рассказчиком, а все-таки немного волшебником. Это редкое и полузабытое сегодня искусство, суть которого не просто увлечь, а погрузить тебя в мир, наполненный не только нездешним светом, но и многими другими — подчас пугающими — штуками. Клокочущий мрак лесной чащи ведь щекочет нервы не хуже (а то и поуверенней) схватки с драконом — все дело в подборе и порядке слов и образов, в интонации. Именно таков талант Маттео Гарроне — не просто выдающегося, а едва ли не самого диковинного из больших режиссеров современной Италии. Сам он, впрочем, отказывается быть исключительно сказочником — начинал с «Гоморры» и «Реальности» (оба фильма получили Гран-при в Каннах). Однако самые удивительные его работы — это все-таки вышедшие пять лет назад «Страшные сказки» и теперь «Пиноккио».
В прошлый раз Гарроне взялся за несколько сказок из старейшего в Европе рукописного фольклорного свода — «Сказки сказок» Джамбаттисты Базиле. И вот наконец хлынули на широкий экран кровь, любовь и настоящая всамделишная хтонь. Хотя дело было совсем не в пожирающей огромное сердце Сальме Хайек (хотя это, бесспорно, красиво), а в том, как режиссер обнажил саму суть сказочного волшебства, звеневшего в воздухе до того, как человечество придумало и приняло гуманистические ценности в их нынешнем виде. Смотреть на это было страшно, но тем не менее — не оторваться. Мелькали даже мечты о том, чтобы кто-нибудь так же обошелся с «Русскими заветными сказками» Афанасьева… В общем, спустя пять лет режиссер решил вернуться к сказкам — на сей раз авторским