Как быть вегетарианцем в мире животных
В издательстве «Альпина Паблишер» выходит книга Маркуса Уикса «Что бы сказал Ницше. Как великие философы решили бы ваши проблемы». В ней собраны ответы на самые разные вопросы: должны ли мы чувствовать себя виноватыми, нормально ли бояться смерти, что художественного в куче мусора и почему политики никогда не отвечают на вопросы прямо. «Сноб» публикует одну из глав
Кажется, в наши дни многие стали вегетарианцами. Или даже веганами. И вам, понятное дело, интересны их мотивы. Это просто новая модная диета? Или у них правда веские причины прекратить есть мясо? В конце концов, человек всеяден, ведь так? И, как и многие другие животные, мы и мясо можем есть? Это же естественный ход вещей. Хотя вы готовы согласиться с тем, что мы плохо обращаемся с животными, и вы бы лучше не ели продуктов с жестоких агропромышленных ферм. Может, вегетарианцы и правы, что у животных есть какие-то права. Насколько далеко вы готовы здесь зайти?
Сразу договоримся, что речь пойдет не о животных, а о людях и о том, как они ощущают свое место в мире. Только недавно мы начали понимать, что мы не центр мироздания, не хозяева природы, а ее часть. Большинство мировоззрений — религиозных, философских и научных — воспринимали как должное идею о человечестве как особом случае в истории Вселенной. Поэтому вы не найдете ни веганов, ни сторонников защиты животных среди философов вплоть до эпохи Просвещения, хотя их и было крайне мало до ХХ века.
Возьмем, к примеру, Аристотеля. Большую часть своей жизни он провел в путешествиях по странам и островам восточной части Средиземного моря, исследуя природу и организуя свои находки в перечень всех живых существ. Он вам сказал бы, что тщательно изучал и классифицировал разных животных по их основным признакам, и поэтому он мог подтвердить, что в природе есть иерархия. Существуют растения, обладающие признаком жизни, но не умеющие чувствовать, и существуют животные. Есть низшие животные, например черви и насекомые, следом идут птицы, рыбы и так далее, а над ними — благородные животные. Непосредственно на вершине располагаются люди.
Когда в Средние века появились христианские философы, они использовали аристотелевскую иерархию в качестве модели того, что называется scala naturae, Великой цепью бытия. Единственным изменением было помещение на вершину иерархии Бога и нескольких ангельских чинов между Ним и человеком. Средневековые философы сказали бы, что это вопрос морального превосходства и объяснили бы пищевую цепочку так: растения существуют, чтобы их ели животные; одни животные — чтобы их ели другие животные и так далее. Вот поэтому Бог и сделал животных