«Фотография берется, по сути, из ниоткуда»
- ФИО: Ксения Середа
- Профессия: Оператор
- Работы: «Дылда» (2019), «Звоните ДиКаприо!» (2018), «Кислота» (2018)
20-летняя актриса или автор саундтрека — дело, в общем, обычное. Чего не скажешь о 26-летнем операторе, в 23 года снявшем «Дылду» («Золотая пальмовая ветвь» Каннского фестиваля в программе «Особый взгляд»), а в 22 — один из самых популярных российских сериалов «Звоните ДиКаприо!». Тем более (мы вынуждены это признать), если речь идет об операторе-девушке. В рамках проекта «Кино Esquire» мы встретились с Ксенией Середой и поговорили о том, почему на операторский факультет ВГИКа так сложно поступить, зачем сейчас снимать кино на пленку и так ли много денег крутится в киноиндустрии, как может показаться со стороны.
Давай начнем с самого начала — расскажи свою историю своими словами?
Я родилась 24 августа 1994 года в Москве. Окончила ВГИК, операторский факультет, мастерскую Юрия Анатольевича Невского. На первом курсе познакомилась с режиссером Володей Беком, и почти сразу мы с ним сняли наш дебютный полный метр — фильм «Без кожи». Это была моя первая работа — большая, но еще неосознанная. У Володи было намного больше опыта, потому что он тогда был на третьем курсе, а это уже достаточно серьезно. Мы сняли историю про двух ребят, которые поступают в театральный вуз на актеров: главный герой приехал из другого города, он знакомится с девушкой, и они живут в Москве во время вступительных экзаменов.
Почему ты вообще решила поступать во ВГИК?
Если честно, в детстве я не мечтала стать оператором. Во мне это желание сформировалось, наверное, ближе к окончанию школы. Я занималась фотографией во Дворце пионеров и там познакомилась с одним парнем, который поступил во ВГИК на операторский факультет. Он рассказал: «Слушай, это намного лучше, чем просто фотография, потому что кино — это фотография в движении». Но для поступления нужно было портфолио со снимками. В общем, мне показалось занятным попробовать поступить.
Как твои родители отнеслись к выбору профессии тогда?
Для них это, конечно, было немножко неожиданно. Наверное, потому, что я учила много языков в школе и как будто бы было достаточно очевидно стать филологом или лингвистом. Кроме языков мне нравились точные науки, а сами языки мне не столько нравилось учить, сколько нравилось на них разговаривать — и нравится до сих пор. Но ощущения, что это профессия моей мечты, у меня не было. Так что как только меня увлекла идея поступления на операторский, я начала готовиться.
А на каких языках ты говоришь?
Кроме русского я учила английский, немецкий, арабский, итальянский и болгарский.
Почему такой необычный набор?
Я хотела, чтобы это были разные языковые группы. Сейчас я говорю только на английском и на немецком, в остальных языках у меня слишком мало практики. Какие-то вещи, конечно, я помню, но язык — это очень живая вещь, он требует постоянных упражнений.
И параллельно с иностранными языками ты начала фотографировать, верно?
Да. Наверное, классе в десятом. У мамы с папой были фотоаппараты — помню, мама все время ругалась: когда мы куда-то ездили, я тратила всю пленку на очень странные, по мнению родителей, кадры. Наверняка они и правда были очень странными — деревья, небо, еще что-то. Мне всегда очень нравилось снимать, а в девятом-десятом классе еще возраст такой, когда хочется иметь хобби. И я узнала про этот кружок во Дворце пионеров. Он считался очень крутым, потому что там учили не только съемке, но и фотографическим пленочным и другим аналоговым процессам, работе с кинофотоматериалами. Там меня научили проявлять пленку вручную — это очень пригодилось на вступительных во ВГИК. Сейчас этого тура на вступительных экзаменах уже нет.
Тур состоял из того, что нужно было проявить пленку?
Да. На операторском во ВГИКе, когда я поступала, было четыре тура. Первый тур — заочный: нужно было принести комплект фотографий, около 35 штук. Гипсы, портреты, натюрморты, репортажные кадры, из которых не меньше половины должны были быть выполнены на пленку. Следующий тур — практический. Тебе выдают две катушки черно-белой пленки, и ты должен снять за один день в павильоне гипс, портрет и натюрморт, потом на улице сделать несколько жанровых или репортажных фотографий, в тот же день вернуться во ВГИК, проявить эту пленку, выбрать кадры на печать и либо напечатать их вручную на фотоувеличителе, либо отдать в печать в лабораторию. Многие отваливались на этом этапе. Третий тур — теоретический: мы сдавали историю фотографии, кинофотопроцесс, теорию материалов и оптики, хотя творческие вопросы там тоже были. И там же тоже оценивали комплект снимков, который ты отфотографировал на втором туре, — уже с технической точки зрения. Чтобы проявлять снимки, нужно иметь навык: ты должен зарядить пленку в проявочный бочок вслепую в черной комнате, и сделать это правильно, чтобы потом, когда ты начинаешь заливать проявитель, фиксаж и так далее, там ничего не слиплось. Иначе получится брак и химические процессы не пройдут так, как должны. Если ты проходил все эти туры хотя бы с баллом не ниже 41, то уже непосредственно мастер обсуждал с тобой твои комплекты фотографий, задавал вопросы на творческий потенциал и знание истории искусств — по истории в целом, истории музыки, истории живописи, истории кино.